Разгром корниловского мятежа После Московского совещания корниловцы усилили подготовку мятежа. С рижского участка фронта были сняты многие части. Корниловцы готовили чудовищное преступление против Родины — сдачу немцам Петрограда. Первым звеном в реализации этого плана была предательская сдача 21 августа 1917 г. Риги.
Опасаясь открытого возмущения революционных масс и не надеясь на полки Петроградского гарнизона, Керенский направил в Ставку за помощью своего личного эмиссара Савинкова. Ставке была передана просьба Керенского: направить в Петроград 3-й конный корпус. Правительство рассчитывало, опираясь на введенные контрреволюционные войска, объявить столицу и ее окрестности на военном положении, ввести чрезвычайные законы. В целях маскировки было объявлено, что решительные шаги диктуются опасностью большевистского заговора в столице. Царский генерал Корнилов и «социалист» Керенский совместно готовили петлю революционному народу.
24 августа Корнилов назначил генерала Крымова главнокомандующим отдельной армией, состоявшей из Кавказской туземной дивизии и 3-го конного корпуса. С Западного фронта спешно подтягивалась еще одна кавалерийская дивизия, с Юго-Западного — Омский ударный батальон. Эти войска должны были занять Петроград, обезоружить рабочих и революционных солдат, расстреливать на месте участников митингов, собраний, демонстраций. Осуществляя план разгрома «внутреннего врага», царские генералы проявляли необычную для них оперативность.
Мятежным генералам деятельно помогали дипломатические представители США, Англии, Франции. Иностранные империалисты надеялись, что торжество Корнилова, разгром революционных сил крепче привяжут Россию к Антанте. В корниловских войсках находились иностранные офицеры. Английские броневики, участвовавшие в наступлении корниловцев на Петроград, готовы были открыть огонь по солдатам, если бы они стали колебаться.
Корнилов уже чувствовал себя хозяином положения. Заговорщики прочили генерала в диктаторы, и он решил устранить Керенского и установить открытую военную диктатуру. 25 августа Корнилов пригласил в Ставку М. В. Родзянко, В. Н. Львова и других реакционных деятелей. С ними был обсужден вопрос о новом составе правительства. На следующий день Корнилов предъявил Керенскому ультиматум — немедленно уйти в отставку и передать ему, Корнилову, всю военную и гражданскую власть.
Керенский не ждал такой развязки заговора, организованного при его же участии. Он поспешил отмежеваться от Корнилова, объявил его мятежником и сместил с поста верховного главнокомандующего. Кадеты, стремясь облегчить Корнилову приход к власти, вышли из правительства, создав тем самым правительственный кризис. Между тем корниловские войска продолжали наступление на Петроград, а Керенский ничего не предпринимал для отпора мятежникам.
27 августа ЦК и ПК РСДРП (б), Центральный совет фабзавкомов, Военная организация при ЦК, большевистские фракции Петроградского Совета и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов обратились к массам с призывом выступить против ставленника помещиков и капиталистов — Корнилова.
В борьбе с Корниловым большевики руководствовались четкими указаниями В. И. Ленина. Он считал необходимым поднять массы и направить главный удар против корниловщины, не ослабляя в то же время борьбы с Керенским, а лишь изменяя ее форму. Пролетариат, подчеркивал В. И. Ленин, не должен отказываться от задачи свержения Временного правительства, но в настоящий момент ее следует выполнять путем разъяснепия народу слабости и шатаний Керенского.
Керенскому нужно предъявлять «частичные требования»: «...арестуй Милюкова, вооружи питерских рабочих, позови кронштадтские, выборгские и гельсингфорсские войска в Питер, разгони Государственную думу, арестуй Родзянку, узаконь передачу помещичьих земель крестьянам, введи рабочий контроль за хлебом и за фабриками и пр. и пр.» 1 Керенский не выполнит эти требования, тем самым разоблачит себя как корниловец.
Клич большевиков «Революция в опасности, к оружию!» могучим набатом прозвучал в рабочих кварталах и солдатских казармах. Отряды пугиловцев спешно выступили на позиции у Пулковских высот и под Лугой. Красногвардейцы Балтийского судостроительного завода направились к Гатчине. В 42-м армейском корпусе и частях Выборгского гарнизона войска были приведены в боевую готовность. Более 3 тыс. кронштадтских моряков направилось на помощь революционному Петрограду. Не менее 60 тыс. красногвардейцев, солдат и матросов преградило контрреволюции путь к столице. Железнодорожники разбирали пути, загоняли составы с корниловскими войсками в тупики. На станциях Нарва, Ямбург, Луга, Гатчина они задержали 45 эшелонов корниловских войск.
Около солдатских эшелонов собирались митинги. Агитаторы, присланные большевиками и Советами, разъясняли обманутым казакам и солдатам, что Корнилов пытается использовать их против революционного народа. Митинги кончались тем, что казаки и солдаты арестовывали офицеров и отказывались идти на Петроград.
Мобилизация масс на борьбу с корниловщиной усиливалась с каждым днем. В городах, деревнях, на железнодорожных станциях образовались революционные комитеты; многие из них находились под влиянием большевиков. Под руководством комитетов и Советов создавались боевые дружины, у телеграфов, почт и других важнейших пунктов выставлялась революционная охрана. Ревкомы Ростова-на-Дону, Луганска, Царицына, Саратова изолировали очаги заговора Каледина в Области Войска Донского. Солдаты Юго-Западного фронта ликвидировали попытку генералов Деникина и Маркова бросить для поддержки мятежников казачьи части. Быстро и энергично действовали большевики Белоруссии. В Минске для руководства революционными частями и красногвардейскими отрядами был создан штаб по борьбе с корниловщиной. Руководство этим штабом было возложено на М. В. Фрунзе. Временный революционный комитет Западного фронта, образованный 28 августа, объявил себя единственной властью и направил комиссаров на крупнейшие железнодорожные узлы: Оршу, Гомель, Бобруйск. Ставка, находившаяся в Могилеве, была полностью блокирована. К 30 августа прекратилась связь Могилева с центрами страны, с фронтами и армиями. Генерал Крымов, поняв, что все проиграно, застрелился. «Спаситель России» — Корнилов — был арестован.
Рабочий класс и революционные солдаты под руководством партии большевиков одержали победу. Попытка российской буржуазии подавить революцию и установить военную диктатуру провалилась. Борьба с корниловщиной помогла крестьянам, солдатам и части отсталых рабочих освободиться от соглашательских иллюзий. Многие полки, особенно на Северном и Западном фронтах, заявляли о поддержке большевиков, требовали перехода власти в руки рабочих и беднейших крестьян. В стране сложилась чрезвычайно своеобразная обстановка. Временное правительство оказалось ослабленным. Мелкобуржуазные партии временно поссорились с кадетами из-за Корнилова. Блок соглашателей с буржуазией после отставки министров-кадетов распался. Разгром корниловщины нанес чувствительный удар буржуазии, от которого она так и не оправилась.
Советы и революционные комитеты в период корниловщины развили бурную деятельность. Их распоряжения беспрекословно выполнялись большинством населения страны. Выросла Красная гвардия. Снова создалась реальная возможность мирного развитая революции. В. И. Ленин предложил использовать этот момент и пойти на компромисс с меньшевиками и эсерами в целях мирного развития революции. Он считал воз-можным вновь выдвинуть лозунг «Вся власть Советам!» Правительство, ответственное перед Советами, должны были сформировать эсеры и меньшевики. Большевики в этом случае полупили бы полную свободу агитации и добились бы таким путем усиления влияния в Советах, чтобы в последующем изменить их состав и политику. Возможность мирного развития революции, подчеркивал В. И. Ленин, создается исключительно редко в истории1. Во имя этого большевики согласились пойти на компромисс.
Но лидеры эсеров и меньшевиков пе хотели брать власть и не пошли на соглашение с большевиками. Они поспешили уладить конфликт с буржуазией. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Совета крестьянских депутатов наделили Керенского полномочиями для формирования правительства по собственному усмотрению. Керенский назначил себя верховным главнокомандующим, а для управления страной учредил под своим председательством Директорию. Кроме Керенского, туда вошли Верховский, Вердеревский, Никитин и Терещенко. Соглашательское большинство ВЦИК приняло решение о поддержке Директории. Тем самым меньшевики и эсеры еще раз помогли буржуазии удержать власть в своих руках.
Хотя 1 сентября Временное правительство объявило Россию Республикой, Керенский, защищая интересы буржуазии, продолжал курс на подавление революционного движения. В тот же день в приказе войскам он запретил солдатам заниматься «политикой», угрожая им беспощадными карами. Временное правительство, как огня, боялось революционного творчества народа. Ревкомы, созданные массами для борьбы с контрреволюцией, во многих местах становились фактической властью, не подотчетной Временному правительству. 4 сентября Керенский объявил о роспуске ревкомов. Возможность мирного развития революции оказалась чрезвычайно кратковременной. | |
Просмотров: 718 | |