Соединение социализма с рабочим движение в конце 19 века Осенью 1895 г. начался подъем стачечного движения в Петербурге, послуживший началом полосы подготовки народной революции. В ноябре происходило сильное брожение среди ткачей суконной фабрики Торнтона. Причиной его были снижение расценок и безобразная система штрафов. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», у которого и до этого были связи с фабрикой, с помощью рабочих собрал сведения о положении на фабрике и выступил с листовкой «Чего требуют ткачи», под влиянием которой забастовало 500 ткачей. Через несколько дней «Союз» издал еще одну листовку ко всем рабочим фабрики Торнтона с призывом поддержать ткачей. Стойкость и боевой дух, проявленные торнтоновскими рабочими во время стачки, заставили хозяина пойти на уступки.
Почти одновременно разразилась весьма бурная забастовка папиросниц фабрики Лаферм, по поводу которой «Союз» снова выступил со специальным листком. В декабре произошли новые забастовки и волнения — на Путиловском заводе, на фабрике Кенига и др. На стачки «Союз» немедленно откликался выпуском листовок, в которых говорилось о произволе предпринимателей, нищенской жизни и полном бесправии рабочих и формулировались их требования к хозяевам и правительству.
Организованная «Союзом борьбы» массовая агитация вызвала среди рабочих готовность поддержать стачками требования к предпринимателям. Появление листовок на фабриках служило как бы объявлением войны хозяевам, которые нередко, не дожидаясь ее, предпочитали идти на уступки.
Ставя перед рабочим движением широкие политические задачи и стремясь к организации рабочего движения в масштабе всей страны, «Союз борьбы» наряду с выпуском листков приступил к подготовке печатного органа — газеты «Рабочее дело». В передовой статье, написанной Лениным для первого номера газеты, обрисовывалась историческая роль русского рабочего класса и прежде всего выдвигалась задача завоевания политической свободы. Рабочие призывались к борьбе с фабрикантами за человеческие условия жизни, к борьбе с произволом и всевластием правительства. Однако подготовленный номер «Рабочего дела» был захвачен полицией и не вышел.
Встревоженные подъемом стачечного движения, царские власти решили принять «меры». В ночь на 9 декабря были арестованы многие участники «Союза борьбы», в том числе руководящие его деятели Ленин, Кржижановский, Старков, Ванеев и др. Но это не остановило развертывавшегося движения. Уже в выпущенном через неделю листке говорилось, что «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» «остается невредимым и будет продолжать свое дело. Полиция ошиблась в адресе. Ничто не может прекратить стачек и борьбы, пока рабочий класс не освободится вполне от гнета капиталистов»«Союз борьбы» продолжал пополняться новыми силами. Через две-три недели снова закипела работа в кружках и возобновилась агитация с помощью листовок и брошюр.
Хотя в начале января 1896 г. были произведены новые аресты, листки продолжали регулярно появляться на фабриках и заводах; их получали по почте фабричные инспекторы и даже жандармское управление и градоначальник. Рабочие не переставали говорить о листках. Под влиянием этой агитации произошли новые стачки и волнения на фабрике Лебедева, в Новом адмиралтействе, на Сампсониевской мануфактуре, в мастерских Варшавской железной дороги, на бумагопрядильне Воронина, на Сестрорецком и Балтийском заводах. Особенно сильное действие произвел первомайский листок «Союза борьбы» 1896 г., выпущенный в количестве свыше 2 тыс. экземпляров. Вызванный им подъем боевого духа среди рабочих подготовил почву для грандиозной стачки текстильщиков Петербурга.
Небывалый успех агитации на экономической почве и теоретическая неподготовленность части социал-демократов — интеллигентов породили одностороннее увлечение экономической борьбой и забвение политики. Постепенно это увлечение переросло в целое направление, получившее название «экономизма». Вспоминая об этом времени, Н. К. Крупская писала: «„Эко-вомизм“ носился в воздухе: успех, который имела агитация среди рабочих на экономические темы, кружил голову. Противостоять экономизму могли лишь те, у кого была более или менее серьезная революционная подготовка, кто отчетливо представлял себе задачи развития рабочего движения»1 2. «Экономизм» в Петербурге в то время был представлен группой «молодых» социал-демократов из числа студенгов-технологов, группой Тахтарева, состоявшей из студентов-медиков, и некоторыми другими социал-демократами.
Однако в период деятельности в Петербурге группы «стариков» «экономизм» не выходил из зародышевого состояния, проявляясь главным образом в спорах в местных кружках, в обвинениях «стариков» в централизме, «диктатуре» и т. п. Поэтому идейное единство социал-демократии не нарушалось. Ее главное внимание было направлено на борьбу с народничеством и развитие практической партийной работы. Только с аресгом «стариков» и постепенным возобладанием в петербургском «Союзе борьбы» молодых социал-демократов «экономизм» стал приобретать силу, пока, наконец, с середины 1898 г. не сделался на время господствующим течением.
Историческое значение «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» очень велико. Он дал пример социал-демократической деятельности: наряду с пропагандой научного социализма «Союз» развернул широкую агитацию среди рабочих, принимая участие во всех проявлениях борьбы рабочего класса, во всех столкновениях рабочих с капиталистами из-за рабочего дня, заработной платы, условий труда и т. п., помогал им точнее формулировать свои требования к хозяевам. Развивая классовое сознание пролетариата, он связал борьбу за социализм с пропагандой в массах демократических лозунгов и требований. Зная, что всякая классовая борьба есть борьба политическая, деятели «Союза» стремились использовать каждое проявление полицейского гнета и насилия для политической агитации против самодержавия.
Таким образом, русская социал-демократия, представленная вначале группой «Освобождение труда» и немногими группами внутри России, к середине 90-х годов, завладев умами лучшей части революционной молодежи, сделалась составной частью массового движения рабочего класса. Так начало осуществляться соединение великих социальных и политических идеалов с классовой борьбой пролетариата, соединение научного социализма с рабочим движением. Преобразовательные стремления русских революционных марксистов отныне стали опираться на твердую почву — экономическую и политическую борьбу пролетариата. Это сразу придало им громадную политическую силу. | |
Просмотров: 778 | |