Развитие музыкальной культуры народов России во второй половине 19 века

Развитие музыкальной культуры народов России во второй половине 19 века

Немалыми достижениями отмечена музыкальная культура народов России.

Заметной вехой в истории украинской музыки было появление комической оперы С. С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Музыкальный воспитанник Глинки, известный певец, долгие годы выступавший на оперных сценах в Петербурге, Гулак-Артемовокий создал свое произведение в начале 60-х годов. В 1863 г. опера была поставлена в Мариинском театре. На украинской сцене «Запорожец за Дунаем» «первые был дан в 1884 г.

 

Среди музыкальных деятелей Украины надо назвать П. И. Нищинского, П. П. Сокальского — композитора и видного музыковеда (ему принадлежит известное исследование о русской и украинской народной песне), композитора и критика В. И. Сокальского, М. Н. Калачевского, автора написанной в 1876 г. «Украинской симфонии».

Вершины своей украинская музыкальная культура достигла в творчестве Николая (Миколы) Лысенко, замечательного композитора, фольклориста, организатора музыкального просвещения и концертной деятельности на Украине, хорового дирижера, пианиста. Н. В. Лысенко, получивший в 60-х годах образование в Лейпцигской консерватории, потом прошел в Петербурге школу Римского-Корсакова и был близок ко всему кругу «кучкистов». Он отстаивал необходимость тесного взаимодействия духовных богатств русской и украинской культур. В 80-х годах Лысенко писал Ивану Франко: «Учиться музыке на великих образцах русского искусства никогда не откажусь». Композиторская деятельность Лысенко была многогранна. Он дал блестящие образцы обработки народных песен (им опубликовано более 600 произведений украинского музыкального фольклора). Лысенко был кровно связан с традициями и наследием Тараса Шевченко, на тексты которого он написал множество произведений различных вокальных жанров. Им создано значительное число инструментальных произведений. Неоценим его вклад в украинскую оперу. В 1883—1885 гг. были поставлены «гоголевские» оперы Лысенко «Рождественская ночь» (третья редакция) и «Утопленница». К концу того же десятилетия создана популярнейшая его опера «Натал-ка-Полтавка» (по И. П. Котляревскому). Десять лет (1880— 1890) работал Лысенко над монументальной оперой «Тарас Бульба». Эта яркая героическая опера, насквозь проникнутая духом народной песеннэсти, увидела сцену уже в советскую эпоху. К. С. Станиславский говорил, что Лысенко, «чудесного и пленяющего красотой своей музыки композитора, мы смело можем назвать солнцем украинской музыки».

 

В 60—90-х годах обозначается подъем музыкальной культуры Грузии. Пробуждается большой интерес к грузинской народной песне. Значительную роль сыграли хоры, организованные в 70-х и 80-х годах Харлампием Саванели, воспитанником Петербургской консерватории, и Ладо Агниашвили. К 80-м годам относится начало деятельности Мелнтона Баланчивадзе, ученика Римского-Корсакова. Баланчивадзе более четверти века прожил в Петербурге, наезжая периодически в Грузию. Близкая связь с русской музыкальной жизнью оказала на него большое влияние. Грузинская песня — городская и крестьянская — служила интонационной основой произведений Баланчивадзе, в которых ярко проявилось его тяготение к воплощению в музыке идей и образов классиков национальной литературы — А. Церетели и И. Чавчавадзе. Баланчивадзе, по отзыву его младшего современника Д. Аракишвили, положил «первый камень в фундамент грузинской художественной музыки»; им заложены основы грузинской оперы и романса. Деятельность Димитрия Аракишвили, композитора, учено-го-этнографа, педагога, воспитанника Московского филармонического училища, долгие годы тесню общавшегося с Танеевым, Аренским, Ипполитовым-Ивановым, развернулась в XX в. Его ранние произведения приходятся на 90-е годы.

 

К области хоровой музыки относится не обширное, но важное наследие Николая Сулханишвили. Его сверстник Захарий Палиашвили, ученик Танеева, начинавший в середине 90-х годов, в первые десятилетия XX в. вырос в крупнейшего оперного композитора и стал главной фигурой грузинской музыкальной культуры.

 

Плодотворно развивалась деятельность армянских музыкантов. К старейшим из них принадлежит Христофор Кара-Мурза, насаждавший в Армении искусство хорового пения, пионер в деле многоголосной обработки армянской народной песни. С 80-х до начала 900-х годов Кара-Мурза, разъезжая по городам с армянским населением, организовал 90 хоров. Он создал несколько сот обработок народных песен и много оригинальных произведений. Николаю Тиграняну, фольклористу, композитору, много работавшему в области инструментальной музыки, принадлежат ценные обработки армянских народных танцев.

 

К 90-м годам относится начало творчества виднейшего классика армянской музыки Комитаеа (Согомона Согомоняна). Комнтас был страстным энтузиастом народного искусства; «величайший творец — народ, идите же и учитесь у него»,— говорил он. Комитас записал более 3 тыс. песен (сохранилась из них часть) и дал прекрасные обработки песенного фольклора. Им написаны глубокие музыковедческие исследования.

 

В полной мере воспитанником русской музыкальной школы был армянский классик Александр Спендиаров, ученик Римского-Корсакова. Глазунов, один из его друзей, высоко ценивший «чистоту и благоухание», «яркий красочный колорит» сочинений Спендиарова, отмечал, что он является живым воплощением духовной связи армянской и русской музыкальных школ.

 

В Западной Армении Тигран Чухаджяп создал в конце 60-х годов первую армянскую оперу — «Аршак II».

 

В истории грузинской и армянской музыки большую роль играл Тифлис, центр музыкальной жизни и образования в Закавказье. Здесь систематически давались оперные спектакли, концерты, действовало отделение «Русского музыкального общества». Для развития музыкальной культуры много сделано в Тифлисе Ипполитовым-Ивановым. По убедительной оценке одного видного музыкально-общественного деятеля, подъем музыкальной культуры в Тифлисе был «одним из могучих звеньных руководителей певческих праздников, создал более 300 хоровых песен и обработок народных мелодий. Хоровые и сольные песни, ряд кантат написал воспитанник Петербургской консерватории Иоханнее Каппель. Разносторонней была деятельность воспитанника Дрезденской консерватории Александра Ляте, который выступал как композитор, дирижер, критик. Наряду с хоровыми песнями (более 250) он писал романсы и инструментальные сочинения. Ляте — автор первой эстонской симфонической увертюры и первого струйного квартета.

 

В Литве в конце XIX в. была начата работа по собиранию, обработке и изданию народных песен. Значительна в этом заслуга писателя Винцаса Кудирки, издавшего в середине 90-х годов сборники народных песен. С 90-х годов вел музыкально-общественную деятельность педагог, органист, композитор Юозас Науялис. К рубежу XX столетия относится начало деятельности композитора и дирижера Микаса Петрауска-са, учившегося в Петербургской консерватории и ставшего впоследствии основоположником литовской оперы.

Музыкальная культура народов Средней Азии была тесно связана с устной народной поэзией и в своих передовых и демократических проявлениях отражала уел о-в и я быта и настроения народной массы. Проводниками музыкальной культуры были народные певцы — акьгны. Токтогул Сатылганов и То-голок Молдо были одновременно творцами и исполнителями киргизской музыки. Выдающаяся роль в развитии казахской музыкальной культуры принадлежит великому позту-просве-тителю Абаю Кунанбаеву. Как отмечает исследователь музыки народов Средней Азии и Казахстана В. М. Беляев, мелодии Абая отличаются широкой напевностью, выразительной лаконичностью стиля; Абай вводил в свои мелодии интонации русской городской песни. В Узбекистане было сложено много песен на стихи прогрессивных поэтов Мукими и Фурката.

 

Следует отметить искусство азербайджанских народных певцов — ашугов, а также «сазандаров» и «ханенде» (городских певцов), широкое развитие «мугамов»—азербайджанских крупных вокально-инструментальных произведений циклической формы, позднее исследованных композитором, основоположником (в начале XX в.) азербайджанской оперы Узе-иром Гаджибековым.

 

В различных национальных районах крупное значение для роста музыкальной культуры имели отделения «Русского музыкального общества» и создаваемые при них музыкальные училища, спектакли русских оперных трупп, гастрольные выступления русских, а часто и зарубежных музыкантов-исполнителей.

Категория: История | Добавил: fantast (06.10.2018)
Просмотров: 1139 | Рейтинг: 0.0/0