Искусство народов России во второй половине 19 века

Искусство народов России во второй половине 19 века

Развитие искусства народов России отмечено во второй половине XIX в. серьезными достижениями.

На пути развития украинского театра стояли исключительные трудности. Указ Александра II 1876 г. воспрещал «сценические представления и чтения» на украинском языке. Новое постановление 1881 г. ставило разрешение представлений украинских пьес в зависимость от усмотрения местных властей. Юридическая база деятельности украинского профессионального театра, возникшего в 80-х годах, была, таким образом, весьма неопределенной и шаткой. Тем не менее 80—90-е годы ознаменованы подъемом украинской драматургии и большими успехами театрального искусства. Этому способствовало высокое гражданское одушевление, которое вносили в свое дело пионеры нового украинского театра.

 

Драматургия и театр Украины развивались на основе традиций И. П. Котляревского и Т. Г. Шевченко, под влиянием русской драматургии (Гоголя, Островского), в содружестве с русской сценой.

 

М. П. Старицкнй, антрепренер и участник украинской труппы, созданной в начале 80-х годов под режиссерством Кропив-нпцкого, был известным драматургом и поэтом. Среди десятков его драматических сочинений выделяются пьесы «Не суждено», «Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерницю», исторические драмы «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буши». Около 40 пьес написал М. Л. Кропивницкий («Пока солнце взойдет, роса очи выест», «Мироед, или Паук», «Дай сердцу волю — заведет в неволю», «Олеся» и др.). Особо крупное место в драматургии принадлежит Карпенко-Карому (И. К. Тобилевичу), из пьес которого наиболее популярны драмы «Наймичка», «Бесталанная», комедии «Разумный и дурень», «Мартин Боруля», исторические драмы «Бондаривна», «Савва Чалый». Ряд драматических произведений создан писателями (Франко, Нечуй-Левицким, Пана-сом Мирным), основная сфера деятельности которых лежала вне драматургии. С конца века появляются замечательные пьесы Леси Украинки.

 

Произведения украинских драматургов второй половины XIX в. написаны в духе критического реализма (порой дают себя знать романтические тенденции). Центральное место в тематике драматургии занимала жизнь украинской пореформенной деревни, в освещении которой заметно сочувствие авторов к крестьянской массе, стремление к защите ее интересов.

 

Украинский театр быстро достиг выдающихся успехов. Выступая не только на Украине, но и в Петербурге и Москве, в Белоруссии, Закавказье, украинцы (вместо первоначальной единой труппы потом действовало несколько украинских трупп) привлекали горячие симпатии зрителей и стройностью ансамбля и дарованиями отдельных исполнителей.

 

Замечательным актером, талантливым режиссером, организатором, театральным педагогом был М. Л. Кропивницкий, по отзывам современников,— художник большого темперамента, мастер тонких психологических переходов, умевший глубоко раскрывать мысли и чувства героев. Безыскусственность и горячность исполнения, яркую типичность образов отмечала критика у Миколы Садовского (М. К. Тобилевича), который внес важный вклад в украинское искусство не только как актер, но и как руководитель театральных коллективов; впоследствии им был создан постоянный украинский театр в Киеве. К корифеям украинской сцены принадлежал и младший брат Садовского — Панас Саксаганский. Величайшей актрисой украинской сцены была М. К. Заньковецкая. Глубочайшая правдивость, простота, яркий темперамент, поразительная верность психологической стороне роли, выразительнейший голос обеспечивали артистке беспримерный успех у самых требовательных зрителей. Впоследствии К. С. Станиславский писал: «Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский,— блестящая плеяда мастеров украинской сцены,— вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства».

 

Велико было значение театра в культурной и общественной жизни Грузии. Началом нового груеинского театра считается 1850 год, когда талантливый драматург-реалист Георгий Эристави создал профессиональную сцену, продержавшуюся тогда до 1856 г. и прекратившую существование из-за преследований и недоброжелательства властей и реакционных кругов. Основу репертуара театра Эристави составляли пьесы самого основателя («Раздел», «Тяжба», «Скупой») и его последователя — Зураба Антонова, показывавшие разложение феодальной аристократии, обличавшие крепостничество, ростовщический капитал. В 1879 г., через два с лишним десятилетия, в течение которых действовали любительские кружки, возродился постоянный грузинский профессиональный театр.

 

Грузинская драматургия последних десятилетий XIX в. выражала национально-освободительные идеи, обличала пережитки крепостного строя, существующие административные порядки, показывала нарастание капиталистических отношений. Видное место в драматургии занимали пьесы А. Церетели («Маленький кахетинец», «Коварная Тамара» и др.), И. Чав-чавадзе («Сцены у мирового посредника», «Мать и сын»), А. Казбеги («Арсен»), Д. Эристави («Родина»), А. Цагарели («Иные нынче времена», «Ханума»), Много внимания грузинский театр уделял Грибоедову, Гоголю, Тургеневу, Островскому, Сухово-Кобылину. В авторском переводе шли пьесы Г. Сундукяна. Из западного репертуара ставились пьесы Шекспира, Мольера, Бомарше, Шиллера, Гольдони.

 

В грузинском театре вырос ряд прекрасных актеров. Один из его основоположников, Васо Абашидзе, блестящий комик, создал яркие образы в грузинской, русской, армянской драматургии. Виднейшим деятелем сцены был Ладо Месхишвили, трагик и характерный актер, режиссер, воспитатель большой плеяды работников грузинского театра. На женских ролях особенно выдвинулись Н. Габуния, М. Сапарова-Абашидзе. Как и другие национальные сцены, грузинский театр был творчески связан с русским, особенно с Московским Малым театром; в лице А. И. Южина-Сумбатова (Сумбаташвили) между грузинской сценой и Малым театром существовала непосредственная живая связь.

 

Профессиональный армянский театр возник в Тифлисе в 1863 г. под руководством Геворга Чмтнкяна; несколько позже начались спектакли в Эривани (Ереване). Национальный репертуар вначале состоял в значительной части из романтических исторических драм, а также некоторых бытовых комедий (М. Патканяна и др.), подготовивших появление армянского классика Габриэла Сундукяна. Воспитанник Петербургского университета, Сундукян проникся любовью к театру под сильным влиянием Гоголя и Щепкина. В его творческих устремлениях много было общего с Островским. В популярнейшей пьесе «Пэпо» (впервые поставлена в 1871 г.), комедиях «Переполох» и др. Сундукян с необыкновенным талантом и наблюдательностью отобразил жизнь армянского общества, сатирически обличая господствующие слои (прежде всего купечество), противопоставляя им простых, честных тружеников, показывая зарождение протеста против угнетения. Творчество Сундукяна заложило прочную основу армянской реалистической драматургии и театра. Большое значение имело также творчество западноармянского драматурга Акопа Пароняна.

 

На армянской сцене шли пьесы Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Островского, Сухово-Кобылина, классиков западной драматургии. Из актеров огромную известность завоевал трагик Петрос Адамян. Как исполнитель шекспировских ролей (Гамлет, Отелло, Лир) Адамян успешно соперничал с прославленными Сальвини и Росси. Любовью общества пользовалась Сирануйш (Кантарджян). Великий армянский композитор Комитас восторгался показанной ею «галереей жизни», ее умением «формировать души и сердца». С 80-х годов работал Ованес Абелян, выдающийся актер-демократ, глубокий и смелый реалист, оставивший серьезный след в истории армянской культуры.

 

Семидесятые годы имели важное значение в становлении азербайджанского театра — сначала еще на любительских началах. Одним из основоположников азербайджанского театрального искусства был Зардаби (Меликов), рассматривавший театр как «мощный рычаг для развития народа». Пьесы Ахундова легли в основу репертуара азербайджанского театра. За Ахундовым последовал Наджафбек Везиров, испытавший большое влияние Островского, автор ряда комедий, в которых он обличал отсталость, показывал разложение дворянства, самодурство купечества, защищал человеческие права. Ему же принадлежит первая азербайджанская трагедия «Горе Фахреддина» с центральным образом молодого протестанта против феодально-патриархальных порядков. В 90-х годах выступил Абдурапим Ахвердов, мастер реалистической драматургам, в ярких образах показывавший борьбу со старым косным бытом, угнетенное состояние трудового крестьянства. Тогда же выступил как драматург и Нариман Нариманов (известная историческая драма «Надир-Шах» и др.). В 1897 г. Зардаби создал первую профессиональную труппу. Среди актеров азербайджанского театра выделяются имена Джангира Зейналова, Г. Мах-мудбекова и др. Позже появляется выдающийся азербайджанский трагик Гусейн Араблигаский.

 

В Эстонии и Латвии национальное возрождение, которым отмечена вторая половина XIX в., существенно проявилось в театре. Правда, в Эстонии дело пока не шло дальше любительских (или полулюбительских) сцен. Зарождение эстонского театра связано с именем поэтессы Лидии Койдула, видевшей в нем «неоценимое средство воспитания народа». Под ее руководством в 1870—1871 гг. в городе Тарту были поставлены первые эстонские спектакли (ее же пьесы «Двоюродный братец из Сааремаа» и др.). Под влиянием Койдула начал свою деятельность драматург Йохан Кундер, в творчестве которого отражены обстановка жизни, расслоение эстонского крестьянства. К основоположникам эстонской драматургии относится Аугуст Кицберг, впоследствии крупнейший эстонский драма-тург-реалист. Театральное дело в Эстонии в последней четверти XIX в. возглавлял режиссер Аугуст Вийра. Лучшая пора его деятельности падает на 80-е годы, когда им ставились пьесы Койдула, Кундера, Якобсона, произведения мировой классики.

 

Основоположником латышского театра стал актер, режиссер и драматург Адольф Алунан. В течение 1870—1885 гг. он руководил театром (на первых порах еще любительским) при «Рижском латышском обществе», в котором ставил, кроме латышских, пьесы русских и западных авторов (одной из первых была постановка «Ревизора», где Алунан талантливо сыграл Хлестакова). Алунан написал пьесы, пользовавшиеся большим успехом: «Бондарь и его жена», «Кто пел поздно вечером», «Старшины Лиелпилсской волости». В его произведениях показаны жизнь латышского общества, отдельные моменты классовых противоречий и дифференциации крестьянства. Вокруг латышской сцены развертывалась в конце XIX в. борьба прогрессивных элементов против консервативно-националистических, стремившихся бездумными пьесами отвлечь зрителей от острых жизненных проблем. 90-е годы ознаменованы подъемом латышской драматургии, повышением ее художественного уровня. Ранние пьесы Аспазии (Эльзы Розенберг-Плиекшан, жены Райниса) проникнуты протестом против крепостничества, мещанской морали, горячо пропагандировали освобождение женщины. Крупное место в драматургии занял Рудольф Блауман. Из актеров латышского театра особенно выдвинулись Даце Акментыня, разносторонняя и высокоодаренная исполнительница в пьесах Астазии и Блаумана, Гете и Шиллера, Ибсена, позже — Горького, и Екаб Дубур, драматический актер, певец, режиссер, видный театральный педагог.

 

В Литве запретительная политика правительства делала невозможным открытое существование театра на родном языке. Литовские спектакли осуществлялись в нелегальных любительских кружках. Лишь в 1899 г. в Паланге состоялся первый публичный любительский спектакль. В аналогичном положении находился театр белорусского народа. Потребность в театре удовлетворялась в Белоруссии и Литве русскими труппами. Надо подчеркнуть, что русский театр вносил важный вклад в культуру и в тех национальных районах, где уже имелся свой театр на родном языке.

 

Административные преследования крайне стесняли развитие еврейского театра, деятельность которого в описываемый период особенно тесно связана с именем режиссера, драматурга, композитора Абрама Гольдфадеяа.

 

В Казахстане и Средней Азии бытовали разные виды традиционного народного театра, с участием танцоров и певцов, клоунов и т. д. В репертуаре часто фигурировали сатирические произведения, обличавшие господствующие слои.

Категория: История | Добавил: fantast (06.10.2018)
Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0