Народное движение за власть Советов на Северном Кавказе и в Закавказье Революционная борьба в предгорьях и горных районах Кавказа проходила в особенно трудных условиях. Чрезвычайно пестрый состав населения, различие религиозных верований, многочисленные феодальные пережитки — все это осложняло борьбу за власть Советов. ЦК партии оказывал помощь большевикам, ведущим работу на Северном Кавказе и в горных районах Кавказа, он поддерживал связь с 23 партийными организациями этого края.
Горская помещичье-клерикальная реакция и верхушка казачества возглавляли контрреволюцию. Они стремились опереться на терское казачество, а также использовали национальную вражду и патриархально-родовые пережитки.
Важнейшее значение для исхода борьбы за революцию имела ленинская национальная политика Советского правительства, которое сразу же заявило, что «обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение» '.
Большевики привлекли на сторону революции дагестанскую социалистическую группу, руководителями которой были М. Дахадаев и Д. Коркмасов. Она вела активную борьбу против клерикальной реакции, и союз большевиков с этой группой способствовал сплочению всех революционных и демократических сил в Дагестане. Уже 28 октября Владикавказский Совет высказался за поддержку Советской власти. 4 ноября Совет по докладу вернувшегося из Петрограда С. М. Кирова принял резолюцию, в которой заявил о своей преданности новому, пролетарско-крестьянскому правительству. 7 ноября Порт-Петровский Совет принял решение о признании Совнаркома и установлении в городе Советской власти. Председателем Совета был избран большевик А. П. Сельтенев. 21 ноября в Порт-Петровске был создан Военно-революционный комитет, в который вошли У. Буйнакский, 3. Авербух, А. Исмаилов, 3. Захарочкин, Д. Атаев и др.
Казачья и местная националистическая контрреволюция, поддержанная эсерами и меньшевиками, развернула лихорадочную деятельность, чтобы воспрепятствовать победе Советской власти. С фронта были вызваны казачьи части и «Дикая дивизия», сформированы юнкерско-офицерские отряды. 1 декабря было образовано «Временное Терско-Дагестанское правительство» во главе с князем Каплановым и атаманом Карауловым, которое стало добиваться отделения Терской области от Советской России. Вокруг этого «правительства» объединились все контрреволюционные силы Терека и Дагестана. В конце декабря — начале января им удалось разгромить Грозненский и Владикавказский Советы, арестовать их руководителей, спровоцировать кровавые столкновения между казаками и народами Терека и Дагестана, между ингушами и осетинами. Большевики Терека ушли в подполье. В январе 1918 г. дагестанские буржуазные националисты стянули к Темир-Хан-Шуре (административный центр Дагестана) националистические банды и намеревались провозгласить в Дагестане монархию во главе с ярым реакционером имамом Гоцинским. Но революционеры Дагестана создали вооруженные отряды рабочих, солдат и местной бедноты и сорвали эту затею. Гоцинский бежал в горы.
Националистическая контрреволюция стремилась разжечь вражду местных народностей к русскому населению, представители которого принимали активное участие в революционном движении горских народов. Большевики Терской области, возглавляемые С. М. Кировым и С. Г. Буачидзе, в революционной борьбе против угнетателей сплачивали трудящихся всех национальностей области, разоблачали националистические провокации контрреволюции. Трудящиеся Терека, укрепляя дружбу с русским народом, выступали вместе с ним против буржуазных националистов и контрреволюционеров.
В конце января в Моздоке открылся I съезд народов Терека. На этом съезде контрреволюция, опираясь иа казачьи верхи, пыталась спровоцировать столкновения между казаками и коренным населением. Терские большевики разоблачили маневры врагов революции. Они создали на съезде социалистический блок, объединивший все демократические организации, и от его имени предложили покончить на Тереке с национальной враждой, представлявшей тогда наибольшую угрозу делу революции. По предложению С. М. Кирова съезд принял резолюцию, в которой признал необходимым «прежде всего создать орган власти, способный объединить демократию Терской области и явиться авторитетным в глазах масс населения без различия сословий и национальностей» '.
Съезд избрал Терский народный Совет, состоявший из представителей всех национальностей и демократических организаций Терека. Это был важный шаг на пути к установлению Советской власти на Тереке. Большевики умело сплотили все силы в национальном движении, которые выступали против национального угнетения, за удовлетворение общедемократических требований масс.
Терский народный Совет объединил вокруг себя трудящихся казаков и местное население и укрепил народную власть в городах, станицах и аулах. За короткий срок была подготовлена почва для установления на Тереке Советской власти. К этому же времени в результате разгрома калединщины появилась возможность установить прямую связь Терека с Центральной Россией и получить оттуда помощь для борьбы с контрреволюцией.
В начале марта 1918 г. в Пятигорске состоялся II съезд народов Терека. Этот съезд был еще более представительным, чем первый. Выступавшие на нем С. М. Киров, С. Г. Буачидзе, представитель местных трудящихся А. Шерипов отмечали, что в борьбе против контрреволюции сплотились все народы Терской области. Съезд решил провозгласить власть Советов на Тереке.
17 марта от имени всех трудящихся Терской области съезд послал В. И. Ленину телеграмму, в которой сообщал о своем решении признать власть Совнаркома. Была образована Терская Народная Советская республика в составе РСФСР и создан Совнарком этой республики во главе с С. Г. Буачидзе. В течение марта власть Советов восторжествовала по всему Тереку. «Терско-Дагестанское правительство» и его приспешники бежали в Темир-Хан-Шуру, а затем в меньшевистскую Грузию.
Более затяжной характер носила борьба за власть Советов в Дагестане. К марту 1918 г. Порт-Петровск был по существу единственным городом Дагестана, где власть находилась в руках Советов. Порт-Петровский ВРК начал проводить политические и экономические преобразования, вытекавшие из общей политики Советской власти. Упрочение власти Советов в Порт-Петровске и поражение контрреволюции на Тереке вызвали серьезную тревогу дагестанских реакционеров. Окопавшийся в Темир-Хан-Шуре Дагестанский областной исполком (орган Временного правительства) опирался на вооруженные банды Гоцинского и кавалерийский корпус генерала Половцева. По приказу Исполкома контрреволюционные войска напали на Порт-Петровск и 25 марта, сломив героическое сопротивление немногочисленных красногвардейских отрядов, захватили город. ВРК эвакуировался в Астрахань.
Новоявленный диктатор Дагестана имам Гоцинский призвал дагестанские народности к «священной» войне против большевиков и провоцировал столкновения среди многонационального населения Дагестана.
Но торжество контрреволюции продолжалось недолго. 18 апреля из Баку вышли корабли с революционным отрядом под командованием Ефремова. Корабли взяли курс на Порт-Пет-ровск. 19 апреля из Астрахани к Порт-Петровску вышел другой отряд под командованием астраханских большевиков Бурова и Ляхова. С этим отрядом шел и Порт-Петровский ВРК.
В ночь с 19 на 20 апреля бакинский отряд внезапно для противника высадился у Порт-Петровска и начал наступление на город. После ожесточенного сражения контрреволюционные банды бежали из Порт-Петровска. Освободив Порт-Петровск, революционные войска, поддержанные трудящимися городов и аулов, продолжали преследовать отряды Гоцинского. 1 мая астраханский отряд при поддержке красногвардейцев Порт-Петровска занял областной центр Темир-Хан-Шуру, где 2 мая образовался областной Военно-революционный комитет, провозгласивший власть Советов по всему Дагестану. | |
Просмотров: 674 | |