Поворот передовой общественной мысли от народничества к марксизму

Поворот передовой общественной мысли от народничества к марксизму

Поход, начатый вожаками либерального народничества против революционного марксизма, не только не принес им лавров, но и послужил началом поворота передового общественного мнения от народничества к марксизму. Именно с этого момента марксизм становится массовым и самым влиятельным общественным течением в России.

 

Вот что писал об этом В. И. Ленин, вспоминая время, отмеченное первыми и явными успехами марксизма в России: «Это было вообще чрезвычайно оригинальное явление, в самую возможность которого не мог бы даже поверить никто в 80-х или начале 90-х годов... Внезапно пробивает себе дорогу в подцензурную литературу теория революционного марксизма, излагаемая эзоповским, но для всех „интересующихся понятным языком. Правительство привыкло считать опасной только теорию (революционного) народовольчества, не замечая, как водится, ее внутренней эволюции, радуясь всякой направленной против нее критике. Пока правительство спохватилось, пока тяжеловесная армия цензоров и жандармов разыскала нового врага и обрушилась на него,—до тех пор прошло немало (на наш русский счет) времени. А в это время выходили одна за другой марксистские книги, открывались марксистские журналы и газеты, марксистами становились повально все, марксистам льстили, за марксистами ухаживали, издатели восторгались необычайно ходким сбытом марксистских книг» ’.

 

В числе этих марксистских книг были такие, как имеющий эпохальное значение труд В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», его же «Экономические этюды и статьи», упоминавшаяся выше знаменитая полемическая работа Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.

 

Марксисты Поволжья в 1896—1897 гг. легально издавали в течение нескольких месяцев газету «Самарский вестник», в списке авторов которой фигурировали Г. В. Плеханов, П. П. Маслов, А. Й. Потресов и другие марксисты. В 1897 г. в Петербурге к марксистам перешел журнал группы народников — «Новое слово», но после девятой книжки он был закрыт. В 1899 г. стал издаваться другой легальный марксистский орган—«Начало», на пятом номере также закрытый властями. В конце 90-х годов марксисты получили возможность печататься в прогрессивных журналах «Научное обозрение», «Образование», «Жизнь».

 

Это кратковременное процветание марксизма в легальной литературе, способствовавшее быстрому распространению марксистских идей в России, в большой мере сделалось возможным благодаря союзу с попутчиками из буржуазно-демократической интеллигенции, в который вошли революционные марксисты для борьбы с народничеством. Для этих попутчиков — Струве, Ту-ган-Бараповского, Булгакова, Бердяева и др. марксистский флаг являлся лишь прикрытием, средством в борьбе с мелкобуржуазными утопиями народников в целях утверждения своих либерально-буржуазных позиций. «Это были,— характеризовал Б. И. Ленин главных представителей легального марксизма,— буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму» '.

 

Союз с легальными марксистами В. И. Ленин считал первым действительно политическим союзом русской социал-демократии. «Благодаря этому союзу,—отмечал он,— была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)».

 

Категория: История | Добавил: fantast (30.09.2018)
Просмотров: 703 | Рейтинг: 0.0/0