Национально-освободительное движение угнетенных народов Азербайджана в конце 19 века В Азербайджане на всем протяжении 60-х годов не было массового крестьянского движения. Демократическая общественность не была столь сильна, чтобы оказать сколько-нибудь существенное влияние на ход крестьянской реформы. Поэтому царское правительство проводило ее здесь в еще более урезанном виде, чем в Центральной России.
В 70—80-х годах в Азербайджане также шло развитие капитализма и вместе с тем формирование буржуазной нации. Центром этих процессов был Баку, основой — быстро растущая нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и обслуживающие ее отрасли производства (механические заводы, железнодорожный и морской транспорт и пр.). Сравнительно слабой азербайджанской промышленной буржуазии пришлось вести борьбу с мощными конкурентами — армянским, русским и иностранным капиталом (Кокорев, Лианозов, Ман-ташев, бр. Нобель и др.), сосредоточившим в своих руках большинство крупных и средних нефтяных предприятий и контролировавшим значительную часть других отраслей промышленности. Знаменем азербайджанской буржуазии становится национализм, направленный не столько против буржуазии державной нации, сколько против армянской буржуазии, укрепившейся в Азербайджане. Национальное движение проявляется в форме нерешительных попыток молодой азербайджанской буржуазии оградить свои интересы от натиска инонационального капитала, защиты «родного края», национальной культуры и языка от различных притеснений, борьбы против средневековой отсталости и мракобесия.
В пореформенном Азербайджане, исключая Баку, развитие капиталистических отношений одерживалось множеством феодально-патриархальных пережитков, консервировавшихся царпзмом. Это накладывало отпечаток на формы эксплуатации п угнетения трудового народа, отражалось на общественно-политической мысли, обусловливало слабость национально-освободительного движения.
Часть азербайджанской интеллигенции в силу своего происхождения была связана с земельной аристократией и духовенством. Из этой среды вышло немало чиновников царской администрации на Кавказе, верой и правдой служивших самодержавию. Выразителем их взглядов была газета «Зия («Свет»), издававшаяся в Тифлисе с 1879 г. Сеидом Унсизаде — членом духовного управления Закавказья. Среди лиц, объединившихся вокруг газеты, преобладали представители духовенства. Они начертали на своем знамени девиз: «Будем следовать по пути наших предков», понимая под этим верность бекам и ханам, раболепие и покорность перед царем, слепое почитание религиоз-1 ных вероучений.
Широко затрагивала вопросы политики, экономики и культуры газета «Кешкюль» («Сума дервиша», издатель Джелал Унсизаде), выходившая в Тифлисе в 1880—1891 гг. Она выступала против восточного деспотизма и фанатизма, предоставляла иногда страницы передовым национальным буржуазным деятелям, апеллировавшим к «низам». Характерно, что именно «Кешкюль» впервые употребила понятие «азербайджанская национальность». На ее страницах не раз звучали призывы к повышению активности азербайджанской буржуазии, слишком равнодушно взиравшей на деятельность предпринимателей и торговцев иных национальностей, захватывавших богатства Азербайджана. «Кешкюль» обращалась и к молодой азербайджанской интеллигенции с призывом служить делу национального обновления.
Интересы растущей национальной буржуазии выражала также газета «Каспий», издававшаяся на средства крупного азербайджанского нефтепромышленника Тагиева. Но протест против реакции и национального гнета здесь был очень робким и непоследовательным.
В Азербайджане по существу не было оформившегося буржуазного оппозиционного движения, направленного против феодально-клерикальных сил. Идеологи буржуазно-помещичьих кругов не ставили вопрос о революционной борьбе с царизмом, его колониальной политикой. «Кешкюль», а тем более «Каспий» не заводили даже и речи о ликвидации остатков феодализма. Не покушались подобные издания и на основы мусульманской религии.
Политическим устремлениям части буржуазно-помещичьих и клерикальных кругов Азербайджана отвечала идеология пантюркизма — одной из разновидностей буржуазного национализма. Националистические идеи были чужды азербайджанскому народу. Повседневно общаясь с трудящимися других национальностей, особенно широко представленных среди рабочих нефтепромыслов, массы убеждались в единстве интересов азербайджанцев, армян, русских, грузин и др. Буржуазно-националистические группировки в Азербайджане не имели массовой базы. Идеологи воинствующего национализма позже выродились в злейших врагов азербайджанского народа.
Освободительное движение в Азербайджане развивалось вопреки буржуазно-помещичьей идеологии, преодолевая ее влияние. Идеи и настроения крестьянства и городских «низов» выражала передовая часть азербайджанской интеллигенции, испытавшая влияние русских революционных демократов и выступавшая за преодоление пережитков средневековья, за ликвидацию национального угнетения.
В пореформенную эпоху в русских культурных центрах увеличивалось количество азербайджанской учащейся молодежи. Вращаясь в среде русской демократической интеллигенции, она втягивалась в освободительное движение, участвовала в студенческих выступлениях в Москве и Петербурге, в деятельности нелегальных кружков и организаций. Так, по делу Каракозова к ответственности были привлечены и выходцы из Азербайджана. Участие азербайджанской молодежи в русских революционных кружках прослеживается и в 70—80-е годы. Народнические кружки и группы возникают и в Восточном Закавказье, в Баку, Гяндже (Елизаветполе) и др. Пропаганда народнических идей не прекращалась и после их разгрома.
Несмотря на свою малочисленность, демократическая интеллигенция Азербайджана образовала сильное левое крыло в «движении обновления» жизни, выдвигала требования, отвечавшие интересам масс: просвещение народа, ликвидация национального гнета и др.
Во главе движения за национальное и социальное освобождение Азербайджана в 60—70-х годах стоял М. Ф. Ахундов, сыгравший громадную роль в пробуждении национального самосознания народа. Выступая против феодальных порядков, восточного деспотизма, догм ислама, отстаивая равноправие женщин, Ахундов писал: «Наша цель заключается в том, чтобы высоко поднять знамя свободы, справедливости и дать народу возможность спокойно строить свою жизнь, идти к благоденствию и достигать зажиточного существования» '.
В пореформенный период в деятельности и творчестве Ахундова происходит серьезный сдвиг. Если в 40—50-х годах он идеализировал «просвещенных правителей», пытаясь словами, вложенными в их уста, воздействовать на современников, то теперь он более отчетливо осознает силу народа, обращается к нему, встает на защиту его поруганных прав, призывает его к борьбе с угнетателями. Из работ Ахундова азербайджанский народ впервые узнал о содержании таких понятий, как цация, революция, прогресс, демократия, конституция и т. п. Выступая против феодально-религиозного миросозерцания, Ахундов писал: «Я считаю все религии абсурдом и пустой фантазией» Важная роль в борьбе против феодально-клерикальной реакции, в пропаганде демократических идей принадлежала азербайджанской газете «Экинчи» («Пахарь»), выходившей в 1875 — 1877 гг. Ее издателем и редактором был крупный прогрессивный общественный деятель, ученый-дарвинист Гасан-бек Меликов (Зардаби). Вокруг газеты сплотились передовые деятели Азербайджана Н. Б. Везиров, С. А. Ширвани, А. Адигезалов и др. Выход «Экинчи» восторженно приветствовал Ахундов. Газета явилась выразительницей идей крестьянской демократии. Она боролась против отживших форм в экономике, общественном и политическом строе, высоко подняла знамя науки, просвещения, общественного прогресса. Отстаивая интересы крестьянства, Зардаби идеализировал общинное землепользование. Но при всей исторической ограниченности его миросозерцания, борьба с феодализмом и клерикальной идеологией, которую он вел, была прогрессивным явлением. В противовес реакционерам из газеты «Зия», призывавшим сохранять верность отжившим обычаям предков, «Экинчи» выдвинула лозунг: «Мы погибнем, если пойдем по пути предков».
«Экинчи» развенчивала дедовские феодальные порядки, освящавший их шариат, разоблачала жестокость и произвол беков, старшин, ростовщиков, купцов, грабивших крестьян, ратовала за организацию крестьянских обществ взаимопомощи и кредита, выступала в защиту женщин. Крупной заслугой «Экинчи» является пропаганда идей братства и дружбы народов, борьба против межнациональной вражды.
Зардаби был горячим противником подчинения школы церкви, он открыл на страницах «Экинчи» дискуссию о характере образования, доказывал необходимость просвещения народа. Разоблачая фанатиков-реакционеров, он писал: «Эти люди объявляют всех мусульман, идущих в школы, еретиками, вероотступниками. Эти беки вовсе не заинтересованы в том, чтобы народ стал образованным, грамотным. Они этого не хотят, ибо в таком случае народ сбросит их ненавистное ярмо».
Борьба передовых деятелей Азербайджана за реформу школы отражала объективные потребности развивавшейся промышленности, транспорта, торговли. Усилиями интеллигентов-просветителей стали создаваться школы с новой программой обучения. Так называемые новометодные школы впервые возникли в 70—80-х годах в Шемахе, Шуше, Ордубаде, Нахичевани. Кроме шариата, в них преподавались на родном языке светские дисциплины: история, география, естествознание. Обучение в этих школах русскому языку способствовало овладению русской культурой. «Дорогой к свету» называл русский язык С. А. Шир-вани.
Крупную роль в просветительском движении играл Нариман Нариманов (1870—1925 гг.). После долгих хлопот ему удалось в 1894 г. открыть в Баку первую в Азербайджане публичную библиотеку-читальню. При читальне быстро образовался актив, содействовавший распространению прогрессивной литературы, здесь начали проводиться беседы и диспуты по острым общественным вопросам. Полицейские агенты сообщали, что молодежь, собираясь в ней, ведет антиправительственные разговоры. В 1898 г. библиотека-читальня за «вредную деятельность» была закрыта царскими властями.
Свежие веяния в общественной жизни, становление новой школы, пропаганда просветительских идей, развитие материалистической и атеистической философии, подвергавшей суровой критике феодально-религиозную идеологию, появление новых национально-культурных учреждений, прессы на родном языке и т. д. содействовали пробуждению национального самосознания народа. Но в тех исторических условиях борьба демократической интеллигенции за национальный прогресс не переросла в сильное оппозиционное движение против царизма, в движение за преодоление отсталости азербайджанской деревни.
Выдвигая на первый план проблему просвещения народа, развития науки, просветители не понимали, что без ломки социально-экономических и политических порядков, обрекавших народ на нищету и безграмотность, невозможно решить задачу культурного и экономического подъема страны. | |
Просмотров: 867 | |