Начало военной интервенции Антанты в 1918 году Продолжавшаяся мировая война не позволяла державам Антанты создать единый фронт против Советской республики и бросить против нее свои вооруженные силы. Однако они ни на минуту не переставали поддерживать внутреннюю контрреволюцию в России, снабжали ее оружием, деньгами и разжигали гражданскую войну.
После того, как Советская республика вышла из войны и заключила мирный договор с державами австро-германского блока, правящие круги Англии, Франции, США и Японии, несмотря на продолжавшуюся войну, решили начать военную антисоветскую интервенцию хотя бы минимальными вооруженными силами. Они рассчитывали, что к тому моменту, когда закончится мировая война, они сумеют бросить на разгром Советской республики свои главные силы.
21 февраля 1918 г. посол США в России Фрэнсис телеграфировал в Вашингтон: «Я серьезно настаиваю на необходимости взять Владивосток под наш контроль, а Мурманск и Архангельск передать под контроль Великобритании и Франции... Для союзников теперь пришло время действовать» ’.
15 марта 1918 г. в Лондоне состоялась конференция премьер-министров и министров иностранных дел Англии, Франции и Италии, на которой было решено не признавать Брестского договора и немедленно начать вторжение войск союзников в Россию. На следующий день английский министр иностранных дел Бальфур направил правительству США официальное сообщение о решениях Лондонской конференции. Бальфур писал: «Мне было поручено изложить президенту Соединенных Штатов Америки соображения участников конференции о необходимости союзной интервенции в Восточной России... Конференция считает, что есть только одно средство — союзная интервенция. Если Россия не может сама себе помочь, ей должны помочь ее друзья... Мне остается лишь добавить,— писал далее Бальфур,— что, по мнению конференции, никакие шаги по выполнению этой программы не могут быть предприняты без активной поддержки Соединенных Штатов» *.
Конференция государств Антанты по существу признала невозможность свергнуть Советскую власть силами внутренней контрреволюции. Она пришла к выводу, что антисоветская интервенция приведет к желанной цели лишь при условии, если в ней, кроме Англии и Франции, будут участвовать и США.
В своих планах интервенты большое место отводили русской контрреволюции. С помощью Антанты русская контрреволюция спешно собирала свои силы. Еще 9 февраля 1918 г. в Томске состоялось тайное собрание бывших членов Сибирской областной думы, на котором было образовано так называемое Сибирское временное правительство во главе с эсером П. Дер-бером. Участники собрания декларировали автономию Сибири. Правительство Дербера объявило своей целью свержение Советской власти и созыв Учредительного собрания. 14 февраля эсеры образовали западносибирский эмиссариат «Сибирского правительства». Эти антисоветские центры формировали свои вооруженные силы.
Важный очаг российской контрреволюции возник на Дальнем Востоке в Харбине. Здесь в конце января 1918 г. при участии приехавшего из Англии царского вице-адмирала Колчака, бывшего начальника КВЖД генерала Хорвата, известного русского капиталиста Путилова и других контрреволюционных зубров был сформирован «Дальне-Восточный комитет защиты родины и Учредительного собрания». 16 марта в Пекине состоялось совещание с участием Гучкова, Путилова, Колчака и японских генералов. Здесь был принят план оккупации Дальнего Востока и Сибири иностранными войсками. Амурскую и Забайкальскую железные дороги до Иркутска должны были занять японские войска, а Уссурийскую — войска США. Интервенция Антанты на Советском Севере Поправ международное право, иностранные империалисты весной 1918 г. начали военную антисоветскую интервенцию.
Для оккупации Советского Севера империалисты решили использовать А. М. Юрьева (Алексеева), возглавлявшего Мурманский Совет. 2 марта 1918 г. Юрьев заключил с представителями Антанты «словесное соглашение», по которому Антанта получила право высадить в Мурманске десант своих войск для «защиты побережья» от якобы ожидаемого нападения германского флота. 4 марта 1918 г. английское посольство в Вашингтоне направило госдепартаменту США меморандум с просьбой к правительству США «отправить свой военный корабль» для оккупации Мурманска; одновременно сообщалось, что «британский крейсер послан» '. Английские крейсеры «Глори» (9 марта) и «Кокрен» (14 марта) высадили первые вооруженные десанты в Мурманске. 18 марта прибыл французский крейсер «Адмирал Об», а 24 мая — американский крейсер «Олимпия». Так началась военная интервенция Антанты на Советском Севере. Интервенция Антанты на Дальнем Востоке ЦК партии и В. И. Ленин самым решительным образом выступили против действий руководства Мурманского Совета. «С англичанами мы будем воевать,—телеграфировал В. И. Ленин Юрьеву,—если они будут продолжать свою политику грабежа» 2.
5 апреля 1918 г. во Владивостокскую бухту вторглись корабли японского военно-морского флота под командованием адмирала Като и высадили десант. В качестве предлога было использовано провокационное убийство неизвестными лицами двух японцев во Владивостоке. Ни у кого не было сомнения, что это убийство было делом японской разведки. В сообщении Советского правительства о высадке японского десанта во Владивостоке говорилось, что заодно с японскими интервентами действует русская буржуазия и ее слуги — меньшевики и эсеры. Советское правительство призвало трудящихся к отпору врага.
ЦИК Советов Сибири (Центросибирь), в состав которого входили Н. Н. Яковлев, С. Г. Лазо, Г. С. Вейнбаум и др., 5 апреля 1918 г. принял резолюцию протеста против вторжения японских войск на Советский Дальний Восток. ЦИК решил широко оповестить трудящихся о создавшемся положении и намечаемых мероприятиях по обороне, «ибо без широкого участия вооруженного народа рабочая и крестьянская власть не может вести его защиты»3. В Сибири было введено военное положение. Для организации обороны при Центросибири был образован Военно-революционный штаб. Губернским и уездным Советам предлагалось немедленно принять меры по ускорению организации Красной Армии.
В тот же день В. И. Ленин послал телеграмму ЦИК Советов Сибири: «Вполне одобряю резолюцию Центросибири. Советую подготовить склады продовольственных и иных продуктов, хотя бы путем реквизиции для того, чтобы серьезно поставить оборону» 4. Далее он сообщал, что 5 апреля начнутся перегово ры с послами стран Антанты по поводу японской интервенции. Он подчеркивал, нто никаким заверениям представителей Антанты верить нельзя и «...единственной серьезной гарантией является солидная военная подготовка с нашей стороны» '.
5 апреля Наркоминдел вызвал представителей США, Англии и Франции и заявил им решительный протест против японской интервенции. Через несколько дней послы этих стран пытались заверить Советское правительство, что их государства непричастны к этому акту японцев. Наиболее циничным был ответ посла США Фрэнсиса. Советское правительство и пресса, заявил он, придают слишком большое значение высадке японской морской пехоты. Этот акт, по его мнению, «не имеет политического значения и является лишь полицейской предосторожностью, осуществленной японским адмиралом на свою ответственность, для защиты жизней и собственности японских граждан во Владивостоке» 1 2. Эти и подобные им заявления противоречили не только фактическому положению дел, но и последовавшим вскоре публичным выступлениям ответственных представителей стран Антанты, открыто выразивших свое сочувствие японской интервенции.
Так, уже весной 1918 г. империалисты Антанты начали антисоветскую интервенцию. | |
Просмотров: 1255 | |