Борьба В. И. Ленина с народничеством

Борьба В. И. Ленина с народничеством

Однако одной критики «субъективного метода» народников и противопоставления ему философии марксизма — диалектического и исторического материализма — было еще недостаточно для победы нового направления. Требовалось, во-первых, критически рассмотреть всю систему взглядов либерального народничества и, во-вторых, что было еще более насущной задачей,— на основе марксистского метода проанализировать всю русскую действительность и, исходя из этого, наметить программу практических действий революционной социал-демократии. Эту задачу выполнил В. И. Ленин уже в первых своих работах. Весной и летом 1894 г. появились изданные нелегально три выпуска книги «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» В 1895 г. увидела свет статья «Экономическое содержание народничества», напечатанная в сборнике «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития». Сборник был вскоре сожжен по распоряжению цензуры, но 100 экземпляров его удалось распространить. Значение этих работ очень велико. В них впервые была оформлена целая система важнейших идей, которые позднее были всесторонне развиты Лениным и, получив в XX в. наименование большевизма, сыграли всемирно-историческую роль в судьбах русской революции и международного коммунистического движения.

 

В своих работах В. И. Ленин впервые показал полную научную несостоятельность теоретических основ либерально-народнического направления, раскрыл его философское и экономическое содержание и дал марксистскую оценку народничества в целом, с учетом всех этапов его эволюции. Тем самым он определил отношение революционных марксистов к их предшественникам.

 

Сущность народничества, по Ленину, состояла в представительстве интересов и идей русского мелкого производителя, крестьянина, в отражении его точки зрения. Господство народнической идеологии в пореформенной России было связано с наличием в стране массы мелких производителей, которых продолжали угнетать остатки крепостничества, с одной стороны, и начинал теснить крупный капитал — с другой. Народничество и выразило протест мелкого производителя против того и другого гнета.

 

Содержание народнической идеологии менялось по меое экономической эволюции самих мелких производителей, превращавшихся в товаропроизводителей, мелких буржуа. Поэтому В. И. Ленин всегда отличал старое, классическое, революционное народничество — русский «крестьянский социализм» от либерального народничества — мещанского, мелкобуржуазного социализма. Как социалистическая доктрина утопический русский «крестьянский социализм» представлял собой относительно стройную систему взглядов. Основой ее являлась «вера в особый уклад, общинный строй русской жизни; отсюда — верп в возможность крестьянской социалистической революции» Исповедовавшие эту веру революционные народники считали крестьянскую общину зачатком и фундаментом социализма, а кре-стьянина-общинника — готовым социалистом. Видя буржуазный характер пореформенной России, они искали «залогов будущего» в «общинном быте» народа. Политику они отвергали, как якобы выгодную одной лишь буржуазии, а к либерализму русского «общества» относились отрицательно, так как за ним видели вожделения той же буржуазии. Чтобы поднять крестьянство на социалистическую революцию, призванную разрушить самые основы буржуазного общества, они «шли в народ».

 

Но крестьянство, поставленное после реформы 1861 г. в условия развивавшегося товарного хозяйства и капитализма, ироникнутое частнособственническим индивидуализмом, осталось глухим к призывам народников. Вера в особый (общинный) уклад крестьянского хозяйства оказалась иллюзией, которая при первом же столкновении с жизнью развеялась как дым. После этого народники решили, что отозваться на их призыв крестьянам мешает правительство, и все свои силы обратили на борьбу с ним, ведя ее с исключительной энергией и самоотверженностью. Главным средством борьбы они избрали индивидуальный террор с целью дезорганизации сил правительства и его свержения.

 

Перейдя, вопреки своей доктрине, к борьбе за политическую свободу, народники сделали большой шаг вперед, хотя и понимали эту борьбу слишком узко — в первую очередь как организацию заговора. И вели ее они во имя прежней цели — крестьянской социалистической революции, т. е. на основе несостоятельной теории.

 

Исторической заслугой революционных народников, этих, по характеристике В. И. Ленина, «лучших людей своего времени», были боевой демократизм, создание превосходной конспиративной революционной организации, беззаветная преданность делу революции, бесстрашие и героизм.

 

Что же касается революционной теории и тактики, то здесь революционное народничество, в основном дало лишь отрицательный опыт. Заслугой народничества было то, что оно поставило перед русской общественной мыслью вопрос о капитализме. Но решило оно этот узловой вопрос пореформенной эпохи в корне неправильно — с позиций устарелых западноевропейских социалистических учений. Из ложных теоретических установок вытекало и неправильное решение народниками программных и тактических вопросов. Не случайно, касаясь исторических уроков русского революционного движения, Ленин отмечал, что прогресс последнего состоял «не в завоевании каких-либо положительных приобретений, а в освобождении от вредных иллюзий. Мы освободились от иллюзий анархизма и народнического социализма, от пренебрежения к политике, от веры в самобытное развитие России, от убеждения, что народ готов для революции, от теории захвата власти и единоборства с самодержавием геройской интеллигенции» К

 

С 80-х годов революционное народничество стало неуклонно вырождаться в либеральное, в мелкобуржуазный реформизм. «Тускнела вера в особый уклад крестьянского хозяйства, в общину как зародыш и базис социализма, в возможность миновать путь капитализма посредством немедленной социальной революции» Программа либеральных народников свелась к требованию от «общества» и правительства мероприятий по укреплению мелкого крестьянского хозяйства и кустарных промыслов («народного производства»), т. е. не была направлена на уничтожение существующего строя, а вполне укладывалась в его рамки.

 

Перерождение революционного народничества в либеральное было естественным и неизбежным, поскольку само крестьянское хозяйство, вынужденное работать на рынок, становилось товарным, предпринимательским, т. е. по своему типу хозяйством буржуазным, или же постепенно разорялось, пролетаризировалось; крестьянство раскалывалось на деревенскую мелкую буржуазию и сельский пролетариат. Заботясь о мерах для поднятия экономического уровня крестьянского хозяйства, народники объективно пеклись об интересах сельской мелкой буржуазии. Таким образом, само экономическое развитие отняло всякую почву у мифа об особом (общинном, т. е. небуржуазном) укладе крестьянского хозяйства. «От прикосновения с действительностью,— отмечал В. И. Ленин,— миф рассеялся, и из крестьянского социализма получилось радикально-демократическое представительство мелкобуржуазного крестьянства» 1 2.

 

В идеологии народничества нельзя не видеть двух сторон: прогрессивной, революционно-демократической, и реакционной, поскольку сам класс мелкой буржуазии, класс крестьянства, интересы которого народники отражали, имел двойственный характер. Реакционным было стремление мелкой буржуазии сохранить свое положение как класса. Вместе с тем под лозунгом «уравнительности» крестьянство боролось против феодального землевладения, средневековых привилегий и всех остатков крепостничества. В этом заключалась прогрессивная сторона его устремлений. Общедемократические требования самоуправления, предоставления крестьянам гражданских прав, подъема мелкого хозяйства путем удешевления кредита, улучшения техники, организации сбыта, отмены выкупных платежей, возвращения отрезанных земель — вплоть до полной конфискации помещичьего землевладения и национализации земли — это были требования класса, революционно настроенного, готового к решительной борьбе с абсолютизмом и остатками крепостничества, и пролетариат готов был их поддерживать. «...Борьба рядом с радикальной демократией против абсолютизма и реакционных сословий и учреждений,— писал В. И. Ленин,— прямая обязанность рабочего класса, которую и должны внушать ему социал-демократы...» 3 Борьба за демократические требования в союзе с крестьянством была средством, облегчавшим пролетариату борьбу против самодержавия и буржуазии.

 

Таким образом, в результате всесторонней критики народничества В. И. Ленин показал исторические истоки, экономическое содержание и обнажил классовые корни народничества как революционно-демократического течения. Одновременно с этим он сформулировал одну из основных идей большевизма — идею союза пролетариата с крестьянством в борьбе с абсолютизмом и остатками крепостничества.

Категория: История | Добавил: fantast (30.09.2018)
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 0.0/0