Установление Советской власти в Туркестане Центром революционной борьбы в Туркестане был Ташкент. Вечером 25 октября 1917 г. на закрытом совещании президиума Ташкентского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено начать подготовку к вооруженному восстанию. Был разработан план восстания и назначены ответственные лица во все революционные воинские части и предприятия Ташкента.
Туркестанскому комитету Временного правительства, возглавляемому генералом Коровиченко, стало известно об этом решении. Стремясь опередить выступления рабочих и революционных солдат, он 27 октября объявил Ташкент на военном положении. Ему удалось арестовать часть членов Исполкома Ташкентского Совета и разоружить солдат революционного 2-го Сибирского стрелкового запасного полка. Несмотря на это, утром 28 октября тревожный гудок Главных железнодорожных мастерских известил трудящихся о начале вооруженного восстания. Рабочие разобрали запасы оружия из склада 1-го Сибирского стрелкового запасного полка и вместе с революционными солдатами начали бои на улицах города с войсками Коровиченко. Созданный в тот же день Военнореволюционный комитет во главе с большевиком В. С. Ляпиным руководил вооруженной борьбой трудящихся Ташкента.
Силы революции составляли: рабочая дружина — 2500 человек, 1-й и 2-й Сибирские стрелковые запасные полки, 27-я и 28-я легкие батареи, мортирная двухорудийная батарея и другие воинские части. Туркестанский комитет Временного правительства располагал школой прапорщиков, военным училищем, 17-м казачьим полком, 7-м Оренбургским казачьим полком, двумя броневиками, так называемым мусульманским батальоном (вооруженные силы буржуазно-националистических организаций «Шуро-и-исламия», «Шуро-и-улема» и др.). Численный перевес вначале был на стороне контрреволюции.
Краевой Совет Туркестана, в котором преобладали меньшевики и эсеры, высказался за оставление власти в руках Временного правительства как в центре, так и в Туркестане.
На помощь восставшему Ташкенту пришли трудящиеся из других городов, сел и кишлаков Туркестана. О своей солидарности с ташкентским пролетариатом заявили Кизыл-Арватский, Красноводский, Байрам-Алийский, Мервский, Катта-Курган-ский, Чимкентский, Термезский и другие Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Были присланы в Ташкент вооруженные отряды, оружие и продовольствие. Их братская поддержка воодушевила пролетариат Ташкента в борьбе с контрреволюцией.
Плечом к плечу с русскими рабочими и солдатами сражались узбеки, таджики, казахи, туркмены. Революционеры С. Касым-ходжаев, А. Бабаджанов, Д. Камалов, Т. Абдурахманов, М. Мир-ходиев, Ш. Халмухамедов организовывали боевые отряды из местных трудящихся. Население старого города Ташкента снабжало восставших продуктами.
С 28 по 31 октября в Ташкенте шли ожесточенные бои. Восставшие захватили главный почтамт, телеграф, банк и к утру 1 ноября овладели военной крепостью — последним убежищем контрреволюционных сил. Члены Туркестанского комитета Временного правительства и офицеры были арестованы, их воинские части разоружены.
Ташкентский Совет и ревком обратились с воззванием к населению. Они извещали трудящихся о победе Советской власти в Ташкенте и призывали все местные Советы взять власть в свои руки. После победы вооруженного восстания в Ташкенте власть в крае перешла к Ташкентскому Совету, который поддерживало большинство местных Советов. Позже был создан краевой орган власти.
В середине ноября в Ташкенте состоялся III краевой съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который обсудил вопрос об организации краевой власти. На съезде разгорелась упорная борьба между большевиками и представителями соглашательских партий. Большевики высказывались за создание краевой власти на тех же принципах, что и в центре России. Меньшевики и эсеры настаивали на включении в состав краевого органа власти представителей антисоветских организаций.
Съезд образовал краевое правительство — Совет Народных Комиссаров Туркестанского края во главе с большевиком Ф. И. Колесовым. Совнарком состоял из 15 человек: 7 большевиков и 8 левых эсеров. Но в органы краевой власти не были включены представители трудящихся местного коренного населения. Эта ошибка туркестанских большевиков вскоре была исправлена.
В авангарде революционной борьбы против буржуазии, феодалов и духовенства шли русские рабочие, главным образом железнодорожники. Вместе с ними выступали рабочие местных национальностей.
Большую роль в революционизировании коренного населения сыграли так называемые тыловики — узбекские, казахские, таджикские, туркменские рабочие и крестьяне, мобилизованные еще в 1916 г. на тыловые работы в прифронтовую полосу и центральные районы России. Вернувшись летом 1917 г. в родные места, они стали опорой большевиков в работе среди трудящихся коренных национальностей.
Успеху борьбы за установление Советской власти содействовало организационное укрепление большевистских организаций. С осени 1917 г. большевики создали самостоятельные большевистские организации в Чарджуе, Ташкенте, Самарканде, Намангане, Коканде, Скобелеве, Джизаке и других городах. В партию большевиков начали вступать не только русские, но и трудящиеся местных национальностей.
ЦК РСДРП (б) поддерживал тесные сношения с большевистскими организациями Ташкента, Семипалатинска, Чимкента, Акмолинска и других городов края. В Среднюю Азию и Казахстан из центра были направлены агитаторы, которые разъясняли трудящимся национальную политику Советской власти.
В большинстве городов Туркестанского края Советская власть установилась мирным путем в течение ноября 1917 г.-февраля 1918 г. Сыр-Дарышский областной Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября 1917 г. вынес постановление о передаче власти в области областному Совнаркому.
IV съезд Советов Закаспийской области, открывшийся 30 ноября в Асхабаде, также избрал областной Совет Народных Комиссаров. Вскоре после съезда во многих городах области — в Кизыл-Арвате, Мерве, Байрам-Али, Теджене и других — установилась Советская власть.
Ферганский областной съезд Советов, проходивший 6—7 декабря, постановил передать власть Совету. Осуществляя решение съезда, Советы установили свою власть в Коканде, Намангане, Андижане, Скобелеве и других городах Ферганской долины.
Победа Советской власти в Туркестанском крае вызывала яростное сопротивление баев, манапов, мусульманского духовенства и русских белогвардейцев. Вместе с английскими империалистами, которые боялись революционизирующего влияния Советского Туркестана на свои колонии в Азии, контрреволюционные силы края организовывали антисоветские заговоры, поднимали мятежи.
Созданная в Ташкенте подпольная белогвардейская «Туркестанская военная организация» установила тесную связь с английским командованием в Мешхеде (Персия) и английским консульством в Кашгаре (Китай).
Узбекские, казахские, таджикские и киргизские буржуазные националисты созвали в конце ноября 1917 г. в Коканде «общемусульманский» краевой съезд, на котором присутствовали главным образом торговцы, заводчики, помещики, баи, мусульманское духовенство, белогвардейские офицеры.
Буржуазные националисты объявили Туркестан «территориально автономным» и создали националистическое «Временное правительство» во главе с Чокаевым и Тынышбаевым, известное под названием «Кокандская автономия». Заправилы съезда намеревались под флагом «автономии» отторгнуть Туркестан от Советской России.
В тесной связи с «Кокандской автономией» находились английские империалисты, белогвардейцы, атаман Дутов, эмир Бухары и хан Хивы.
Коканд стал опасным очагом контрреволюции. Но коканд-ским автономистам не удалось сколотить сколько-нибудь значительных вооруженных сил. Трудящиеся местных национальностей, как подчеркивали представители почти всех Советов Туркестанского края на IV краевом съезде Советов, проходившем в январе 1918 г., не признали «Кокандского автономного правительства». Поэтому автономисты, объединившись с «Туркестанской военной организацией», решили свергнуть Советскую власть силами главным образом казачьих частей, стоявших в Хиве и возвращавшихся из Ирана, а также с Кавказского фронта. Контрреволюционерам удалось захватить Чарджуй, Новую Бухару, Самарканд. Организованные по призыву большевистской партии красногвардейские отряды двинулись навстречу белоказакам и разоружили их под Самаркандом. В Самарканде и других освобожденных от белоказаков пунктах была восстановлена Советская власть.
Для окончательного подавления этого контрреволюционного выступления в конце января 1918 г. в Коканд прибыли красногвардейские отряды из Скобелева, Андижана, Перовска, Ташкента и других городов края. Они вместе с трудящимися Ко-канда 20 февраля разгромили контрреволюцию. Самозванное «автономное правительство» было разогнано. Вся полнота власти в городе перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
В Пишпеке, крупном центре юга Семиречья, в конце декабря 1917 г. большевики возглавили Совет, а первого января 1918 г. он постановил «присоединиться к центральной власти Петрограда и Ташкента». 1 января 1918 г. решение о признании Советской власти принял и I Пишпекский уездный съезд Советов. | |
Просмотров: 6264 | |