Группы революционных народников в 80-х — начале 90-х годов 19 века в России Революционное народничество в 80-х годах все более отодвигалось на второй план либерально-народническим течением. Знаменитый Исполнительный комитет «Народной воли» в течение года-двух непрерывными арестами был уничтожен. Только немногие из его членов успели скрыться за границу. На периферии продолжали существовать народовольческие группы, объединявшие вокруг себя революционную молодежь и отдельных передовых рабочих. Ореол «Народной воли» и ее героев долго держал в плену воображение многих лучших представителей русской молодежи. Однако все попытки восстановить центральную организацию «Народной воли» терпели неудачу.
Прибывший весной 1884 г. из-за границы Г. А. Лопатин с целью возрождения «Народной воли» объехал многие города России. Начатая им работа по объединению уцелевших народовольческих групп и восстановлению центральной организации была прервана его арестом в октябре 1884 г. Отобранная у него записная книжка с адресами и явками дала полиции возможность арестовать многих видных народовольцев на местах и в ряде случаев начисто уничтожить остатки народовольческих организаций.
Еще одна попытка объединения сохранившихся народовольческих организаций была сделана Б. Д. Оржихом в 1884— 1886 гг. на юге России, с тем чтобы потом восстановить связи с народовольцами в Петербурге и других северных городах. Оржиху вместе с В. Г. Тан-Богоразом удалось издать очередной и последний (11-12-й) номер «Народной воли». Но снова произошел провал всей организации. Из других народовольческих организаций в 80-х годах больше других проявили себя «Молодая партия „Народной воли“» и «Террористическая фракция „Народной воли11». Самым видным деятелем первой из них был поэт П. Ф. Якубович-Мель-шин. Молодые народовольцы отстаивали идею фабричного и аграрного террора в отношении наиболее злостных притеснителей народа. «Террористическая фракция „Народной воли11» во главе с А. И. Ульяновым хотя и испытала на себе некоторое влияние марксизма, но, как показывает ее программа, главным средством борьбы с самодержавием считала систематический террор. Неудавшаяся попытка 1 марта 1887 г. повторить акт цареубийства привела к разгрому организации и казни ряда ее участников.
Общественный подъем в начале 90-х годов вызвал появление еще одной народовольческой организации — «Группы народовольцев» в составе М. С. Александрова (Ольминского), А. А. Федулова, А. А. Ергина и других, в дальнейшем из-за арестов сильно обновившейся. Группа имела значительные связи среди рабочих Петербурга, свою типографию, в которой были напечатаны некоторые издания петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Преодоление влияния народовольческих теорий на рабочих было одной из важнейших задач молодой русской социал-демократии. «В 80-х и начале 90-х годов,— писал В. И. Ленин,— когда начинали практически работать в России социал-демократы, они видели перед собой, во-1-х, народоводьцев, которые упрекали их в том, что они отстраняются от политической борьбы, завещанной русским революционным движением, и с которыми социал-демократы вели упорную полемику, а во-2-х, российское либеральное общество, которое тоже недовольно было поворотом революционного движения от народовольчества к социал-демократии» В полемике, которая велась в середине 90-х годов с народовольцами по вопросу о политической борьбе, смогли уже принять участие передовые рабочие, прошедшие марксистскую подготовку в кружках под руководством революционных социал-демократов.
После разгрома партии «Черный передел» кружки чернопе-редельцев в течение 80-х годов еще продолжали существовать в Перми, Пензе, Харькове и других городах. Они вели пропаганду среди крестьян и рабочих, но без большого успеха. Отдельные участники этих кружков, перейдя на позиции марксизма, вошли затем в состав первых социал-демократических организаций. Некоторая часть бывших чернопсредельцев влилась в общий поток либерального народничества. | |
Просмотров: 1992 | |