Вторжение германо-турецких войск в Закавказье в годы Первой мировой войны Захват Закавказья Германия намеревалась осуществить с помощью своего союзника — Турции, так как немецкие войска были заняты на фронтах и на оккупированной территории России. Однако правители Турции сами лелеяли мечту о присоединении к Турции Кавказа, Средней Азии и Иранского Азербайджана. Закавказский сейм не признал Брестского договора, что было удобным поводом для турецкой агрессии. 14 февраля 1918 г. турецкие войска перешли в наступление. Согласно Брестскому договору, русские войска эвакуировались с Кавказского фронта, находившиеся же там армянские воинские части не могли оказать сопротивления численно превосходящим турецким войскам.
Открывшаяся 14 марта 1918 г. в Трапезунде турецко-закавказская конференция послужила туркам прикрытием в осуществлении их захватнических планов. Руководители контрреволюционного Закавказского сейма заигрывали с Турцией, стремясь заключить с ней союз. В этой тяжелой обстановке Кавказский краевой комитет РКП (б) обратился с призывом к рабочим, крестьянам и солдатам Закавказья вступать в отряды Красной Армии для борьбы с захватчиками и внутренней контрреволюцией. «С полным сознанием революционного долга и чести — все за оружие!» 1 — говорилось в обращении.
Призыв краевого комитета партии получил широкий отклик среди трудящихся Закавказья. За несколько дней партийный комитет Александрополя сформировал боевой отряд в 500 человек, во главе которого был поставлен большевик Баграт Ме-лик-Дадьян. Красногвардейские отряды были созданы и в других городах Армении.
Захватывая армянские города и села, турецкие интервенты чинили жестокую расправу над трудящимся населением, отбирали у крестьян хлеб и другие продукты.
Проявляя большое беспокойство о судьбе армянского народа, правительство Советской России в лице народного комиссара иностранных дел Г. В. Чичерина обратилось 13 апреля 1918 г. к германскому послу в Тифлисе с протестом против продвижения турецких войск в Армении. «Ответственность за дальнейшую судьбу армян,—писал в телеграмме Чичерин,— ложится на Германию, ибо по настоянию ее и были выведены русские войска из армянских областей...» 1 2
Закавказские буржуазные националисты, мечтавшие об отделении Закавказья от России, совершили еще одно предательство. 22 апреля 1918 г. сейм объявил Закавказье «независимой» федеративной республикой, отторгнув его тем самым от Советской России. Это открыло широкий простор для вторжения иностранных войск.
В апреле 1918 г. турецкие войска заняли Батум и Карс и начали продвигаться к Баку. Овладеть Баку Германия и Турция пытались с помощью мусаватистов.
Еще в марте 1918 г. мусаватисты подняли антисоветский мятеж с целью свержения Советской власти в городе. В течение трех дней, с 30 марта по 1 апреля, на улицах Баку происходили ожесточенные бои. Отряды красногвардейцев и революционных моряков Каспийской военной флотилии разгромили мусаватистов. В обращении комитета революционной обороны Баку говорилось: «Победа «Мусавата» неминуемо должна была подготовить почву для победы Турции. Турецкие войска действуют на Кавказском фронте, а «Мусават» — в тылу. Баку — это тыл Кавказского фронта. Отрезать Баку от России, это значит отрезать Кавказ от всей революционной России... Заговор «Мусавата», вооруженный набег мусаватистов — не простая авантюра, не случайная «ошибка» и не забава. Это — определенный курс и план, это — открытый наглый набег на революционную Россию, открытое выявление планов германотурецкого штаба» *.
Второй раз мусаватисты попытались захватить Баку в апреле 1918 г. На этот раз они действовали вместе с грузинскими меньшевиками, а также с дагестанскими контрреволюционерами во главе с имамом Гоцинским. Но и это наступление контрреволюции было отбито.
В результате разгрома контрреволюционных сил Советская власть в Баку упрочилась. 25 апреля Совет образовал Совнарком во главе с Шаумяном, являвшийся исполнительным и распорядительным органом Совета в Баку и губернии.
Бакинский Совет развернул кипучую деятельность: он вел борьбу против саботажников в промышленности, проводил национализацию предприятий, банков, Каспийского торгового флота; руководил строительством органов государственной власти в уездах; принимал меры к улучшению материального положения рабочих; утвердил закон о конфискации помещичьих земель и передаче их крестьянам.
Однако в результате наступления новых превосходящих турецких сил и мусаватистской контрреволюции Советская власть в Азербайджане оказалась перед смертельной угрозой. Советская Россия, находившаяся в то время в крайне тяжелом положении, не могла оказать бакинскому пролетариату достаточной помощи. К тому же бакинский пролетариат был слабо связан с крестьянством большей части Азербайджана. Это облегчало германо-турецким интервентам осуществить их цель — захват Баку и разгром Бакинской коммуны.
Между тем грузинские меньшевики и армянские дашнаки, терпя поражения в войне с Турцией, обратились за военной помощью к ее союзнице — Германии. По требованию Германии Грузия вышла из Закавказской федерации и объявила о своей независимости. Закавказская федерация распалась, образовались три буржуазные республики: Грузия, Армения и Азербайджан. Правительство Грузии состояло из меньшевиков, Армении — из дашнаков, Азербайджана — из мусаватистов. Развал федерации облегчил интервентам осуществление их плана захвата Закавказья. В июне 1918 г. немецкие войска оккупировали Грузию. Оккупировав часть территории Советской России, Германия держала на ее западных рубежах — в Прибалтике, Белоруссии, на Украине вплоть до Дона — значительные вооруженные силы, готовые в любой момент продолжать вторжение в Советскую страну. | |
Просмотров: 676 | |