Русское правительство и новое «соглашение трех императоров». Возобновление «соглашения трех императоров»

Русское правительство и новое «соглашение трех императоров». Возобновление «соглашения трех императоров»

Между тем продолжалась работа международных комиссий по реализации постановлений Берлинского трактата. Они еще не завершили демаркации намеченных в трактате новых границ. Представители Англии и Австро-Венгрии при этом всегда выступали против России. Многое зависело от позиции германского делегата. Но германское правительство обычно поддерживало Австро-Венгрию и соответственно инструктировало своего представителя в международных комиссиях.

 

Это побудило Александра II обратиться лично с письмом к кайзеру Вильгельму. Царь жаловался на «поведение различных германских дипломатических агентов в Турции», которое «вот уже несколько времени как проявляется, к несчастью, в духе, враждебном России»

 

Бисмарк в это время вел переговоры о союзе с Австро-Венгрией. Поскольку кайзер был противником этой комбинации, Бисмарк использовал письмо царя, чтобы изобразить перед своим престарелым монархом неуклюжий шаг Александра в качестве грубого выпада против Германии. Он уверял, что за письмом царя скрывается угроза войной, хотя на деле смысл письма был противоположным: Александр II просил помощи.

 

Осенью 1879 г. германский канцлер прибыл в Вену, где его ожидала пышная встреча. Там были выработаны условия союзного договора, который по форме имел оборонительный характер, предусматривая обоюдную помощь в случае нападения России на одного из союзников. Но, поскольку война с Россией скорее всего могла возникнуть из-за австро-русского, а не непосредственно русско-германского конфликта, решение вопроса о том, имеет ли место «нападение» и кого именно следует считать нападающей стороной, практически оказалось прерогативой германского правительства. В итоге австро-германский договор послужил становым хребтом агрессивного блока, возглавляемого Германией и направленного против России и Франции.

 

Заключая союз с Австро-Венгрией, Бисмарк остро ощущал опасность ответного франко-русского союза. Но он надеялся использовать изоляцию России, чтобы приковать ее к Германии и удержать от сближения с Францией. Почти до самого конца 80-х годов ему удавалось с большой ловкостью разыгрывать в свою пользу австро-русские и англо-русские противоречия, ставя в зависимость от благорасположения Германии обоих соперников — и Россию, и Австро-Венгрию.

 

Эту игру Бисмарку должно было облегчить возобновление «соглашения трех императоров». Оно же, по мысли немецкого канцлера, должно было содействовать предотвращению франкорусского союза. Вскоре после заключения союза с Австро-Венгрией, направленного против России, Бисмарк был готов заключить «дружественное» соглашение с этой последней.

 

Царское правительство было заинтересовано в возобновлении соглашения с Германией. Оно было крайне озабочено антагонизмом с Англией и еще не знало о заключении австрогерманского союза. Царскому дипломату П. А. Сабурову, установившему личный контакт с канцлером, было поручено отправиться в Германию, чтобы начать с ним переговоры. При этом русское правительство предпочитало заключить с Германией соглашение вдвоем, без Австро-Венгрии.

 

Бисмарк оказал Сабурову любезный прием, но поставил условием, чтобы в соглашении, кроме России и Германии, участвовала также и монархия Габсбургов.

 

Переговоры продолжались долго — около полутора лет. Русское правительство не сразу согласилось на привлечение Австро-Венгрии. Правящие круги габсбургской монархии также вначале избегали сближения с Россией. В Вене предпочли бы договор с Англией, направленный против России. Австро-венгерский министр иностранных дел Андраши, как и его преемник Гаймерле, до тех пор не желал идти на мировую с Россией, пока не потерял надежды на возможность тесного сотрудничества с Англией.

 

Эта надежда угасла в апреле 1880 г. В Англии пал кабинет Биконсфильда, и к власти пришло правительство либеральной партии во главе с Гладстоном. Это означало, что Англия ослабляет поддержку Османской империи против России и балканских народов, практиковавшуюся Биконсфильдом. Новое британское правительство совместно с русским принудило Турцию уступить Греции Фессалию, а также осуществить исправление границ Черногории, предусмотренное Берлинским трактатом. Это свидетельствовало о временном улучшении англорусских отношений. Австро-венгерское правительство убедилось, что от Англии ему нечего ждать помощи. Приходилось договариваться с русским правительством.

 

18(6) июня 1881 г. был, наконец, подписан секретный австро-русско-германский договор, вошедший в историю, подобно договору 1873 г., под громким названием «Союз трех императоров», хотя скорее это было лишь соглашение о нейтралитете. Все три договаривающиеся стороны взаимно обязались соблюдать благожелательный нейтралитет в случае, если бы одна из них оказалась в состоянии войны с четвертой великой державой. В переводе с языка дипломатических формул это означало, что Россия обязывается перед Германией соблюдать нейтралитет во франко-германской войне, а Германия и Австро-Венгрия гарантируют то же самое России на случай войны с Англией. Гарантия нейтралитета распространялась и на случай войны России с Турцией, при том, однако, условии, чтобы между всеми тремя участниками договора было предварительно заключено соглашение относительно результатов этой войны.

 

Участники договора обязывались сообща следить за тем, чтобы Турция не допускала исключения из правила закрытия Черноморских проливов для военных кораблей в пользу какой-либо воюющей державы. Это постановление обеспечивало России дипломатическое содействие Германии и Австро-Венгрии в предотвращении пропуска Турцией английского флота в Черное море.

 

Согласно особому протоколу, составлявшему приложение к договору, Австро-Венгрия сохраняла за собой право аннексировать оккупированные ею турецкие провинции Боснию и Герцеговину «в тот момент, который она найдет для этого подходящим». Протокол также предусматривал совместное предотвращение участниками договора появления турецких войск в Восточной Румелии. Он обязывал все три державы не противиться воссоединению Восточной Румелии с Болгарией, чего добивалась Россия.

 

Уязвимым местом всей дипломатической комбинации, нашедшей выражение в договоре трех императоров, было то, что их согласие могло держаться лишь до тех пор, пока вновь не обострятся австро-русские противоречия, иначе говоря, пока положение на Ближнем Востоке оставалось более или менее спокойным.

Категория: История | Добавил: fantast (01.10.2018)
Просмотров: 770 | Рейтинг: 0.0/0