Революция на фронте. Переход армии на сторону большевиков в 1917 году Борьба за солдатские массы, за армию после победы восстания в Петрограде приобретала решающее значение — от ее исхода зависела судьба революции. 25 октября ВРК Петроградского Совета обратился по радио «К фронту и тылу» и сообщил о победе революции в Петрограде, о переходе всей власти в руки Советов. На следующий день II Всероссийский съезд Советов предложил всем армиям создать временные революционные комитеты для обеспечения революционного порядка. Съезд извещал войска, что «комиссары Временного правительства сменяются; комиссары Всероссийского съезда выезжают». Как только на фронте были получены эти известия, в многомиллионной армии развернулась острая борьба за победу власти Советов.
Большую роль в быстром успехе революции на фронте сыграли многочисленные солдатские делегации, которые приезжали в Петроград, чтобы узнать правду о событиях в столице. Со многими из них беседовал В. И. Ленин. «Против его кабинета,— рассказывает Н. К. Крупская,— была небольшая комната — приемная. Делегация за делегацией приходила к нему. Особенно много делегаций приезжало с фронта. Зайдешь бывало к нему, а он в приемной. Стоят там солдаты, набившись плечом к плечу, слушают, не шевелясь, а Ильич стоит около окна и что-то им толкует» '. Возвращаясь на фронт, солдаты становились пламенными агитаторами за Советскую власть, широко распространяли ленинские Декреты о земле и мире.
Советское правительство, осуществив этими первыми декретами солдатские мечты о мире и земле, приняло ряд постановлений, удовлетворявших и другие их требования. Были изданы декреты о постепенной демобилизации армии и уравнении всех военнослужащих в правах, о выборном начале и организации власти в армии.
Миллионы рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели, вскоре твердо встали на сторону социалистической революции. На выборах в Учредительное собрание, проходивших в ноябре 1917 г., из 4484,5 тыс. участников голосования в армии и на флоте 1791,3 тыс. отдали свои голоса большевикам. В течение ноября — декабря И армий четырех фронтов (кроме Кавказского) заявили о своей решительной поддержке Советской власти.
Однако враги революции прилагали все усилия, чтобы удержать армию в своих руках, рассчитывая с ее помощью удушить Советы. Центром контрреволюционных сил в армии стала Ставка верховного главнокомандующего в Могилеве. Во главе Ставки стоял ярый монархист генерал Н. Н. Духонин, окруженный такими же реакционными генералами и офицерами. При Ставке обосновался и Общеармейский комитет, состоявший преимущественно из меньшевиков и эсеров. Захолустный Могилев превратился в осиное гнездо контрреволюции.
Общеармейский комитет и слетевшиеся после победы Октября в Ставку эсеро-меньшевистские лидеры при поддержке генералитета и представителей иностранных военных миссий попытались образовать в Могилеве «правительство» во главе с В. Черновым, намереваясь противопоставить его Совнаркому. Но солдатские массы не поддержали эту затею. Ставка с первых же дней Октября встала на путь борьбы с Советской властью. Она отказывалась выполнять распоряжения Советского правительства, старалась сорвать его мирную внешнюю политику. После отказа Духонина начать переговоры о перемирии с германским командованием и подчиниться Советской власти он был смещен Совнаркомом с поста Верховного главнокомандующего и вместо него назначен большевик-прапорщик Н. В. Крыленко. В Петрограде был сформирован специальный отряд из солдат Литовского полка и матросов Балтийского флота под командованием мичмана С. Д. Павлова.
Этому отряду было поручено сопровождать в Могилев
Н. В. Крыленко и занять Ставку. Одновременно на Западный фронт был направлен М. К. Тер-Арутюнянц с заданием организовать там отряд для занятия Ставки. Советское правительство объявило Духонина вне закона. 20 ноября утром петроградский революционный отряд занял Ставку. Духонин был убит восставшими матросами и солдатами. Гнездо контрреволюции, образовавшееся в Ставке, было уничтожено. Верховное командование армии перешло в руки Советской власти. Победа революции на фронтах Наиболее быстро и легко социалистическая революция победила на Северном фронте.
Уже в конце октября — начале ноября 1917 г. созданные во всех армиях Северного фронта большевистские ВРК взяли фактически власть в свои руки. Назначенный Совнаркомом комиссар фронта Б. П. Позерн, опираясь на революционные организации, установил твердый контроль над деятельностью командования. Прошли перевыборы солдатских комитетов. Преобладание в них получили большевики. В армиях состоялись съезды, показавшие решимость солдат поддержать социалистическую революцию. На выборах в Учредительное собрание за большевиков на Северном фронте голосовало более 60% всех участвовавших в голосовании. На фронтовом съезде солдат во второй половине ноября из 532 делегатов 80% составляли большевики, а остальные примыкали к левым эсерам. В состав фронтового Комитета было избрано 26 большевиков и И левых эсеров. Съезд закрепил победу Советской власти на Северном фронте.
Этот успех был достигнут благодаря неутомимой работе большевиков на Северном фронте, среди которых видную роль играли С. М. Нахимсон, Я. Ф. Фабрициус, Э. М. Склянский, А. И. Се-дякин, А. В. Васильев. Огромное революционизирующее влияние на солдат оказали и большевистские организации таких по близости расположенных революционных центров, как Петроград, Ревель, Гельсингфорс.
Другим фронтом, имевшим первостепенное значение для судеб революции, был Западный. Уже 25 октября Минский совет провозгласил Советскую власть. Был создан ВРК Западной области и фронта в составе А. Ф. Мясникова, М. И. Кал-мановича, К. И. Ландера, В. Г. Кнорина и др.
Солдаты фронта восторженно приветствовали победу социалистической революции и дружно высказались за поддержку власти Советов. Их позиция отчетливо проявилась в результатах выборов в Учредительное собрание. Из 976 тыс. участвовавших в голосовании 653,4 тыс. отдали свои голоса большевистским кандидатам '.
Опираясь на солдат, ВРК области и фронта осуществил ряд революционных мер. Был смещен командующий фронтом генерал Балуев и заменен болыневиком-подполковником В. В. Каменщиковым.
Вечером 20 ноября в Минске открылся съезд представителей Западного фронта. Уже сам состав съезда наглядно демонстрировал, за кем идут солдатские массы: из 714 делегатов съезда было 473 большевика и 74 левых эсера. В работе съезда участвовали посланцы ЦК партии и Советского правительства Г. К. Орджоникидзе и В. Володарский. Съезд избрал нового командующего фронтом А. Ф. Мясникова, а также фронтовой комитет в составе 100 человек, 80 из которых были большевиками. Так победила революция на Западном фронте.
На соседнем Юго-Западном фронте победа Советской власти далась труднее. Упорное сопротивление ее установлению оказали пользовавшиеся влиянием среди солдат меньшевики, эсеры и буржуазные националисты, организованные вокруг Украинской Центральной рады.
ЦК партии и Петроградский ВРК направили на Юго-Западный фронт своих представителей и агитаторов. Комиссаром фронта был назначен член Петроградского ВРК, активный участник Октябрьского восстания в Петрограде, делегат II съезда Советов Г. И. Чудновскнй. Но его Центральная рада арестовала. Тогда комиссаром фронта стал большевик Н. Н. Кузьмин. В армии были назначены комиссарами большевики И. П. Васянин, М. Н. Коковихин, А. Н. Яковлев и др.
В полках и дивизиях, в корпусах и армиях солдаты при участии большевистских организаций Киева, Винницы и других близких к фронту городов ломали сопротивление соглашательских комитетов, создавали местные ВРК, которые брали под свой контроль деятельность командования и провозглашали власть Советского правительства.
В течение первой половины ноября на фронте состоялись корпусные и армейские съезды, проходившие под сильным влиянием большевиков. Несмотря на то, что па выборах в Учредительное собрание на Юго-Западном фронте большевики получили лишь 300,1 тыс. голосов из 1007,4 тыс. участвовавших в голосовании', идеи социалистической революции с каждым днем все глубже и глубже проникали в солдатские массы.
18 ноября в Бердичеве открылся фронтовой съезд. ЦК партии направил на съезд своих представителей В. И. Зофа и М. М. Лашевича. Среди делегатов было 267 большевиков, 213 эсеров (из них около 50 левых), 47 меньшевиков, 73 украинских националиста, 42 беспартийных. Большинство солдатских наказов поддерживало основные лозунги социалистической революции.
В течение трех дней на съезде бурно обсуждался главный вопрос — вопрос о власти. Сблокировавшиеся эсеры, меньшевики и украинские националисты помешали принять решение о поддержке Советской власти. Но под давлением масс они были вынуждены согласиться на создание Временного Военно-революционного комитета Юго-Западного фронта в количестве 35 человек. В состав ВРК было избрано 18 большевиков, 5 левых эсеров, 9 правых эсеров, 2 меньшевика и 1 беспартийный. Председателем ВРК стал большевик Г. Разживин.
26 ноября ВРК издал приказ № 1, подтвердивший, что высшей властью в стране является Совет Народных Комиссаров, а в армии — назначенный Советским правительством Верховный Главнокомандующий. Руководство воинскими частями передавалось выборным организациям. Без разрешения ВРК запрещались всякие передвижения войск на фронте. Все политические заключенные были немедленно освобождены. Таким образом, в конце ноября победила революция и на Юго-Западном фронте. Но в этом районе позже пришлось вести упорную борьбу с антисоветским мятежом, организованным Центральной радой.
В еще более тяжелых условиях протекала борьба за власть Советов на Румынском фронте. Положение на этом фронте осложнилось активным вмешательством иностранных империалистов, интервенцией боярской Румынии и борьбой украинских и бессарабских националистических организаций против Советской власти. К тому же большевистские организации здесь были слабы, они только в период Октябрьской революции стали самостоятельными, вышли из объединенных с меньшевиками организаций.
Командующим фронтом был ярый монархист генерал Щер-бачев, который при поддержке эсеров и меньшевиков всячески старался не допустить проникновения в солдатские массы известий об Октябрьской революции. Но вести о победе революции все же дошли до солдат. Как и на других фронтах, они начали создавать в частях военно-революционные комитеты, изгонять соглашателей из своих организаций. Но фронтовые организации и Румчерод (Исполнительный комитет Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области) по-прежнему находились в руках соглашателей.
31 октября состоялся экстренный фронтовой съезд. Среди его делегатов было 80 эсеров, 40 меньшевиков и только 15 большевиков *. Съезд принял резолюцию, осуждавшую Октябрьское вооруженное восстание. Но выступавшие на съезде делегаты вынуждены были отметить рост большевистских настроений, популярность лозунгов социалистической революции среди солдат. Хотя на выборах в Учредительное собрание большевики на Румынском фронте получили всего 167 тыс. голосов из 1128,6 тыс. участвовавших в голосовании1 2, процесс революционизирования солдат этого фронта стремительно нарастал.
Это вызвало тревогу у реакционного командования фронта, эсеров, меньшевиков и представителей империалистических держав. Они решили воспользоваться обстановкой, чтобы не допустить победы Советской власти и превратить Румынский фронт в один из оплотов контрреволюции. По рекомендации представителей США, Англии и Франции, генерал Щербачев заключил перемирие с немцами, чтобы таким образом обмануть солдат, жаждавших мира, а сам вступил в союз с Центральной радой и Калединым. Договорившись с боярской Румынией и опираясь на расположенные здесь же румынские войска и гайдамацкие отряды, он начал вооруженную борьбу против Советской власти.
В этой накаленной обстановке большевики Румынского фронта усилили свою деятельность. Советское правительство в помощь этому фронту направило группу работников во главе с С. Г. Рошалем, назначенным комиссаром фронта. Фронтовой комитет большевиков совместно с другими солдатскими организациями, Одесским комитетом большевиков и представителями ЦК партии и Совнаркома 2 декабря образовал Военнореволюционный комитет Румынского фронта во главе с большевиком П. И. Барановым. ВРК 3 декабря заявил о подчинении фронта Советской власти.
Солдаты фронта приветствовали образование ВРК и провозглашенную им политику.
Напуганные стремительным ростом большевистских настроений среди солдат, контрреволюционные силы перешли к активным действиям. 8 декабря Щербаков арестовал большевистский ВРК во главе с Рошалем, который был вскоре зверски убит. Через несколько дней были арестованы члены революционных комитетов ряда армий фронта. Во всех частях начался разгул контрреволюционного террора. Но ничто не смогло задержать развитие революции на фронте.
10 декабря в Одессе открылся съезд представителей Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области. Из 1090 делегатов съезда было 396 большевиков в 220 левых эсеров. Председательствовал на съезде большевик П. Старостин. Съезд с восторгом встретил приветствия ЦК большевистской партии и СНК, переданные В. Володарским, вынес по основным вопросам большевистские решения и заявил в резолюции, принятой большинством в 800 голосов против 240, что съезд, «всецело одобряя политику Совета Народных Комиссаров, обещает ему полную и безусловную поддержку» *. Съезд избрал новый состав Исполкома Румчерода под председательством большевика В. Юдовского. Исполком объявил себя высшей властью на фронте и в области. Фронтовой отдел Румчерода возглавил борьбу с контрреволюцией на Румынском фронте, в Молдавии и Одесской области.
Контрреволюция при помощи боярской Румынии и Центральной рады развязала в этом райопе гражданскую войну против революционных сил. В течение двух месяцев длилась кровавая борьба. Революционные солдаты, поддержанные трудящимися Молдавии, Одесской области и отрядами, направленными Советским правительством, нанесли решительное поражение войскам контрреволюции и румынским интервентам. Однако начавшаяся немецкая оккупация воспрепятствовала полной победе Советской власти на Румынском фронте.
Сложной была революционная борьба на Кавказском фронте. Сразу же после победы Октябрьской революции он оказался оторванным от других районов страны. Пути к нему были перерезаны отрядами Центральной рады, казачьих атаманов Каледина, Караулова и других мятежников. В ближайшем тылу фронта орудовали кавказские буржуазные националисты, которых поддерживали иностранные империалисты. Все эти обстоятельства значительно затрудняли борьбу за власть Советов на этом фронте. Но весть о победе пролетарской революции, преодолевая все преграды, достигла и окопов Кавказского фронта. Большевики Кавказа, руководимые видными деятелями партии С. Г. Шаумяном, П. А. Джапаридзе, М. Г. Цхакая и др., развернули активную работу среди солдат, разъясняя им великий смысл происходящих событий.
По всем частям фронта прокатилась волна митингов, на которых солдаты принимали решения о поддержке революции, признании власти Советского правительства. Однако созданный буржуазными националистами при поддержке соглашателей контрреволюционный Закавказский комиссариат захватил власть в большинстве районов Закавказья и начал активную борьбу против трудящихся и революционных солдат фронта.
Закавказский комиссариат всеми силами поддерживали командующий фронтом генерал Пржевальский и его подручные эсеро-меньшевистские комиссары фронта. Они всячески скрывали от солдат правду о первых мероприятиях Советского правительства, распространяли провокационные и клеветнические воззвания, препятствовали объединению революционных сил фронта.
24 ноября Кавказский краевой комитет большевистской партии обратился с воззванием к солдатам, призывая их начать борьбу за признание власти Советского правительства на Кавказе. Кавказские большевики решили созвать съезд Кавказской армии. Съезд открылся 10 декабря в Тифлисе. Из 350 делегатов съезда более половины составляли большевики и поддерживавшие их левые эсеры. В работе съезда участвовали С. Г. Шаумян, М. Г. Цхакая, П. Арвеладзе, С. Алавердян и другие видные большевики Закавказья. В результате ожесточенной борьбы с соглашателями и националистами съезд большинством в 181 голос против 168 принял резолюции о признании и поддержке Советского правительства, осудил антинародные действия Закавказского комиссариата, избрал Краевой Совет Кавказской армии. В Совет вошли 52 большевика и левых эсера и 48 правых эсеров, меньшевиков и буржуазных националистов. Председателем Совета был избран большевик Г. Н. Кор-ганов, а секретарем — И. В. Малыгин.
Краевой Совет Кавказской армии образовал Военно-революционный комитет, местом его пребывания был Баку. ВРК создал в войсках местные военно-революционные комитеты, объявив, что им «принадлежит вся полнота власти в частях и войсковых соединениях».
На всем тысячекилометровом фронте победила Великая Октябрьская социалистическая революция. Победа революции на фронте лишила контрреволюцию вооруженных сил, обеспечила триумфальное шествие социалистической революции по всей территории нашей огромной Родины. | |
Просмотров: 1444 | |