Начало мятежа Керенского-Краснова Трусливо убегая из восставшего Петрограда, Керенский заверил посла США Фрэнсиса, что он скоро вернется и в «пять дней все уладит». Американский посол более трезво оценивал положение. «Это будет зависеть от того,— докладывал он в Вашингтон,— какое количество войск последует за ним».
Вечером 25 октября Керенский прибыл в штаб Северного фронта, где убедился, что единственная сила, на которую он может в какой-то мере рассчитывать, это 3-й конный корпус под командованием генерала Краснова. Керенский приказал Краснову немедленно наступать на Петроград.
Эшелоны с казаками 26 октября начали продвигаться из Острова на Петроград. Вместе с ними выехали Керенский и Краснов. Контрреволюционное командование фронтов и генералы из Ставки лихорадочно пытались направить еще какие-либо войска на поддержку отряда Краснова. Но таких войск не оказалось.
Все же 27 октября утром Краснов занял Гатчину; ее обороняли только что прибывшие сюда рота Измайловского полка небольшой отряд матросов. Этот успех вскружил голову Керенскому, и он поспешил назначить Краснова командующим «всеми вооруженными силами Российской республики Петроградского округа» *. Керенский потребовал от него, не дожидаясь подкреплений, двигаться дальше на Петроград. 28 октября Краснову удалось захватить Царское Село.
К 30 октября, когда развернулось решающее сражение, Краснов и Керенский имели в своем распоряжении только около 1200 человек, 18 орудий, бронепоезд и броневик. Но организаторы мятежа рассчитывали на внезапность удара, на поддержку контрреволюции внутри Петрограда и неподготовленность революционных сил к отпору. Организация отпора мятежникам Над Петроградом нависла серьезная опасность, враг оказался у самого порога революционной столицы. Это был первый фронт гражданской войны, начатой буржуазией и помещиками.
Только что образованное Советское правительство не успело создать своего военного аппарата и поручило ВРК возглавить защиту Петрограда от врагов революции.
Еще 26 октября ВРК предписал железнодорожникам задерживать в пути все эшелоны войск, двигающиеся в направлении Петрограда. Это распоряжение было немедленно выполнено, и те немногие части, которые мятежникам удалось вызвать с фронта, были задержаны в районах Ревеля, Луги, Дно, Пскова и других пунктах.
Одновременно на подступы к столице выдвигались революционные войска. Солдаты гвардейского Павловского полка заняли позиции у Красного Села. Сюда же прибыл отряд моряков. Части Петроградского гарнизона и отряды Красной гвардии выделили специальные силы для борьбы с мятежниками. Кронштадтский Совет срочно сформировал большой матросский отряд и направил его на защиту Петрограда.
Однако выход войск Керенского — Краснова на ближние подступы к столице чрезвычайно обострил положение. Нужны были большая оперативность и целеустремленность в организации обороны Петрограда. В этот критический момент В. И. Ленин взял в свои руки руководство обороной. Поздно вечером 27 октября он приехал в штаб Петроградского округа, где находилось военное командование революционных сил. Выслушав доклад о положении на фронте и мерах, принятых для отпора мятежникам, В. И. Ленин по прямому проводу связался с Гельсингфорсом и потребовал от председателя военного отдела Областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии Михайлова выслать в Петроград войска, обеспечив их оружием и продовольствием. Представителю Центробалта Н. Ф. Измайлову он предложил направить в Петроград боевые корабли и оружие. Вызвав в штаб представителей только что образованного Военно-морского революционного комитета И. И. Вахрамеева и Ф. Ф. Раскольникова, В. И. Ленин разработал вместе с ними диспозицию расстановки кораблей на Неве с тем, чтобы их артиллерия держала под огнем подступы к Петрограду. Одновременно он командировал в Кронштадт представителя ВРК для организации дополнительных отрядов моряков и немедленной отправки их на фронт. В. И. Ленин предложил мобилизовать рабочих для создания вокруг Петрограда оборонительной линии, двинуть на фронт отряды Красной гвардии, солдат и матросов, собрать возможно больше артиллерии, усилить агитацию среди войск противника.
От имени Советского правительства он назначил главнокомандующим Петроградским военным округом Н. И. Подвойского. В. И. Ленин провел совещание представителей заводов и фабрик, районных Советов, рабочих организаций и воинских частей. Важнейшие предприятия получили задания срочно изготовить оружие, (вооружить рабочих, использовать все ресурсы для разгрома врага. Около 20 тыс. человек направилось на рытье окопов и в невиданно короткий срок создало оборонительный рубеж, протянувшийся от Финского залива до верховья Невы. Работницы формировали санитарные группы, сразу же направлявшиеся на фронт.
29 октября нод руководством В. И. Ленина состоялось совещание полковых представителей Петроградского гарнизона, на котором были выдвинуты неотложные задачи: «организация штаба, сосредоточение материальных сил, обеспечение солдат всем необходимым...» 1 Совещание показало решимость Петроградского гарнизона грудью встать на защиту революции. Ликвидация авантюры Керенского-Краснова Наступление войск Керенского — Краснова подняло дух контрреволюционных элементов внутри Петрограда.
Контрреволюционный заговор возглавил в Петрограде «Комитет спасения». Был разработан план захвата телефонной станция, броневиков в Михайловском манеже, Петропавловской крепости и, наконец, Смольного. Заговорщики, опиравшиеся на юнкеров и офицеров, намеревались арестовать Советское правительство и руководителей большевистской партии. Свое выступление контрреволюционеры приурочивали к моменту подхода к столице войск Керенского — Краснова. Всего мятежников насчитывалось около 1 тыс. человек; начать мятеж должно было Николаевское инженерное училище, к нему затем должны были присоединиться другие юнкерские училища. Для руководства выступлением «Комитет спасения» назначил полковника Полковникова командующим войсками, а эсера Крако-вецкого — его помощником.
Но заговор провалился. В ночь на 29 октября красногвардейский патруль арестовал члена ЦК эсеров Брудерера, у которого нашли план мятежа. Петроградский комитет большевистской партии принял немедленные меры для подавления готовившегося выступления контрреволюции. К юнкерским училищам были двинуты революционные отряды. Они захватили училища и разоружили юнкеров. Руководители заговора, спасаясь от народного гнева, трусливо бежали.
В день подавления юнкерского мятежа была закончена концентрация революционных войск на подступах к столице по линии Пулково — Красное Село. Они насчитывали 10 — 12 тыс. бойцов. Командующим всеми революционными войсками под Петроградом был назначен левый эсер офицер М. А. Муравьев, его помощникам — В. А. Антонов-Овсеенко, начальником штаба — полковник Вальден и комиссаром — К. С. Еремеев. Революционными отрядами командовали П. Е. Дыбенко, Ф. П. Хаустов, В. В. Сахаров и др. На фронт были направлены активные работники большевистской партии: Г. К. Орджоникидзе, Д. 3. Мануильский, С. П. Восков, В. К. Слуцкая и др.
Войска Краснова — Керенского, не дождавшись каких-либо подкреплений с фронта, утром 30 октября начали наступление. На склонах Пулковских высот развернулись ожесточенные бои. К вечеру революционные войска, успешно отбив атаки казаков, перешли в наступление по всему фронту и обратили врага в бегство. Вечером 30 октября было освобождено Царское Село.
Поражение, понесенное под Пулковом, окончательно деморализовало казаков. «Все одно, нам одним, казакам, против всей России не устоять. Если вся Россия с ними, что же будем делать?» — говорили они. Вечером 31 октября в Царское Село прибыла из Гатчины делегация от казаков с предложением начать переговоры. В результате переговоров казаки согласились прекратить военные действия и арестовать Керенского. Узнав о переговорах, Керенский написал приказ о назначении вместо себя верховным главнокомандующим Духонина, сложил обязанности министра-председателя и тайком бежал из Гатчины.
1 ноября в Гатчину вступили революционные войска. Казаки были разоружены, Краснов и его штаб арестованы и отправлены в Петроград. Первое вооруженное выступление контрреволюции было ликвидировано. | |
Просмотров: 720 | |