Развитие русского изобразительного искусства в конце 19 века Общественный подъем, в обстановке которого рушилось крепостное право, захватил лучшую часть художественной интеллигенции.
Передовое общественное мнение выдвигало перед художниками задачу служения народу, прогрессу страны. «Современник» поместил в 1859 г. симптоматичную статью М. Л. Михайлова, в которой художники призывались оставить «битую колею рутины», вдохновляться «историей и движением современного общества».
Олицетворение рутины видели в то время в Академии художеств, оказавшейся в стороне от подъема общественного сознания. Академия стояла на страже отживающих традиций, «высокого» стиля и «высоких» тем, связанных с античной мифологией, религиозными, ложноисторическими сюжетами. Она боялась близкого соприкосновения искусства с жизнью, инициативы и самостоятельности молодых художников.
Немалый отклик находила критика академической рутины Владимиром Стасовым, который именно на рубеже 60-х годов выдвинулся как влиятельный художественный критик реалист, пропагандист демократической эстетики, поборник национального искусства. Восторженно говорил Стасов в 1861 г. о том, что русское художество принялось «за все, что глубоко и просто, правдиво и прекрасно», за свои сюжеты и задачи. Особенно приветствовал он тяготение художников к жанровой живописи.
В картинах из русской действительности, все в большем числе появляющихся с конца 50-х — начала 60-х годов на выставках, усиливаются обличительные черты; растет критический реализм, стремление к вмешательству в жизнь и к воздействию на нее в интересах народа. Сочувственно приняты были передовой публикой и критикой в начале 60-х годов жанровые картины художников В. И. Якоби (известный «Привал арестантов»), А. И. Корзухина, А. И. Морозова, Ф. С. Журавлева и др. В 1863 г. были показаны картина В. В. Пукирева «Неравный брак», за которую, как потом писал Стасов, «горячо схватилось» русское общество, и «Тайная вечеря» Н. Н. Ге, с большой психологической глубиной трактовавшая столь хорошо знакомый сюжет. Типична для живописи 60-х годов фигура В. Г. Перова. Перов учился в Арзамасской художественной школе и Московском училище живописи и ваяния. Училище живописи и ваяния (с 1865 г. — живописи, ваяния и зодчества) отличалось от Академии художеств более свободным духом, в нем гораздо легче пробивали себе дорогу прогрессивные веяния.
Имя Перова стало популярным с последних предреформен-ных лет; одно за другим появляются его полотна, посвященные разным сторонам русской жизни, изображению различных социальных типов, с небывалой остротой обличающие чиновничество, церковь, духовенство («Приезд станового на следствие», «Первый чин»; в начале 60-х годов — «Сельский крестный ход иа пасху», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах»), В середине и второй половине 60-х годов появились картины Перова «Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», где внимание художника привлечено к тяжелой доле крестьянства, к жертвам социальной несправедливости. Позже Перов проявил себя превосходным портретистом (портреты Островского, Даля, Погодина, Тургенева, в некотором роде символический, олицетворяющий целый социальный пласт портрет купца Камынина, знаменитый портрет Достоевского — одна из вершин портретной живописи). Творчество В. Г. Перова отличают неподкупная правдивость, глубокое чувство, дар психологического проникновения.
Воздействие творений Перова, проповеди Стасова и других борцов за передовое искусство, авторитета, завоеванного среди молодежи Николаем Ге, но прежде всего, конечно, вся идейно-общественная атмосфера эпохи сказались на памятных событиях 1863 г. в Академии художеств. Большая группа ее выпускников, допущенных к конкурсу иа золотые медали первого достоинства, потребовала свободного выбора сюжетов конкурсных работ. Руководство Академии отвергло это требование, настаивая на обязательных темах, первой из которых была «Валгалла» — из скандинавской мифологии. Возмущение навязыванием обязательных сюжетов и подавлением личности и общественных стремлений художников вызвали с их стороны отказ от участия в конкурсе и демонстративный выход из Академии художеств. Это произошло 9 ноября 1863 г. Группа протестантов состояла из 13 живописцев (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, Ф. С. Журавлев и др.) и одного скульптора. Ее вдохновителем и вождем был И. Н. Крамской. «Бунт 14-тп», их решение организоваться в художественную артель насторожили правительство. За «направлением составленного ими общества» было установлено негласное наблюдение. «Артель петербургских художников» являлась профессиональным объединением, выполнявшим всевозможные заказы, и одновременно бытовой «коммуной» и своеобразным идейно-художественным центром, где формировалось общественное мнение художественной среды. Глава «Артели» Крамской, вышедший из низов художник — гражданин и мыслитель, проницательный критик, страстно проповедовал идеал реалистического, национально-оригинального искусства, неразрывно связанного с прогрессивными, гуманистическими стремлениями передового общества.
Дело «Артели» оказалось нелегким и сложным. В ней через несколько лет начали возникать внутренние недоразумения. В 1870 г. Крамской покинул «Артель», и это послужило прологом к ее ликвидации, ставшей тем более неизбежной, что к этому времени зарождается «Товарищество передвижных художественных выставок».
Заслуживает внимания, что в середине 60-х годов в Петербурге существовала и вторая художественная артель, возникшая по примеру начинания Крамского и его товарищей. Участники обеих артелей, особенно первой, в значительной степени определяли характер живописи 60-х годов, обращенной к русской действительности, проникнутой сердечным вниманием к жизни и переживаниям простых людей. Но ими не исчерпывался круг художников-шестидесятников новой, реалистической школы. Уже шла речь о деятельности Перова. К 60-м годам относятся лучшие произведения Н. В. Неврева, такие, как «Торг» (продажа молодой крестьянки помещиком), и серия картин, близких к темам Островского. Об образах Островского напоминает и популярная картина «Шутники» (1865 г.) известного в дальнейшем передвижника И. М. Прянишникова. В тот же период развернулось творчество художника-сатирика, бытописателя городской бедноты Л. И. Соломаткина. В. Г. Шварц прокладывал новые пути в исторической живописи, внося в нее черты реализма, психологизма, в известной степени и обличительства. В области пейзажа уже проявляли себя А. К. Саврасов, М. К. Клодт, И. И. Шишкин.
Художественное движение 60-х годов подготовило почву для образования «Товарищества передвижных художественных выставок». Инициатива создания этого объединения, сыгравшего огромную роль в русской культуре, принадлежала Г. Г. Мясое-дову. Предпринятые им в конце 60-х годов шаги получили поддержку Перова, Ге, Крамского. В ноябре 1870 г. был утвержден устав «Товарищества», через год открылась первая его выставка. Масштабы деятельности «Товарищества» все расширялись. Число городов, посещаемых выставкой передвижников, к 80-м годам увеличилось в несколько раз (15-я выставка 1886 г. объездила 14 городов). Передвижники хотели «высвободить искусства из чиновничьего распорядка» (письмо группы пнипттаторов «Товарищества»), развить его национальные особенности, «расширить его аудиторию, раскрыть в нее окна и двери, впустив свежего и свободного воздуха» (слова Мясоедова). «Товарищество» как целое последовательно отстаивало принципы критического реализма и народности. По своему духу оно было связано с разночинно-демократическим этапом освободительного движения.
Передвижники с наибольшей полнотой показывали жизнь крестьянства, его нужду, бесправие, страдания, иногда его суеверия, но вместе и величие характера, чувство достоинства в трудовых людях деревни. Некоторые передвижники большое внимание уделяли жизни города. В передвижнической живописи с середины 70-х годов появляются произведения, посвященные рабочим. В творчестве передвижников важное место заняли образы вольнолюбивой интеллигенции. Передовые общественные элементы с исключительным сочувствием встретили образование «Товарищества передвижников» и в дальнейшем морально поддерживали его, отстаивали от нападок со стороны реакционных кругов. Наиболее удачные передвижные выставки превращались в крупные общественные события.
Для передвижников характерен особенный интерес к социально-бытовому жанру. В области преимущественно жанра работали такие передвижники, как Мясоедов (главным образом в первую пору своего творчества), Максимов, Савицкий и др., причем виднейшее место именно в жанровых картинах принадлежало крестьянской теме.
В. М. Максимова прославили картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (передвижная выставка 1875 г.), «Семейный раздел» (1876 г.); особую популярность завоевала позже картина Максимова «Все в прошлом» (1889 г.), посвященная теме распада дворянских гнезд, затрагивавшая и другую тему — взаимоотношений помещиков и крестьян. Подкупает зрителей убедительным изображением общественных контрастов, теплой симпатией к народу лучшая картина Г. Г. Мясо-едова «Уездное земское собрание в обеденное время» (1872— 1873 гг.). Признание принесла Мясоедову воспевающая труд «Страдная пора» («Косцы», 1887 г.). Изображению народной жизни, в частности крестьян, пришедших на заработки в город, много сил отдал К. А. Савицкий. Его «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 г.) —одна из первых картин о рабочем труде. Известная картина «На войну» (80-е годы) навеяна впечатлениями русско-турецкой войны.
В. Е. Маковский посвятил себя преимущественно городскому жанру. Жадное внимание к окружающей действительности, мастерство психологической характеристики определяют облик Владимира Маковского, творчество которого проникнуто интересом и сочувствием к маленьким людям, обиженным и страждущим. Широко известны произведения Маковского «Осужденный» (1879 г.), «Крах банка» (1881 г.), «Свидание» (1883 г.), «На бульваре» (1886—1887 гг.). Некоторые картины Маковского являются откликом на освободительную борьбу против царизма: «Узник», «Вечеринка», относящиеся уже к началу XX в. «Допрос революционерки», «9 января 1905 г.»
В городском жанре работал и Н. А. Ярошенко, тесно связавший свое творчество с общественно-политическим движением эпохи. Расцвет его творчества приходится на годы второго демократического подъема. Революционная тема нашла отражение в таких полотнах Ярошенко, как «Заключенный» (1878 г.), «У Литовского замка» (1878—1881 гг.). С той же темой связаны картины «Студент» (1881 г.) и «Курсистка» (1880 и 1883 гг.), в которых даны яркие образы молодежи народнического периода. В картине «Кочегар» (1878 г.) Ярошенко выступил в числе пионеров рабочей темы в искусстве как горячий протестант против нечеловеческих условий рабочего труда. Ярошенко принадлежит к крупным мастерам портретной живописи. Он оставил галерею портретов представителей литературы, искусства, науки, общественной жизни (Глеба Успенского, Михайловского, Короленко, Стрепетовой, Ге, Менделеева и др.).
Портретная живопись занимала значительное, а в отдельных случаях и главное место в творчестве ряда передвижников. Работа над портретом открывала возможность показа положительных деятелей современности. Выдающимся мастером портрета был И. Н. Крамской. Внимательное изучение натуры, глубокое проникновение в характер, яркая жизненность изображения составляли отличительные черты дарования Крамского. К лучшим его работам относятся автопортрет (1867 г.),портреты Льва Толстого, Гончарова, Щедрина, Некрасова, актера В. В. Самойлова, Шишкина. Крамской не раз создавал образы крестьян. Неподдельным, глубоким чувством проникнута картина Крамского «Неутешное горе» (1884 г.). В написанной двенадцатью годами раньше картине «Христос в пустыне» изображен критический момент в жизни мыслящего и страдающего человека, решающего вопрос о выборе пути.
Сподвижник Крамского по «Товариществу передвижников» Н. Н. Ге, автор исторических («Петр I допрашивает царевича Алексея») и морально-философских полотен (уже названная «Тайная вечеря», произведения последнего периода жизни художника, когда он был увлечен учением Толстого), также был и большим портретистом. В портретах Герцена (1867 г.) и Льва Толстого (1884 г.) —деятелей, сыгравших особенно важную роль в духовной жизни самого Ге, сильнее всего проявился его дар художника-психолога.
В начале 70-х годов выступил со своими первыми крупными произведениями И. Е. Репин. Ученик Академии художеств 60-х годов, он, однако, в первую очередь был духовным воспитанником Крамского. В самой Академии он многое получил от лучшего из ее педагогов, П. II. Чистякова (к ученикам его прянад-лежали Суриков, В. Васнецов, Поленов, Врубель, Серов). Мировоззрение и творческая личность Репина складывались в обстановке общественного и умственного движения эпохи Чер-пыгаевс.кого, революционного народничества. Гениальный мастер рисунка, композиции, колорита, непрерывно стремившийся к совершенствованию, к самой яркой и выразительной художественной форме, Репин одновременно особенно подчеркивал роль идей, содержания в искусстве.
Репин был художником поразительной разносторонности. В области жанра его полотна явились вершиной передвижничества. «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883 гг.) — своеобразные поэмы народной жизни. Здесь и в других картинах, посвященных труду и быту народа, даны разнородные живые типы, в незабываемых образах показано подневольное положение массы и в то же время нашла выражение вера передовых людей в силу народа, в его лучшее будущее. Ряд репинских жанровых картин проникнут искренней симпатией к подвигу революционных борцов («Под конвоем», 1876 г., «Арест пропагандиста», 1878—1892 гг., «Отказ от исповеди», 1879—1885 гг., «Не ждали», 1883 и 1884 гг., и др.). Великий психологический дар Репина сказался в огромной галерее созданных им портретов. Репин-портретист с неподражаемой глубиной, силой, меткостью запечатлел облик Толстого, Стасова, Писемского, Гаршина, Мусоргского, Сурикова, Стрепс-товой, Пирогова и др. Правящую верхушку царской России на рубеже двух веков с беспощадной правдивостью изобразил Репин в групповом портрете «Торжественное заседание Государственного совета» и в этюдах к нему. Репин принадлежит к замечательным историческим живописцам. На передвижной выставке 1885 г. зрители были потрясены картиной «Иван Грозный и сын его Иван», воспринятой как взволнованный протест против деспотизма. К началу 90-х годов была закончена в наиболее известном варианте картина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». В ней художник выразил свободолюбие народа, подъем духа и энергии, испытываемый им в борьбе за независимость и вольность. Не будучи сам революционером, И. Е. Репин внес свой вклад в духовную подготовку революции.
Некоторые репинские полотна подвергались в той или иной форме преследованию властей, стремившихся оградить публику от их влияния («Иван Грозный» — в 80-е годы, «Арест пропагандиста» — на первой персональной выставке Репина в Петербурге в 1891 г.).
Исторической живописи было отдано в основном творчество другого великого художника — В. И. Сурикова. Наивысший расцвет его творческих сил относится к 80—90-м годам. Натура «страстная», «с глубоким драматизмом», как определял его Репин, Суриков был художником масс. Суриковская трактовка исторических тем была бы невозможна вне того напряженного и любовного интереса к народу, тех новых представлений об историческом процессе и месте в нем масс, которые отличают передовую общественную мысль и литературу эпохи разночинца. Для Сурикова характерно влечение к переломным моментам отечественной истории, к периодам больших социально-политических и духовных конфликтов, проявлений народной борьбы против официальной государственности и церковности.
«Утро стрелецкой казни», созданное Суриковым в 1878— 1881 гг., его «Боярыня Морозова», написанная в 1881 —1887 гг.,— это высочайшие вершины суриковского творчества. С исключительной силой сказалась в них способность художника к проникновению в дух прошлого, к бесконечно правдивой характеристике людей и обстановки их жизни. Моральное величие, мужество, готовность русского человека к подвигу во имя захвативпшх его убеждений воспевал Суриков. «Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной», — этими словами откликнулся Короленко на «Боярыню Морозову». Во всем богатстве и красоте проявился в картине колористический и композиционный гений Сурикова. Между «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Суриков написал поражающую глубиной психологической характеристики и живописными качествами картину «Меншиков в Березове», а после «Морозовой», уже в 90-е годы, он создал такие выдающиеся образцы батальной живописи, как «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы».
Задолго до появления батально-исторических полотен Сурикова мировую славу завоевал в батальной живописи В. В. Верещагин. Он создал циклы картин, посвященных военным действиям в Туркестане и русско-турецкой войне. Творчество Верещагина знаменовало новый этап в русской и мировой батальной живописи. Он восстал против парадного изображения войны и показал ее в суровой и неприкрашенной правде. Верещагин сделал героем своих картин народ. Осуждая милитаризм, подвергая резкой критике «верхи», Верещагин показывал героизм и выдержку русского солдата, выносящего на своих плечах всю тяжесть и опасности войны. Написанные им картины и этюды индийского цикла имели одной из задач разоблачение английского колониализма.
Верещагин, далекий от революционного образа мыслей, не знал истинных путей избавления человечества от войн; тем не менее его обличающее войну творчество безусловно оказывало влияние на умы и в России и за рубежом. Значительный интерес представляет созданная Верещагиным в 90-х годах серия картин об Отечественной войне 1812 г.
Свое особое слово в русской живописи сказал В. М. Васнецов. Васнецов — художник русского народного эпоса, былины, сказки. По мотивам «Слова о полку Игореве» им создана картина «После побоища Игоря Святославича с, половцами» (1878— 1880 гг.), а вскоре написан широко известный «Витязь на распутье». Знаменитая «Аленушка», задушевнейшее создание живописи, появилась на передвижной выставке 1881 г. Около двух десятилетий работал Васнецов над картиной «Богатыри» (окончена в 1898 г.), давшей олицетворение той «красоты, мощи, смысла родных наших образов, нашей русской природы и человека», выражение которых художник признавал задачей искусства. Эскизами декораций и костюмов к постановке «Снегурочки» Островского в домашнем театре С. Мамонтова и затем к опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в публичном мамон-товском оперном театре он прокладывал новые пути в театрально-декорационном искусстве. На протяжении ряда лет (1885 — 1890) Васнецов был занят росписью Владимирских) собора в Киеве. И в этой работе проявилось высокое мастерство художника, но мечтания его возродить общественно-моральное значение религиозной живописи были утопичны и служили отражением мистико-идеалистических веяний, которыми в конце XIX в. были охвачены определенные круги общества. Подлинный источник воздействия Васнецова на развитие искусства — в народности, поэтическом одушевлении, героическом пафосе его творчества.
Богатый раздел искусства эпохи составила пейзажная живопись. Выдающиеся ценности здесь создали и многие художники, для которых пейзаж обычно играл роль фона картины (жанровой или исторической) либо портрета, хотя и эти художники временами обращались к «чистому» пейзажу. Так, огромное дарование в изображении природы проявили Репин, Суриков, В. Васнецов, Серов, Врубель, М. В. Нестеров. Нестеровский пейзаж, тонкий и вдохновенный, привлекал к художнику и сердца людей, равнодушных к религиозным исканиям, характерным для него в дореволюционный период.
Вместе с тем пейзаж является вполне самостоятельной отраслью искусства, которой многие художники отдавали все или главные силы. Почетнейшее место в развитии пейзажной живописи занял реалистический пейзаж передвижников. Вместо парадных, экзотических пейзажей (итальянских, швейцарских ит, д.),к которым тяготели художники академического направления, передвижники утвердили в пейзаже национальную тему, они раскрыли красоту в том простом и естественном, что повседневно окружало их. В пейзажах передвижников часто явно ощущался социальный подтекст.
Одним из основоположников передвижнического пейзажа был И. И. Шишкин. Главный представитель эпической линии в пейзажной живописи, Шишкин с исключительным знанием и мастерством, с редкой любовью писал преимущественно лес средней и северной полосы России, раскрывал богатство, ширь, мощь родной природы («Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» и т. д.). Другой основатель пейзажной живописи передвижников — А. К. Саврасов, начавший свою деятельность одновременно с Шишкиным в 50-х годах, достиг творческого расцвета в 70-е годы. Саврасов открыл лирическую линию русского пейзажа второй половины века. Его картина «Грачи прилетели», показанная на первой передвижной выставке, была воспринята как откровение благодаря небывалой задушевности, поэтичности, скромной и естественной красоте.
В создании лирического пейзажа незабываемы заслуги Ф. А. Васильева, замечательного, несмотря на свой юношеский возраст, мастера (он умер 23 лет), проникнутого гуманистическими и демократическими настроениями, запечатлевшего образ родины в картинах, написанных на пороге 70-х годов.
Своеобразен творческий облик А. И. Куинджи, мастера широкой и свободной кисти, новатора в области света и цвета; природа Украины особенно привлекала внимание выдающегося пейзажиста («Украинская ночь», 1876 г., «Ночь на Днепре», 1880 г.).
В разных родах живописи работал В. Д. Поленов; им созданы картины на исторические и евангельские сюжеты, жанровые произведения, портреты.
Однако наибольшую известность он приобрел как пейзажист, покоряющий искренностью и теплотой, светлым гуманистическим чувством, огромным мастерством в передаче света, воздуха («Московский дворик» — с значительными элементами жанра, «Бабушкин сад», 1878 г. и др.).
К более молодому поколению художников принадлежал И. И. Левитан. Опираясь на достижения своих предшественников в русской и западной живописи и прежде всего Саврасова, Васильева, Поленова, он сделал новый шаг вперед. Левитан, непрерывно совершенствуясь, в наиболее зрелый период своего творчества (конец 80-х и 90-е годы) блестяще владел всеми выразительными средствами современного ему искусства. Он восторженно любил родную природу, глубоко чувствовал «бесконечную красоту окружающего» (слова художника из письма к Чехову). Сложнейшая гамма переживаний выражена в его полотнах, в которых часто звучат элегические, грустные, иногда и подлинно трагические ноты, но есть и ощущение счастья, радости жизни. Гражданская тема нашла особенно яркое отражение в знаменитой картине «Владимирка» (1892 г.), навеянной мыслью о судьбе тысяч ссыльных. К любимейшим народом произведениям Левитана относятся также «Вечер на Волге», «У омута», «Над вечным покоем», «Золотая осень». К. Ф. Юон, видный деятель предреволюционного и советского искусства, метко писал о Левитане: «Картины Левитана — стихотворного строя... Живопись Левитана поет о глубинных чувствах русской души и человеческого сердца».
В 80-х годах у передвижников впервые появились пейзажи Аполлинария Васнецова, Н. Н. Дубовского, И. С. Остроухова.
На протяжении второй половины XIX в. продолжалась деятельность известного мариниста И. К. Айвазовского.
В конце века среди передвижников наблюдается падение интереса к социально-бытовому жанру. На выставках реже экспонировались острые, захватывающие картины из современной жизни. С завершением буржуазно-демократического этапа освободительного движения, с которым идейно связана деятельность передвижников, уходит в прошлое руководящая роль интелли-гента-разночинца в этом движении. В старшем поколении передвижников заметны колебания, снижение боевого духа, увлечение «нейтральными» темами, в частности пейзажем. В то же время из молодых передвижников вырастают художники, чуткие к новым общественным явлениям. Не ограничиваясь достижениями своих предшественников, они расширили и обновили круг тем и образов.
С. А. Коровин, живописец крестьянской и отчасти солдатской темы, в превосходной картине «На миру», показанной в 1893 г., художественно убедительно отразил социальное расслоение в пореформенной деревне. Крестьянская тема была господствующей в творчестве крупного мастера конца XIX — начала XX в. А. Е. Архипова, жанриста и пейзажиста. «Многотемным художником» называют С. В. Иванова, известного как жанрист и исторический живописец. В 80-х годах Иванов создал прочувствованную серию картин и этюдов о судьбах крестьян-переселен-цев. В начале XX столетия он неоднократно обращался к теме борьбы рабочего класса и интеллигенции и стал выдающимся художником революции 1905 г.
С пролетариатом связал свою творческую судьбу Н. А. Касаткин. Положение, жизнь, типы рабочих составляют содержание его важнейших произведений 90-х годов, написанных на основе внимательного изучения шахтерского Донбасса («Шахтерка» — едва ли не лучшее в дореволюционной живописи изображение женщины-работницы, «Углекопы — смена»). Позднее Касаткин стал одним из видных художников — изобразителей пролетарской борьбы эпохи первой революции.
В молодом поколении художников, связанных в определенный период с «Товариществом передвижников», рано выделилась фигура В. А. Серова. Ученик Репина и Чистякова, Валентин Серов уже в возрасте 22—23 лет создал такие шедевры живописи, как «Девочка с персиками» (портрет Веры Мамонтовой, 1887 г.), «Девушка, освещенная солнцем» (портрет Марии Симонович, 1888 г.) — вдохновенные гимны светлой юности. Серов — гениальный мастер, работавший в различных областях искусства (портрет, пейзаж, частью связанный и с жанром, историческая живопись, театрально-декорационное искусство, графика) . Портретное искусство все же стояло у него на первом месте. Много всемирно известных портретов, потрясающих своей правдивостью н глубиной, написано Серовым в начале XX в., когда его деятельность приобрела наибольший размах и художественно-общественное значение. Но еще в конце 80-х и в 90-х годах он дал выдающиеся по живописи, по верности и остроте психологической характеристики портреты деятелей литературы, искусства, науки (отца — композитора А. Н. Серова, Рпмского-Корсакова, итальянских певцов Таманьо и Мазини, Левитана, К. А. Коровина).
В конце XIX и в первые годы XX в. работал М. А. Врубель, художник резко самобытного таланта, вечно ищущий, сложный и противоречивый. Творчество Врубеля в целом — оригинальный и смелый вклад в искусство. Не только замечательное формальное мастерство, но патетичность, человечность, прославление сильной и свободной личности, протест против обыденщины завоевали Врубелю большое признание. Всегда тяготевший к монументальному искусству, Врубель в 80-х годах создал известные фрески и образа в Кирилловской церкви в Киеве. Среди ранних картин Врубеля особенно интересны «Девочка на фойе персидского ковра», «Испания». Всю жизнь Врубеля влекла к себе поэзия Лермонтова, он создал много вариантов образа Демона, выразительнейшие иллюстрации к собранию сочинений поэта.
Приблизительно в одно время с Серовым и Врубелем выдвигается их товарищ и друг Константин Коровин, младший брат С. А. Коровина, художник большой искренности и непосредственности, феноменальной одаренности, особенно в области колорита. К. Коровин писал пейзажи и натюрморты, жанровые картины и портреты. Он был выдающимся мастером театрально-декорационного искусства. Коровин, не ставя перед собой общественно-философских задач, стремился к тому, чтобы его живопись давала людям радость, «гармонию красоты». Своими живописными находками он оказал большое влияние на многих современников.
Достижения, хотя в общем меньшие по сравнению с живописью, имела скульптура. И в скульптуре с успехом велась борьба за преодоление академических канонов, за реалистическое национальное искусство. Ф. Ф. Каменский одним из первых обратился в скульптуре к родным жанровым темам. В 60-х и начале 70-х годов он создал «Мальчика-скульптора», «Вдову с ребенком», наиболее известную свою группу «Первый шаг», удачный скульптурный портрет Тараса Шевченко. Разносторонне проявил себя М. А. Чижов, автор проникнутой демократическим чувством, психологически выдержанной композиции «Крестьянин в беде» (1872 г.) и других жанровых работ, ряда скульптурных портретов.
А. М. Опекушин занял видное место в монументальной скульптуре. Его памятник Пушкину в Москве, открытый в 1880 г., принадлежит к лучшим достижениям скульптуры. Опекушин вылепил фигуры Суворова, Румянцева, Державина и др. на памятнике Екатерине II в Петербурге. М. О. Микешин, художник, окончивший Академию художеств по классу батальной живописи, посвятил себя главным образом работам в области монументальной скульптуры. По его проектам сооружены памятники «Тысячелетие России» (в Новгороде), Богдану Хмельницкому (в Киеве) и др.
Наиболее выдающуюся роль в скульптуре второй половины XIX в. сыграл М. М. Антокольский. Он формировался в 60-е годы под влиянием Стасова, Крамского, передовой эстетики и литературы. Антокольскому в русском искусстве было дорого то, что оно «старается понять человеческую душу, дух народа, его радости и горе, его настроение и стремление». В 1871 г. появилась скульптура Антокольского «Иван Грозный», которую Тургенев тогда же назвал шедевром по историческому проникновению, психологии и выполнению. Скульптура эта открыла серию произведений Антокольского на темы из русской истории: «Петр I» (но мысли автора, как бы противопоставление Грозному), «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Ермак». Комментируя идейный смысл этих произведений, Антокольский указывал, что в них он воспевал будущность России. Увлеченно Антокольский работал и над другим циклом — морально-философским, над образами тех, в ком видел мучеников «за светлые идеи, за любовь к человечеству» («Христос перед судом народа», «Умирающий Сократ», «Спиноза»),
Богатое результатами реалистическое и демократическое направление в изобразительном искусстве — живописи и скульптуре, графике — сблизило искусство с обществом, сильно расширило круг интересующихся искусством.
В обществе появились деятели, ставившие целью систематическое собирание произведений русского искусства, содействие ознакомлению с ними публики. Первое место среди них принадлежит П. М. Третьякову. Он начал собирать картины русских художников с 1856 г. Опираясь на советы Перова и Крамского, Стасова, Репина, Верещагина, Третьяков неутомимо расширял свое собрание, ставшее главным средоточием замечательных сокровищ русского искусства. Ему были близки передвижники, которым он своими покупками оказывал действенную поддержку. С 70-х годов собрание Третьякова стало понемногу доступным для публики, с 80-х годов допуск в него сделался свободным. Галерея широко популяризировала произведения русского искусства в обществе. Вместе с тем она представляла собой незаменимую школу для новых поколений мастеров живописи. В 1892 г. Третьяков передал собрание городу Москве. В дальнейшем галерея росла под руководством видных деятелей искусства начала XX в. После Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин подписал декрет, который объявил галерею государственной собственностью. В уважение огромных заслуг П. М. Третьякова перед русским искусством советское правительство назвало музей «Государственной Третьяковской галереей». В 1898 г. был открыт другой общероссийского значения музей русского искусства — Русский музей в Петербурге. Его судьбы связаны уже со следующим историческим периодом.
Реалистическое изобразительное искусство России выделяется в мировом искусстве эпохи гражданской направленностью, связью с жизнью народной массы и стремлением выразить ее чаяния, близостью к освободительным идеям, вдохновлявшим передовые общественные силы, правдой выражения человеческих чувств и характеров. Оно дало России и миру ряд крупнейших мастеров, многие шедевры, обогатившие художественное развитие всего человечества. | |
Просмотров: 1315 | |