Борьба с Англией в Средней Азии. Афганский кризис 1885 года Утверждение английского влияния в Афганистане побуждало царское правительство поторопиться с утверждением своей власти в Туркмении.
В 1881 г. русские войска под начальством Скобелева захватили Ахал-Текинский оазис. В 1884 г. в состав России вошел Мерв, где взяли верх сторонники присоединения к русскому государству.
Английские агенты в Афганистане усиленно провоцировали эмира на конфликт с Россией. В 1884 г. афганские войска, руководимые английскими офицерами, захватили оазис Пенде, населенный туркменами, в то время, когда к нему приближались русские войска. В марте 1885 г. афганцы переправились на левый берег р. Кушки, которая разделяла русских и афганцев. Произошел бой, в котором афганские отряды потерпели поражение и вынуждены были отступить.
Английское правительство потребовало, чтобы при предстоявшем разграничении Россия передала Афганистану Пенде, а также некоторые другие туркменские территории. Русское правительство отказалось выполнить это требование, ссылаясь на то, что эти земли населены туркменами и никогда не принадлежали Афганистану. В результате непрошеного вмешательства Англии в пограничные споры между Россией и Афганистаном англо-русские отношения, несколько улучшившиеся после отставки Биконсфильда, вновь стали весьма напряженными. После боя на р. Кушке возникла даже опасность войны. В своей таблице главнейших кризисов в международной политике великих держав В. И. Ленин отмечал: «1885: Россия на волосок от войны с Англией» *.
Начиная конфликт, английское правительство рассчитывало воевать против России на суше — в Закавказье — турецкой кровью. Оно добивалось от Турции пропуска английского флота в Черное море: намечались десант на Кавказском побережье и морская диверсия против Одессы. Предполагалось также нападение на Владивосток.
Между тем Россия была в то время почти безоружна не только на Дальнем Востоке, но и на Черном море. Правда, в 1881 г. на особом совещании под председательством Александра III было постановлено приступить к сооружению черноморского флота. Но к 1885 г., когда разразился англо-русский конфликт, первые русские черноморские броненосцы только что были спущены на воду, и до их вступления в строй было далеко.
Однако русской дипломатии удалось предотвратить англотурецкий сговор и обеспечить соблюдение турецким правительством принципа закрытия проливов. Воздействие на Турцию через Германию и Австро-Венгрию на основе договора трех императоров сыграло свою роль. Кавказ и русское Черноморское побережье оказались неуязвимыми для Англии. Учитывая возможность английского нападения на Балтике, русское правительство принимало дипломатические меры также и к обеспечению нейтралитета Швеции и Дании. Англия оказалась в изоляции — тем более полной, что отношения с Францией у нее крайне осложнились после того, как в 1882 г. английские войска оккупировали Египет. Британское правительство должно было отказаться от своих требований в отношении Пенде и признать оазис владением России. В обмен царское правительство согласилось на переход к Афганистану Зульфагарского перевала. Достигнутое соглашение было зафиксировано в протоколе, подписанном в Лондоне 10 сентября (29 августа) 1885 г.
Помогая России, Бисмарк надеялся разжечь англо-русские противоречия. Он опасался, что, оставшись без поддержки, русское правительство пойдет на уступки Англии и переориентирует свою политику против Германии. «Если бы возник англо-русский союз,— писал Бисмарк в докладной записке кайзеру,— он смог бы в любой момент усилить себя посредством присоединения Франции». Этот союз «стал бы основой такой коалиции, ничего опаснее которой для Германии и быть не может». В афганском кризисе 1885 г. «Союз трех императоров» себя полностью оправдал с точки зрения интересов царской России, но события, развернувшиеся в том же году в Болгарии, стали могилой этой политической комбинации. | |
Просмотров: 817 | |