Июльский кризис. Конец двоевластия Шел пятый месяц после свержения самодержавия. По-прежнему оставались неудовлетворенными жизненные требования народа, лилась кровь на фронтах империалистической войны. Классовая борьба в городе и деревне обострялась.
Контрреволюционная буржуазия активизировалась. Министры-кадеты подали 2 июля в отставку. Они рассчитывали, что эсеры и меньшевики побоятся одни остаться в правительстве и ради сохранения коалиции согласятся на более жесткий курс. Тогда кадеты, взяв всю власть в свои руки, смогут разоружить рабочих, вывести революционные войска из столицы, поставить вне закона большевистскую партию.
Контрреволюционные маневры кадетов, весть о провале наступления и репрессиях против революционных войск переполнили чашу терпения солдат и рабочих столицы. Весь день 3 июля шли митинги в 1-м пулеметном полку, расположенном в Выборгском районе. Призывы к вооруженному выступлению против Временного правительства были горячо поддержаны солдатами. Погрузив пулеметы на автомашины, солдаты устремились к Таврическому дворцу. Около особняка Кшесинской навстречу колоннам вышли члены ЦК партии большевиков и Военной организации. Они попытались убедить солдат вернуться в казармы. Однако делегаты полка направились в другие воинские части гарнизона, на крупнейшие предприятия и в Кронштадт. Повсюду с воодушевлением встречали призыв к немедленному вооруженному выступлению с целью передачи власти Советам. Вслед за пулеметчиками к Таврическому дворцу прибыла многотысячная колонна путиловцев. Возмущение демонстрантов политикой Временного правительства было велико, каждый час могло начаться вооруженное выступление.
Между тем Бюро ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Бюро Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили всех, кто выйдет на демонстрацию, изменниками революции. Создалось критическое положение.
Партия большевиков считала необходимым предотвратить вооруженное выступление в столице. Она учитывала, что объективных условий для победы не было. Рабочие и солдаты Петрограда, даже свергнув Временное правительство, не удержали бы государственной власти. Большинство трудящихся страны все еще находилось под влиянием эсеров и меньшевиков и не поддержало бы восстание в Петрограде. Точку зрения партии разъясняли на предприятиях, в казармах и на кораблях большевики-агитаторы, делегаты II общегородской Петроградской конференции РСДРП (б). Но удержать массы не удалось, они уже стали выходить на улицу. В такой обстановке партия не могла находиться в стороне. В ночь на 4 июля ЦК РСДРП (б) совместно с Петроградским комитетом, Военной организацией и рабочей секцией Петроградского Совета назначил мирную организованную демонстрацию под лозунгом «Вся власть Советам!»
С утра 4 июля на улицы столицы вышло свыше 500 тыс. человек. Многие из них явились из окрестностей столицы — Петергофа, Ораниенбаума, Красного Села. Прибыли кронштадтские моряки. Когда они проходили около дворца Кшесинской, с балкона выступил В. И. Ленин. Он только что вернулся из-за города, где отдыхал после болезни. В. И. Ленин приветствовал революционных матросов и выразил уверенность, что лозунг «Вся власть Советам!» непременно победит1.
Мирная демонстрация подошла к Таврическому дворцу, где беспрерывно заседали ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Совета крестьянских депутатов. «Избранники народа» были так напуганы, что не хотели допустить делегатов рабочих и солдат. Но под напором масс лидерам ВЦИК пришлось открыть двери представителям демонстрантов и выслушать их. «Мы посланы,— заявили они,— с требованием, чтобы Советы взяли немедленно власть»
Соглашательские вожди всячески оттягивали решение вопроса. Бесплодные прения длились до полуночи. Наконец, решили перенести обсуждение на пленарное заседание Совета, которое должно было собраться через две недели. А в это время Керенский отдал командующему Петроградским военным округом генералу Половцеву приказ о подавлении демонстрации силой оружия и предании суду всех «виновных» 1 2. Соглашательский ВЦИК назначил в помощь Временному правительству, начавшему расправу с революционным народом, эсеров Авксентьева и Гоца. По требованию генерала Половцева, согласовавшего свои действия с лидерами ВЦИК, с Северного фронта были направлены 14-я кавалерийская дивизия, бригада 45-й пехотной дивизии и 5-й броневой дивизион. Корабли Балтийского флота получили приказ прибыть в Петроград для усмирения демонстрантов. Против демонстрантов была выслана артиллерия. Юнкера, офицеры и казаки открыли ружейный и пулеметный огонь по демонстрантам у Сенной площади, на Литейном проспекте, около Инженерного замка. Впервые после свержения царизма улицы Петрограда обагрились кровью революционных рабочих и солдат. Буржуазия при поддержке соглашателей навязывала пролетариату сражение в невыгодных для него условиях.
Дальнейшее проведение демонстрации было на руку лишь контрреволюции. Вечером 4 июля на расширенном заседании ЦК партии большевиков, проходившем под руководством В. И. Ленина, было принято решение прекратить демонстрацию. «Не давайте злобствующей реакции никакого повода обвинять вас в насилиях,— говорилось в воззвании ЦК,— не поддавайтесь на провокацию. Никаких выступлений на улицы, никаких столкновений» ’.
ЦК РСДРП (б) вступил в переговоры с ВЦИК о мирном урегулировании конфликта. Но лидеры эсеров и меньшевиков были настроены воинственно. Потерпев поражение в идейной борьбе с большевиками, соглашатели решили расправиться со своими противниками руками реакционных генералов и офицеров. Они не постеснялись сказать, что все действия правительства «соответствовали интересам революции» 1 2. Контрреволюционеры распоясались и усилили репрессии.
Удары контрреволюции обрушились в первую очередь не партию большевиков. Помещения редакции «Правды» и типографии «Труд» были разгромлены. Находившиеся там работники были избиты и арестованы. Озверевшие контрреволюционеры убили рабочего-болыневика Воинова, распространявшего листок «Правды». 6 июля правительственные войска захватили дворец Кшесинской, где размещался ЦК РСДРП (б). Против В. И. Ленина была пущена гнусная клевета, его обвинили в шпионаже. В столице начались повальные обыски и аресты. Град репрессий был обрушен на революционных матросов Балтики. Положение сложилось критическое.
7 июля Временное правительство издало приказ об аресте и привлечении к суду В. И. Ленина и ряда других большевиков. Юнкерам же было дано секретное предписание убить В. И. Ленина «при попытке к бегству». В тот же день на квартире старого большевика рабочего С. Я. Аллилуева, где укрывался В. И. Ленин, состоялось совещание, на котором присутствовали В. П. Ногин, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталин, Е. Д. Стасова. Было решено обязать В. И. Ленина перейти на нелегальное положение. Оставаться в городе стало опасно. 9 июля он ночным поездом выехал в сопровождении рабочего сестрорецкого завода Н. А. Емельянова на станцию Разлив. Партия надежно укрыла своего вождя от ищеек Временного правительства.
Кровавые события в Петрограде вызвали бурю гнева и протеста в стране. В Москве, несмотря на запрещение Советов рабочих и солдатских депутатов, 4 июля состоялось несколько демонстраций и митингов солидарности. На следующий день остановились фабрики Орехово-Зуева. 25 тыс. демонстрантов с лозунгами «Вся власть Советам!» прошли по всему городу. 6 июля состоялись организованные большевиками 30-тысячная демонстрация рабочих и солдат в Иваново-Вознесенске, 15-тысячная — в Шуе. Митинг рабочих и солдат в Екатеринбурге 9 июля заклеймил позором «кровавую расправу министров-со-циалистов над революционными рабочими и солдатами Петрограда» *. Революционно настроенные солдаты Лепсинского гарнизона (Семиреченская область) во главе с большевиками Дегтяревым и Черкашиным совместно с рабочими, крестьянской и аульной беднотой в июле фактически на несколько дней захватили власть в городе. В стране в результате движения революционных масс разразился третий политический кризис. В. И. Ленин писал: «Противоправительственная демонстрация — таково было бы, формально, наиболее точное описание событий. Но в том-то и суть, что это не обычная демонстрация, это нечто значительно большее, чем демонстрация, и меньшее, чем революция» 1 2.
Вопреки ясно выраженной воле масс большинство Советов осудило выступление рабочих и солдат столицы, запретило демонстрации. А лидеры Ровенского Совета рабочих и воинских депутатов даже «возглавили» разоружение революционно настроенного пулеметного полка и провели массовые аресты среди солдат. Меньшевики и эсеры окончательно скатились в болото контрреволюции. Буржуазия с их помощью одержала временную победу. Двоевластие в стране кончилось. Советы превратились в бессильный придаток Временного правительства.
Решительные действия Временного правительства были встречены с восторгом союзными дипломатами. 10 июля английский посол в Петрограде Д. Бьюкенен в очередном донесении Министерству иностранных дел отметил, что Советы и социалисты «теперь предоставили правительству неограниченные полномочия искоренить недисциплинированность в армии и анархию в стране...» 1 Бьюкенен советовал Временному правительству идти дальше в борьбе с революцией, применить смертную казнь в тылу, ввести железную дисциплину на транспорте.
На состоявшейся в июле в Париже межсоюзной военной конференции представители Антанты заявили о своей решимости оказать Временному правительству «всю возможную помощь в борьбе против экстремистов» (т. е. революционных масс).
Эксплуататорские классы первыми прибегли к насилию, пытаясь навязать свою волю большинству нации. Возможность мирного перехода власти к пролетариату, за что боролись большевики, исчезла. Партия большевиков должна была изменить тактику и готовить рабочих и беднейших крестьян к свержению диктатуры империалистической буржуазии путем вооруженного восстания. | |
Просмотров: 856 | |