Социал-демократические кружки в России в конце 19 века

Социал-демократические кружки в России в конце 19 века

Группа Благоева

Наряду с заграничной группой «Освобождение труда» марксистские кружки и группы стали появляться и в самой России.

«В самодержавной стране вообще,— писал В. И. Ленин,— в тех условиях, которые созданы были всей историей русского революционного движения в особенности, социалистическая рабочая партия не могла развиться иначе, как из кружков. Кружки, т. е. тесные, замкнутые, почти всегда на личной дружбе основанные, сплочения очень малого числа лиц, были необходимым этапом развития социализма и рабочего движения в России» ’. Главным содержанием деятельности социал-демократических кружков и групп на этом историческом этапе, занявшем целое десятилетие, была пропаганда марксизма, имевшая целью завоевание на его сторону пролетарского авангарда.

 

Первой марксистской группой, возникшей в России, была образовавшаяся в конце 1883 г. в Петербурге «Партия русских социал-демократов», вошедшая в историю под названием группы Благоева, по имени одного из ее организаторов, студента Петербургского университета Дмитрия Благоева, впоследствии основателя и вождя Коммунистической партии Болгарии. Знакомство с «Капиталом» К. Маркса и разочарование в народнической теории и тактике заставили Благоева обратиться к марксизму. Вместе с разделявшими его взгляды другими студентами Петербургского университета В. Г. Харитоновым и В. Е. Благославовым он организовал группу из девяти человек.

 

Уже самим названием группа открыто заявляла, что по своим воззрениям она примыкает к международной социал-демократии и порывает с народническими взглядами. Однако на деле группа в первое время ее существования, утвердившись в основном на социал-демократических позициях, еще не вполне освободилась от традиций прошлого. По позднейшему признанию Благоева, их тогдашние взгляды представляли собой «смесь марксизма с лассальянством и с остатками старых утопических взглядов...» 1

 

После ареста Благоева и высылки весной 1885 г. в Болгарию группой продолжали успешно руководить В. Г. Харитонов, Н. П. Андреев, П. А. Латышев. Группа пополнялась новыми членами. Ее деятельность встала на еще более твердую почву после того, как благоевцы в конце 1884 г. вступили в переписку с плехановской группой «Освобождение труда», начали получать от нее литературные материалы, советы.

 

Основные усилия группы Благоева были направлены на создание рабочих кружков на заводах и фабриках Петербурга. Все наиболее деятельные члены группы являлись организаторами кружков и вели пропаганду в них. В частности, студенты-технологи, проходя практику на заводах Петербурга, стремились завязать связи с передовыми рабочими. Кружки имелись за Невской и Московской заставами, на Васильевском острове. Выборгской стороне. Всего насчитывалось до полутора десятка кружков.

 

В целях социал-демократической пропаганды группа Благоева наладила издание брошюр и листовок в специально устроенной нелегальной типографии. Выпуском в 1885 г. двух номеров газеты «Рабочий» она положила начало созданию в России периодической социал-демократической печати.

 

Петербургская группа завязала некоторые связи с другими городами. Об этом, в частности, свидетельствует перечень пунктов, где полиция смогла выловить отдельные номера газеты «Рабочий»: Москва, Тула, Самара (Куйбышев), Саратов, Киев, Одесса, Кременчуг, Таганрог.

 

После выхода в январе 1885 г. первого номера газеты «Рабочий» последовал первый крупный провал членов группы. В следующем году группа трижды подвергалась разгрому. Но несмотря на аресты, ее деятельность продолжалась. Только повальные аресты среди революционного студенчества, вызванные неудавшимся покушением на царя группы молодых народовольцев во главе с А. И. Ульяновым 1 марта 1887 г., привели к прекращению существования первой социал-демократической организации в Петербурге. Однако эти аресты почти не затронули участников рабочих кружков, созданных благоевцами. Распропагандированные рабочие продолжали вести работу на заводах и фабриках города. Семена марксизма, посеянные группой Благоева, не пропали даром и вскоре дали свои всходы.

Группа Точисского

В период, когда под градом репрессий начала угасать деятельность благоевской группы, в Петербурге развернула работу другая социал-демократическая организация — группа Точисского. П. В. Точисский происходил из дворянской семьи, с которой он рано порвал. Став рабочим, он всецело посвятил себя делу освобождения пролетариата. В основанную им организацию под названием «Товарищество С.-Петербургских мастеровых» входили преимущественно рабочие, в том числе В. А. Шелгунов, Е. А. Климанов (Афанасьев), Г. А. Мефодиев, ставшие впоследствии известными социал-демократами. В созданных «Товариществом» кружках рабочие изучали «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, знакомились с произведениями Г, В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» и другими социал-демократическими изданиями.

 

Работа «Товарищества С.-Петербургских мастеровых» была хорошо законспирирована. Поэтому, когда оно в 1888 г. подверглось разгрому, связи с рабочими кружками на заводах и фабриках не были раскрыты. Это обстоятельство сыграло существенную роль в последующем развитии пропаганды среди петербургских рабочих, в сохранении преемственности между группой Точисскогой социал-демократическими кружками, Возникшими в Петербурге позднее.

Группа Бруснева

Несравненно более значительной и разветвленной, чем две предыдущие организации петербургских рабочих, была группа М. И. Бруснева. Она сложилась осенью 1889 г. в Петербурге из студенческих кружков Технологического института и университета. Сам Бруснев, студент Технологического института, выделялся среди революционно настроенной молодежи как убежденный марксист и талантливый организатор.

 

Наиболее активные участники этой новой группы: Бруснев, братья Л. Б. и Г. Б. Красины, В. С. Голубев, Г. М. Род-зевич, В. Ф. Цивинский и др. установили связи с рабочими кружками, в которых вели пропаганду марксизма. Помимо этого, в Петербурге существовали кружки, в которых пропагандистами являлись сами передовые рабочие, получившие идейно-политическую закалку еще в период деятельности групп Благоева и Точисского и уцелевшие после их разгрома. Брус-невцы объединили все эти рабочие кружки в единую организацию, которой руководил Центральный рабочий кружок, составленный из представителей районов.

 

Целью пропагандистской работы группы Бруснева было вооружение рабочих знаниями, подготовка из них политически зрелых руководителей движения — «русских Бебелей». Группа располагала для этого важнейшими произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса: «Манифестом Коммунистической партии», «Капиталом» и др. Она имела несколько экземпляров книг Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба»! и «Наши разногласия», программы группы «Освобождение труда», а также другие ее издания. Но прежде чем знакомить членов кружков с основными идеями названных произведений, приходилось обучать их чтению, письму и счету. Затем им сообщался определенный круг элементарных знаний по природоведению. После этого начиналось изучение истории революционного движения, зачатков политической экономии и научного социализма. Лишь кружок высшего типа, объединявший руководителей организации и имевхпий целью подготовить пропагандистов из числа самих рабочих, занимался по повышенной программе. Этим кружком руководили Бруснев и Л. Красин. Всего за период деятельности группы Бруснева исследователями устанавливается существование 27 рабочих кружков, действовавших почти на всех крупнейших заводах Петербурга.

 

Группой Бруснева были сделаны первые робкие попытки выйти за рамки конспиративных кружков, перейти от пропаганды к агитации. Во время стачек зимой 1890/91 г. на фабрике Торнтона и судостроительном заводе «Новое адмиралтейство» группа выпустила две листовки, напечатанные на гектографе, в которых обличались порядки на этих предприятиях и формулировались требования забастовавших рабочих. Листовки имели большой успех среди стачечников и распространялись также на других фабриках и заводах.

 

В результате деятельности группы Бруснева была создана организация, которая простирала свое влияние па все районы столицы и послужила основой для последующего развития социал-демократического движения не только в Петербурге, но и в других городах страны.

 

Группа Бруснева подготовила почву для первых политических выступлений русского пролетариата.

 

В состоявшихся 15 апреля 1891 г. похоронах писателя-демократа Н. В. Шелгунова, которые приобрели характер политической демонстрации, приняло участие до 100 рабочих-круж-ковцев. Они несли венок, увитый красной лептой с надписью: «Указателю пути к свободе и братству от петербургских рабочих». Необычный вид участников демонстрации в костюмах рабочих привлек всеобщее внимание и еще более усилил впечатление от этого открытого политического выступления.

Большой успех «Шелгуновской демонстрации» побудил группу Бруснева отпраздновать в 1891 г., впервые в центральной России, международный пролетарский праздник 1 Мая. На одной из сходок в лесу под Петербургом собралось до 80 передовых рабочих. Произнесенные рабочими на тайных собраниях политические речи свидетельствовали о пробуждении пролетариата как класса. Напечатанные сразу же нелегально на гектографе в Петербурге, а затем брошюрой за границей, они долгое время служили агитационным материалом для социал-демократических кружков.

 

Историческое значение двух указанных выступлений петербургского пролетариата высоко оцепил В. И. Ленин, который писал: «...1891-й год — участие петербургских рабочих в демонстрации на похоронах Шелгунова, политические речи на петербургской маевке. Перед нами социал-демократическая демонстрация передовиков-рабочих при отсутствии массового движения» ’.

 

По окончании Технологического института Бруснев переехал в Москву и стал работать в мастерских Брестской железной дороги. Еще до этого для установления связей с рабочими Москвы сюда приехал другой участник группы Бруснева, Ф. Афанасьев, поступивший работать ткачом на Прохоровскую мануфактуру. Благодаря их усилиям возникло ответвление брус-невской группы в Москве.

 

Однако названные выше политические выступления повлекли за собой усиление полицейских преследований, а затем и разгром всей организации. После неудавшейся второй маевки в 1892 г. в Петербурге последовали массовые аресты, которые привели к прекращению деятельности брусневской группы.

Марксистские кружки Федосеева

Большое значение в распространении идей революционного марксизма в России имели также федосеевские кружки в Казани в конце 80-х годов. Еще в юношеском возрасте Н. Е. Федосеев примкнул к марксизму. Во время студенческих волнений в декабре 1887 г. он был исключен из восьмого класса Казанской гимназии за чтение запрещенной литературы и «политическую неблагонадежность». Его родители — дворяне после этого совершенно отвернулись от него, и он, живя на грошовые уроки, целиком отдался пропаганде марксизма в организованных им кружках. В одном из федосеевских кружков с осени 1888 г. до весны 1889 г. принимал участие В. И. Ленин.

 

Вспоминая эти годы, В. И. Ленин писал: «Н. Е. Федосеев был одним из первых, начавших провозглашать свою принадлежность к марксистскому направлению... Особенно осталось в моей памяти, что Федосеев пользовался необыкновенной симпатией всех его знавших, как тип революционера старых времен, всецело преданного своему делу...» 1

 

Несмотря на короткий срок существования федосеевских кружков, они оставили большой след. Из этих кружков вышло немало убежденных марксистов (М. Г. Григорьев, Н. А. Мотовилов и др.), которые потом продолжали вести пропаганду марксизма в Поволжье и в других районах страны.

 

Кружки рабочих, начинавших знакомиться с марксистской литературой, в конце 80-х годов возникают и в ряде других городов. Вокруг отдельных социал-демократов, появившихся к тому времени в Москве, Киеве, Одессе и Вильне и установивших связи с плехановской группой, также образовываются социал-демократические кружки из революционной молодежи.

Категория: История | Добавил: fantast (30.09.2018)
Просмотров: 5436 | Рейтинг: 0.0/0