Первый съезд РСДРП. Образование "Союзов борьбы на местах" Период с конца 1894 до начала 1898 г., отмеченный интенсивной деятельностью ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», был знаменательным дли социал-демократического и рабочего движения не только в столице России — Петербурге, но и во всей стране. В. И. Ленин следующим образом характеризовал зтот период: «С быстротой эпидемии распространяется повальное увлечение интеллигенции борьбой с народничеством и хождением к рабочим, повальное увлечение рабочих стачками. Движение делает громадные успехи... Борьба заставляла учиться, читать нелегальные произведения всяких направлений, заниматься усиленно вопросами легального народничества. Воспитанные на этой борьбе социал-демократы шли в рабочее движение, „ни на минуту*1 нс забывая ни о теории марксизма, озарившей их ярким светом, ни о задаче низвержения самодержавия. Образование партии весной 1898 года было самым рельефным и в то же время последним делом социал-демократов этой полосы» '.
В это время социал-демократические организации и кружки возникают почти во всех более или менее крупных городах и промышленных местностях центральной России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья и Сибири. Тяга к объединению и сплочению среди социал-демократических деятелей и передовых рабочих приводит к появлению «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса» и «Рабочих союзов» в Москве, Иваново-Вознесенске, Киеве, Екатеринославе и Западном крае. «Союзы борьбы» и социал-демократические группы повсюду переходят от пропаганды в узких кружках к широкой экономической и политической агитации в массах рабочих.
Уже в 1895 г. в Москве социал-демократические рабочие кружки объединились в «Рабочий союз», который, как и петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», стал переходить от пропаганды к агитации на почве повседневных нужд рабочих. На первой нелегальной маевке, проведенной в том же году, присутствовало до 300 человек. Московский «Рабочий союз» наладил систематический выпуск листков и популярных брошюр для рабочих, руководил стачками.
В следующем году «Союз» сумел собрать под приветственным адресом, посланным парижским рабочим по случаю 25-ле-тия Парижской Коммуны, подписи 605 рабочих, занятых на 28 крупных фабриках и заводах Москвы. Союз поддерживал регулярную связь с петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» и с группой «Освобождение труда». Его влияние распространялось на многие подмосковные промышленные местности. Последовавшие вскоре аресты сильно ослабили «Рабочий союз», но он все же продолжал свою деятельность. Стремясь поддержать в 1896 г. стачку текстильщиков в Петербурге, «Рабочий союз» проводил интенсивную подготовку всеобщей стачки рабочих фабрик и заводов Москвы. Властям и капиталистам путем некоторых уступок рабочим и репрессий по отношению к «вожакам» стачку удалось предотвратить. В начале 1898 г. «Рабочий союз» принял наименование московского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Одновременно с московским «Рабочим союзом» возник «Иваново-Вознесенский рабочий союз», наиболее деятельные и энергичные участники которого (Ф. А. Афанасьев, Н. И. Махов, М. А. Багаев) выступали как вожаки и агитаторы во время крупных стачек текстильщиков Иваново-Вознесенского района. Видную роль в «Союзе» играли интеллигенты социал-демократы С. Г1. Шестернин, О. А. Варенцова. Союз содействовал образованию социал-демократических групп в Шуе и Кох-ме, поддерживал связи с московским «Рабочим союзом».
В ряде других городов Центрально-промышленного района, Поволжья, Урала, Сибири и Юга — в Твери, Ярославле, Костроме, Туле, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Орле, Екатеринбурге, Уфе, Томске, Чите, Ростове-на.-Дону и др. продолжали существовать и вновь создавались социал-демократические кружки, не прекращалась социал-демократическая пропаганда, во время стачек и на маевках велась агитация и т. п.
Па Украине наиболее сильной социал-демократической организацией была киевская. Под влиянием опыта петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и стачки текстильщиков 1896 г. социал-демократические кружки и группы Киева также перешли к агитации в массах. Только в 1897 г. на 25 фабриках и заводах было распространено 6,5 тыс. листовок. Доказывая необходимость перехода от пропаганды к широкой агитации, один из деятелей киевской социал-демократической организации, 10. Д. Мельников, образно говорил: «Лучше поднять массу на один дюйм, чем одного человека на второй этаж». В этом же году социал-демократические кружки Киева объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Еще в 1896 г. из киевских социал-демократов, отстаивавших наряду с борьбой за повседневные интересы рабочих необходимость политической борьбы, выделилась самостоятельная группа (Ю. Д. Мельников, Б. Л. Эйдельман, П. Л. Тучапский, Н. А. Вигдорчик), которая после ареста основного ядра петербургского «Союза борьбы» взяла на себя почин издания общерусского печатного органа — «Рабочей газеты». Она установила связи с социал-демократическими организациями Петербурга, Москвы, Иваново-Вознесенска, Екатеринослава, Харькова, Одессы, Николаева и Вильны.
Вслед за Киевом «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» образовался также в Екатеринославе. Видными деятелями его были ученик В. И. Ленина И. В. Бабушкин и участник созданного Лениным марксистского кружка в Самаре И. X. Лалаянц. «Союз борьбы» организовал рабочие социал-демократические кружки на всех крупных заводах города и его окрестностей. Он развернул широкую агитацию в рабочих массах, выпуская листки, организуя стачки. Влияние екатерино-славского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» распространялось на весь промышленный юг Украины.
В конце 90-х годов усиливаются пропаганда марксизма и деятельность социал-демократических кружков в Закавказье. Революционное крыло грузинской социал-демократической организации «Месаме-даси» («Третья группа») в составе А. Г. Цулукидзе, В. 3. Кецховели, И. В. Сталина, М. Г. Бочоридзе и др. начинает играть роль центральной группы. Не ограничиваясь объединением социал-демократических кружков Тифлиса, группа устанавливает связи и помогает налаживать работу в Батуме и Баку. По примеру петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» здесь также осуществляется переход от кружковой пропаганды к тактике массовой агитации на маевках и во время стачек.
Социал-демократические организации в Польше и Литве, пустившие глубокие корни в рабочем движении, в лице своих лучших интернационалистских элементов выступали за прочный союз с русским революционным движением. Значительные размеры приобретает социал-демократическое движение в Латвии и Эстонии.
Социал-демократические кружки и «кассы борьбы», объединявшие еврейский ремесленный пролетариат в Западном крае, в 1897 г. образовали единую организацию — «Всеобщий еврейский рабочий союз в России и Польше» («Бунд»),
Таким образом, к концу XIX в. почти вся Россия покрылась сетью социал-демократических организаций, кружков и групп. Но они не были сплочены в единую организацию, не были объединены в партию. Начало созданию партии было положено созывом первого съезда РСДРП. Первый съезд РСДРП Сразу же после создания петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» В. И. Ленин поставил задачу подготовки созыва первого съезда РСДРП. В ночь на 9 декабря 1895 г. Ленин был арестован. В тюрьме он составил «Проект программы» будущей партии. Летом 1896 г. Ленин пишет «Объяснение программы». Тогда же по его поручению Н. К. Крупская совершила поездку на юг для встречи с киевскими социал-демократами по вопросам подготовки съезда. Однако ссылка Ленина и других революционных социал-демократов в Сибирь и постепенное усиление в «Союзе борьбы» влияния «экономистов» исключили возможность продолжения этой работы. Инициативу созыва съезда взяла на себя хорошо законспирированная киевская социал-демократическая группа «Рабочей газеты». Ее участники осуществили объезд крупнейших социал-демократических организаций с целью приглашения их на съезд. Группа разработала порядок дня съезда.
Первый съезд собрался в марте 1898 г. в Минске. На нем присутствовало всего девять делегатов — от петербургского, московского, киевского и екатеринославского «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса», группы «Рабочей газеты» и «Бунда».
Съезд принял решение слить все «Союзы борьбы», кружки и организации русской социал-демократии в единую Российскую социал-демократическую рабочую партию. Слово «российская» в названии партии означало, что она объединяет в своих рядах не только русских пролетариев, но и пролетариев всех национальностей России, что партия строится на принципах интернационализма. Одновременно съезд высказался за признание за каждой нацией нрава на самоопределение.
Съезд сформулировал некоторые основные положения организационного построения партии: высшим органом партии был признан съезд, а исполнительным органом — Центральный комитет; местные организации партии стали называться комитетами; наряду с признанием принципа централизма съезд высказался за автономию местных комитетов, при этом особо была оговорена автономия «Бунда».
В избранный на съезде Центральный комитет вошли С. И. Радченко (делегат петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»), Б. Л Эйдельман (представитель группы «Рабочей газеты») и А. И. Кремер (делегат «Бунда»). Официальным органом партии была признана «Рабочая газета».
В выпущенном от имени съезда Манифесте определялись ближайшие и конечные цели РСДРП, указывалось, что социал-демократия продолжает социалистические и демократические традиции всего предшествовавшего революционного движения в России. В Манифесте подчеркивалось, что русскому пролетариату прежде всего необходима политическая свобода. Однако завоевание политической свободы есть лишь первый шаг к осуществлению исторической миссии пролетариата, которая состоит в создании такого общественного строя, в котором ие будет эксплуатации человека человеком. Перед пролетариатом ставилась задача борьбы за полную победу социализма. При этом в Манифесте совсем не говорилось о том, что главным средством достижения пролетариатом социалистических целей является завоевание им политической власти (диктатуры пролетариата). Этот недостаток Манифеста был исправлен В. И. Лениным в комментариях к нему, в которых Ленин не только подчеркивал необходимость завоевания пролетариатом политической власти, но и развил идею союза пролетариата и крестьянства, идею гегемонии пролетариата по отношению к крестьянству.
Опубликование Манифеста и решений I съезда, провозглашавших общие идейные и организационные принципы российской социал-демократии, явилось крупным шагом в со развитии.
Однако I съезду не удалось до конца выполнить свою задачу: не были выработаны программа и устав партии; и после съезда не было руководства из одного центра, и поэтому не могло быть единой линии в работе местных организаций. К тому же избранный на съезде Центральный комитет вскоре был арестован. «Рабочая газета», признанная официальным органом партии, перестала выходить.
В период после I съезда партия, как писал В. И. Ленин, превратилась «в бесформенный конгломерат местных партийных организаций (называвшихся комитетами). Единственная связь, объединявшая эти местные комитеты, была идейная, чисто духовная связь» *. Эта связь способствовала усилению единства в рядах социал-демократов на местах, породила сознание, что каждый местный комитет есть часть единого целого. Историческое значение I съезда заключается в том, что оп провозгласил создание Российской социал-демократической партии, основал ее. Съезд завершил собой важный период в развитии русской социал-демократии, когда в результате слияния социализма с рабочим движением возникает единое социал-демократическое движение, когда социал-демократия появляется на свет как политическая партия, опирающаяся на рабочее движение.
Таким образом, весь ход общественного развития в 80—90-х годах наглядно свидетельствовал, что многонациональный пролетариат России с невиданной быстротой вырос в громадную политическую силу. Он первый из всех классов русского общества создал собственную политическую партию, выступившую вождем народа в революциях XX в., партию, которая возглавила Великую Октябрьскую социалистическую революцию, открывшую эпоху всеобщего революционного обновления мира — эпоху перехода от капитализма к социализму. | |
Просмотров: 1178 | |