Пролетариат и его партия после Февральской революции

Пролетариат и его партия после Февральской революции

Февральский переворот поставил во весь рост такие «вопросы необычайной трудности, гигантской важности, мирового размаха» как вопрос о выходе из империалистической бойни, о борьбе с порожденной войной и хищничеством буржуазии разрухой, о предотвращении национальной катастрофы, к которой вели Россию буржуазия и помещики.

 

Предотвратить эту катастрофу мог лишь класс, способный решительно порвать с интересами отечественной буржуазии и империалистами Антанты, принять самые радикальные меры в борьбе против несправедливой войны и тяжелейшей разрухи, пробудить творческую энергию и героизм народа и повести его к социализму. Таким революционным классом был пролетариат.

 

Что же он представлял собой в то время? Каков был его общественно-политический облик? Какова была его численность? В. И. Ленин в сентябре 1913 г. писал: «...пролетариев у нас, вероятно, около 20 миллионов» ‘. Расширение военного производства, подъем топливной и металлургической промышленности привели к увеличению пролетарского ядра — армии фабрично-заводских рабочих. В 1913 г. на предприятиях, подчиненных фабричному и горному надзору, и на казенных заводах было занято 3,1 млн. человек, к 1917 г.—3,5 млн. Рабочих, занятых на транспорте, в строительстве и связи, насчитывалось около 3,3 млн., в мелком кустарном производстве — 3,5 млн., чернорабочих и поденщиков, «прислуги», рабочих, занятых в торговле, и других лиц наемного труда — около 4,5 млн. В сельском хозяйстве было занято около 5 млн. сельскохозяйственных рабочих.

 

За годы войны усилилась концентрация рабочих на крупных предприятиях и в главных промышленных центрах страны. Значительные массы пролетариата, его «ударные кулаки» были сосредоточены в Петрограде и Москве, Владимирской, Костромской, Нижегородской, Киевской, Харьковской, Екатерино-славской, Вятской, Пермской, Самарской, Тульской, Бакинской и других губерниях.

 

Вследствие мобилизации рабочих в армию и в то же время роста промышленного пролетариата состав его обновился более чем на 20%. Среди вновь пришедших на фабрики и заводы насчитывалось много женщин и подростков. На предприятиях, подчиненных надзору фабрично-заводской инспекции, процент женщин, подростков и малолетних увеличился с 1 января 1914 г. по 1 января 1917 г. с 41,5 до 54,1. Еще большее значение получил наемный труд женщин и подростков в сельском хозяйстве. В производстве использовались и временные контингенты — военнопленные, беженцы, китайские и персидские рабочие, навербованные за границей, наконец, 200 тыс. трудящихся Туркестана, посланных на строительство дорог, рытье окопов и работу на оборонных предприятиях (царское правительство цинично называло эту мобилизацию «реквизицией»), Мобилизации, носившие иногда откровенно карательный характер, и пополнение рядов пролетариата мелкобуржуазными или просто случайными элементами не могли не ослабить организованности рабочего класса.

 

В силу разнородности своего состава к Февральской революции рабочий класс подошел недостаточно сплоченным, что было одной из причин успеха буржуазии. Но, с другой стороны, война была суровой школой классовой борьбы, и, несмотря на тяжелые потери, российский пролетариат с каждым годом войны усиливал свое сопротивление гнету капитала и самодержавия, а в Февральской революции выступил подлинным гегемоном борьбы народных масс.

 

Сразу после свержения самодержавия начался бурный рост пролетарских организаций. Численность большевистской партии, которая в начале 1917 г. насчитывала около 24 тыс. человек, достигла в апреле примерно 80 тыс. Рабочие играли ведущую роль в Советах, возникших в первые же дни Февральской революции. Создавались фабрично-заводские комитеты, организовывались массовые профсоюзы. На предприятиях формировалась вооруженная сила рабочего класса — Красная гвардия.

 

Рабочий класс России в своей революционной борьбе имел могучего союзника — беднейшее крестьянство. Этот союз был залогом будущего успеха социалистической революции в стране. В последовательной борьбе за осуществление общедемократических задач революции рабочий класс сплачивал вокруг себя широкие массы трудящихся. Во главе его шла закаленная в классовых битвах партия социалистической революции — партия большевиков.

 

Преследования царских властей не сломили ленинцев, и в дни Февральской революции они оказались вместе с народом, руководили его борьбой.

 

Выйдя из подполья, партия большевиков стала быстро укреплять свои ряды. Из тюрем и ссылок возвращались арестованные царскими властями большевики, среди них известные деятели партии: А. С. Бубнов. Ф. Э. Дзержинский, П. А. Джапаридзе, С. В. Косиор, В. В. Куйбышев. Г. К. Орджоникидзе, И. А. Пятницкий, Я. Э. Рудзутак, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, Е. Д. Стасова, С. Г. Шаумян, Ем. Ярославский. Из ссылки вернулись и большевистские депутаты IV Государственной думы: Г. И. Петровский, М. К. Муранов, А. Е. Бадаев, Ф. Н. Самойлов, Н. Р. Шагов. Партийные комитеты были реорганизованы на основе демократического централизма. 5 марта возобновилось издание центрального органа партии — газеты «Правда». Она разъясняла трудящимся подлинный смысл событий, подчеркивала, что победа Февральской революции есть «первый этап к полной победе социальной революции, полному торжеству рабочего класса» !. «Правда» призывала рабочих и солдат не сдавать оружие, необходимое им для продолжения борьбы. Вслед за «Правдой» стали выходить большевистские газеты в Москве, Киеве, Харькове, Баку, Тифлисе, Самаре, Саратове и других городах.

 

Русское бюро ЦК, осуществлявшее общее руководство партийной работой в России, в период войны было значительно ослаблено арестами. До 7 марта Бюро ЦК действовало в составе трех человек: П. А. Залуцкого, В. М. Молотова и А. Г. Шляпникова. Сразу после Февраля оно стало пополняться возвращавшимися из тюрем и ссылки партийными работниками. К середине марта в него вошли: Г. И. Бокий, К. С. Еремеев, В. Н. Залежский, М. И. Калинин, М. К. Муранов, М. С. Ольминский, И. В. Сталин, Е. Д. Стасова, М. И. Ульянова, А. И. Ульянова-Елизарова, М. М. Хахарев, К. М. Шведчиков, К. И. Шутко.

 

Русское бюро ЦК и «Правда» сплачивали партийные организации, направляли их на борьбу за дальнейшее развитие и углубление революции. В резолюции от 4 марта Русское бюро ЦК заявило, что с контрреволюционным Временным правительством «не может быть никаких соглашений»1 2. Бюро ЦК решительно выступало против продолжения войны, разоблачало Временное правительство, которое преследовало в войне те же грабительские, империалистические цели, что и свергнутое царское правительство.

 

Обсуждая 8 марта вопрос об отношении к Петроградскому Совету, Русское бюро ЦК признало необходимым поддерживать его как орган, который может и должен создать Временное революционное правительство. Но так как в Петроградском Совете оказалось засилье соглашателей, была выдвинута задача «переизбрания и расширения» Исполкома» 3.

 

Русское бюро ЦК и «Правда» первоначально взяли правильную линию на углубление революции.

 

Однако в необычайно сложной и своеобразной обстановке двоевластия трудно было сразу выработать правильную тактику по всем вопросам. В резолюции Русского бюро ЦК от 4 марта ставилась задача перехода власти в руки пролетариата и крестьянства. Авторы резолюции повторяли решения 1905 г., не понимая, что созданные самим революционным народом в Петрограде и других городах страны Советы и были такими органами власти, хотя они существовали в системе двоевластия. Русское бюро ЦК и некоторые деятели партии, выступая против поддержки Временного правительства и разоблачая его антинародную сущность, в то же время считали возможным ограничиться установлением за ним контроля со стороны Совета. Такая позиция порождала у масс надежду, что буржуазное правительство может проводить политику в интересах революции.

 

14 марта новый член редколлегии «Правды» Каменев выступил в газете со статьей, в которой проповедовал полуменыпе-вистский лозунг условной поддержки Временного правительства и проводимой этим правительством политики продолжения войны. Каменев призывал солдат «на пулю отвечать пулей и на снаряд — снарядом». Позиция Каменева вытекала из неправильной оценки характера и движущих сил происходившей революции. Свою ошибочную позицию Каменев отстаивал и после VII (апрельской) конференции партии.

 

Неверную позицию «давления на Временное правительство» занял И. В. Сталин. Впоследствии он писал, что эта позиция «плодила пацифистские иллюзии, лила воду на мельницу оборончества и затрудняла революционное воспитание масс. Эту ошибочную позицию я разделял тогда с другими товарищами по партии и отказался от нее полностью лишь в середине апреля, присоединившись к тезисам Ленина»

 

То обстоятельство, что особенности новой исторической обстановки не сразу были правильно поняты, объяснялось некоторым отставанием части партийных работников от хода событий, неумением освободиться от устаревших лозунгов и формул. Первый, кто правильно определил движущие силы революции, кто правильно оценил ее особенности и наметил стратегию и тактику большевистской партии в дальнейшем развитии революции, был Владимир Ильич Ленин.

 

Находясь вдали от родины, в эмиграции в Швейцарии, он жадно ловил каждую весть из России и о России и составил точную картину событий. Уже в своих письмах от 3 и 4 марта в Христианию (Осло) А. М. Коллонтан, которая осуществляла связь заграничной части ЦК с большевиками в России, В. И. Ленин дал марксистскую оценку происшедшей революции, Временному правительству и партиям, поддерживающим его. Никакой поддержки Временному правительству, ни тени доверия меньшевикам и эсерам, писал В. И. Ленин.

В своих знаменитых «Письмах из далека» В. И. Ленин всесторонне проанализировал характер и особенности Февральской революции. «Теперь мы переживаем,— писал он,— переход от этого первого этапа революции ко второму, от «схватки» с царизмом к «схватке» с гучковско-милюковским, помещичьим и капиталистическим империализмом» *.

 

Первое письмо В. И. Ленина, написанное 7 марта, было доставлено в Петроград 19 марта и опубликовано 21—22 марта в «Правде», хотя и не полностью. Редакция «Правды» опустила при публикации письма некоторые важные ленинские оценки Временного правительства и тактики партии.

 

Колебания и ошибки по важнейшим вопросам революции — о власти, о войне — ослабляли мобилизующую силу партии. Но, изживая ошибки, преодолевая трудности, партия проводила огромную организаторскую и агитационную работу среди масс под лозунгами дальнейшего развития революции и укрепления Советов, борьбы против империалистической войны, создавала Красную гвардию — боевые силы революции.

Категория: История | Добавил: fantast (09.10.2018)
Просмотров: 629 | Рейтинг: 0.0/0