Начало вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года Рано утром 24 октября юнкера захватили типографию большевистских газет «Рабочий путь» и «Солдат». Налет юнкеров на типографию был первым шагом наступления Временного правительства на революцию. Командование Петроградского военного округа приказало всем частям гарнизона оставаться в казармах, отстранить комиссаров ВРК и вызвало в столицу юнкеров, казаков и артиллерию из пригородов. Был отдан приказ о захвате Смольного, где помещались ЦК, Петроградский Совет, ВРК, Петроградский комитет большевиков, штаб Красной гвардии.
В Смольном тотчас же узнали о налете юнкеров на типографию. ЦК большевистской партии, выполняя настойчивое требование В. И. Ленина та ступать изо всех си л, я мы победим вполне в несколько дней!» *, привел в движение все готовые к бою силы.
ЦК предложил ВРК немедленно очистить от юнкеров типографию «Рабочего пути» и своевременно выпустить очередной номер газеты. На утреннем заседании 24 октября ЦК поручил Я. М. Свердлову наблюдение за действиями Временного правительства, А. С. Бубнову — за железными дорогами, Ф. Э. Дзержинскому — за почтой и телеграфом, В. П. Милютину — за продовольственным делом. Л. Б. Каменеву и Я. А. Берзину было предложено начать переговоры с левыми эсерами. В. П. Ногин направлялся в Москву для информации москвичей о событиях в Петрограде. ЦК постановил создать запасной революционный штаб в Петропавловской крепости, поручив Я. М. Свердлову поддерживать с ней постоянную связь *.
Через несколько часов состоялось заседание Петроградского комитета большевиков совместно с партийным активом, которое признало «необходимым перейти в наступление всей организованной силой революции, без малейшего промедления, не дожидаясь, пока активность контрреволюции не уменьшит шансы нашей победы» 1 2. Весь партийный актив Петрограда был направлен в районы, на фабрики, заводы, в воинские части. Райкомы партии, районные штабы Красной гвардии, комиссары ВРК получили четкие указания. ЦК партии опирался на широко разветвленную сеть революционных организаций в Петрограде. Революция располагала в столице и ее окрестностях крупными вооруженными силами. 25 тыс. вооруженных красногвардейцев, свыше 250 тыс. солдат гарнизона3, в большинстве своем поддерживавших большевиков, более 80 тыс. моряков Балтийского флота, готовых к борьбе за власть Советов, ждали сигнала. Свердлов передал ВРК директиву ЦК большевистской партии «действовать решительно, ликвидацию правительства и захват власти завершить, не дожидаясь открытия съезда Советов» 4.
Утром 24 октября произошло первое открытое столкновение вооруженных сил революции и контрреволюции. Солдаты Литовского полка и 6-го запасного саперного батальона по приказу ВРК очистили от юнкеров типографию революционных газет и обеспечили их выход. В 11 часов утра к читателям начали поступать большевистские газеты.
ВРК, готовя решительное наступление, постановил: «1) Все полковые, ротные и командные комитеты, вместе с комиссарами Совета, все революционные организации должны заседать непрерывно, сосредоточивая в своих руках все сведения о планах и действиях заговорщиков. 2) Ни один солдат не должен отлучаться без разрешения комитета своей части. 3) Немедленно прислать в Смольный институт по два представителя от каждой части и по пяти — от каждого районного Совета. 4) Обо всех действиях заговорщиков сообщать немедленно в Смольный институт. 5) Все члены Петроградского Совета и все делегаты на Всероссийский съезд Советов приглашаются немедленно в Смольный институт на экстренное заседание» Улицы столицы пестрели воззваниями к населению Петрограда. ВРК, оповещая трудящихся о том, что «контрреволюция подняла свою преступную голову», призывал сохранять спокойствие и самообладание. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов взял на себя «охрану революционного порядка от контрреволюционных и погромных покушений» '. ВРК предложил гарнизонам петроградских пригородов выставить на железнодорожных станциях усиленные караулы и не пропускать в Петроград ни одной воинской части, «которая не известна заранее преданностью революции» 1 2.
Комиссары и комитеты воинских частей Петроградского гарнизона получили предписание ВРК привести революционные войска в боевую готовность, выслать связных в Смольный и ждать распоряжений. «Всякое промедление и замешательство,— говорилось в предписании,— будет рассматриваться как измена революции»3. Комиссары ВРК в Петропавловской крепости Г. И. Благонравов и М. К. Тер-Арутюнянц также привели этот важнейший стратегический пункт города в боевую готовность, усилили охрану крепости.
Главный штаб Красной гвардии Петрограда получил от ВРК приказание немедленно направить в Смольный 1500—2000 красногвардейцев, мобилизовать весь транспорт, занять красногвардейцами важнейшие пункты в районах и выделить необходимые силы для захвата правительственных учреждений.
На фабрики и заводы доставлялись оружие и боеприпасы. С каждым часом росли ряды вооруженных красногвардейцев, формировались новые отряды. В казармах вооружались революционные части, в Кронштадте и Гельсингфорсе готовились отряды моряков для высадки в Петрограде, боевые корабли — к походу на поддержку революции. Буквально в несколько часов были приведены в действие все революционные силы. Душой их был Смольный. Отсюда шли все нити начавшегося восстания. «Смольный,— писала в своих воспоминаниях Н. К. Крупская,— был ярко освещен и весь кипел. Со всех концов приходили за указаниями красногвардейцы, представители заводов, солдат. Стучали машинки, звонили телефоны, склонившись над кипами телеграмм, сидели девицы наши, непрерывно заседал на третьем этаже Военно-революционный комитет. На площади перед Смольным шумели броневики, стояли трехдюймовки, были сложены дрова на случай постройки баррикад. У входа стояли пулеметы и орудия, у дверей — часовые» Восстание невиданного в истории значения и размаха развивалось по плану, разработанному В. И. Ленипым.
В эти полные напряжения часы на пролетарской Выборгской стороне в одном из домов Сердобольской улицы вождь революции В. И. Ленин напряженно следил за ходом событий. 24 октября он трижды направлял хозяйку квартиры М. В. Фофанову в Выборгский райком партии к Н. К. Крупской с записками «для передачи дальше, что медлить с восстанием нельзя» Связной В. И. Ленина — Эйно Рахья — постоянно сообщал Ильичу, что происходит в столице.
Во главе восстания стоял Центральный Комитет партии. Военно-оперативное руководство восстанием ЦК осуществлял через легальный штаб восстания — ВРК Петроградского Совета.
А. В. Луначарский писал о работе ВРК в те дни: «Я не могу без изумления вспомнить эту ошеломляющую работу и считаю деятельность Военно-революционного комитета в Октябрьские дни одним из проявлений человеческой энергии, доказывающим, какие неисчерпаемые запасы ее имеются в революционном сердце и на что способно оно, когда его призывает громовой голос революции» 1 2.
Источники этой неисчерпаемой энергии таились в громадном революционном энтузиазме, которым были охвачены рабочие массы и революционные полки Петрограда.
В Выборгском районе были приведены в боевую готовность все заводы, реквизированы автомобили, взяты на учет перевязочные материалы и медикаменты, установлена охрана у Литейного, Сампсониевского и Гренадерского мостов, захвачены Финляндский вокзал, тюрьма «Кресты», выдвинуты к Белоострову сильные заставы, прикрывавшие подступы к Петрограду со стороны Финляндии.
Красногвардейцы Нарвского, Московского, Невского, Шлис-сельбургского и Колпинского районов овладели основными объектами в своих районах и вместе с солдатами Измайловского, Петроградского и других полков и матросами Балтийского флота перекрыли подступы к Петрограду по Николаевской, Балтийской и Варшавской дорогам.
Красная гвардия Петроградской стороны с Гренадерским полком и огнеметно-химическим батальоном овладела важнейшими пунктами района, взяла под охрану Троицкий и Тучков мосты, блокировала юнкерские училища, расположенные в районе.
В руках Временного правительства фактически оставались лишь центральные районы города, но и вокруг них сжималось кольцо революционных войск. Все районы Петрограда направили наиболее крепкие отряды Красной гвардии к Смольному в распоряжение ВРК.
Для оперативного руководства захватом Зимнего дворца, где находилось Времепное правительство, ВРК выделил тройку: В. А. Антонова-Овсеенко, Н. И. Подвойского и Г. И. Чуд-новского. «В маленькой комнате,— вспоминал член ВРК А. Д. Садовский,— была принесена и разложена карта. Антонов сидел на кровати, а Подвойский с Чудновским яростно спорили о плане действий против Зимнего дворца, о значении для нас Петропавловки, стратегии и намечали диспозицию наших сухопутных и морских сил на Неве» ’.
Тройка Военно-революционного комитета разработала оперативный план военных действий, расставила революционные силы для решающего штурма Зимнего дворца. | |
Просмотров: 714 | |