IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов 14 марта в Москве собрался IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов. Он должен был ратифицировать мирный договор. На съезде присутствовало 1172 делегата с правом решающего голоса, из них 814 большевиков, 238 левых эсеров и несколько правых эсеров и меньшевиков. Остальные делегаты были беспартийными.
Президент США Вильсон послал съезду телеграмму с обещанием оказать помощь России, если она будет продолжать борьбу против Германии. Империалисты все еще не теряли надежды сорвать мирную политику Советской России. По предложению В. И. Ленина съезд принял резолюцию, в которой выразил всем народам, страдающим от ужасов войны, «...свое горячее сочувствие и твердую уверенность, что недалеко то счастливое время, когда трудящиеся массы всех буржуазных стран свергнут иго капитала и установят социалистическое устройство общества, единственно способное обеспечить прочный и справедливый мир, а равно культуру и благосостояние всех трудящихся» 1 2.
В. И. Ленин сделал на съезде доклад о ратификации мирного договора. За ратификацию высказалось подавляющее большинство съезда: 784 голоса, против — 261, воздержалось — 115. Среди воздержавшихся были некоторые «левые коммунисты», нарушившие своим поведением устав партии.
17 марта Брестский мир был ратифицирован Германией.
Брестский мир имел всемирно-историческое значение. Он был примером новой дипломатии, дипломатии, ведущейся целиком в интересах народа. «Дипломатия в Бресте,— говорил В. И. Ленин,— это социалистическая дипломатия...» 1
Благодаря Брестскому миру Советская власть завоевала передышку и получила возможность приступить к реорганизации страны на социалистических началах. Передышка, добытая дорогой ценой, позволила укрепить Советскую власть и создать условия для отпора всемирному империализму, готовившему нападение на Советскую Россию.
Брестский мир показал, насколько прав был В. И. Ленин, провозгласивший принцип мирного сосуществования стран с различным социальным устройством, и насколько несостоятельны были взгляды «левых коммунистов», считавших недопустимым любое соглашение между страной пролетарской диктатуры и капиталистическими странами. Он писал: «Социалистическая республика среди империалистических держав не могла бы, с точки зрения подобных взглядов, заключать никаких экономических договоров, не могла бы существовать, не улетая на луну» 1 2. В. И. Ленин допускал возможность не только экономических отношений, но и военного сотрудничества Советской республики с каким-нибудь государством или даже группой государств в борьбе с более агрессивными империалистическими государствами.
Заключение мира отвечало интересам не только народов России, но и трудящихся всех стран. В. И. Ленин резко выступал против измышлений «левых коммунистов», будто, заключив вынужденный мир с Германией, Советская власть отступила от принципа пролетарского интернационализма. Он доказывал, что оппортунисты подходят к вопросу догматически, они забывают, каким важнейшим завоеванием международного пролетариата является самое создание Советской власти. «...Коренная перемена,— писал В. И. Ленин,— состоит теперь в создании республики Советов России, что выше всего и для нас и с международно-социалистической точки зрения сохранение этой республики, уже начавшей социалистическую революцию...» 3
Брестский мир обогатил советскую дипломатию искусством маневрирования, умением отступать, когда это необходимо для сохранения основных достижений революции.
Брестский мир показал, что Советское правительство, руководимое В. И. Лениным, вернее своих противников учитывало обстановку и соотношение сил на международной арене. Оно не боялось опасностей, трезво учло обстановку и смело шло на уступки, которые давали возможность в конечном счете разбить силы врага и укрепить Советскую страну. «„Брестский мир“,— говорил В. И. Ленин,— был уступкой, усилившей нас и раздробившей силы международного империализма».
| |
Просмотров: 907 | |