Внешняя политика СССР после Октябрьской революции и противостояние западу Девять месяцев, начиная с Февральской революции, партии, находившиеся у власти, каждая в отдельности и все вместе, обещали дать народу мир. Но обещания следовали одно за другим, а война продолжалась.
Партия большевиков сразу же после победы Октябрьской революции приступила к осуществлению Декрета о мире, принятого II Всероссийским съездом Советов. Одновременно началась публикация договоров, заключенных царизмом и Временным правительством с другими странами. Публикация этих договоров раскрывала тайну возникновения мировой войны, разоблачала захватническую политику империалистических держав.
Советская власть решительно порвала с империалистической внешней политикой и смело развернула борьбу за мир. В. И. Ленин предупреждал: «Эта борьба будет трудной и упорной. Международный империализм мобилизует все свои силы против нас...» 1
Против заключения мира выступили свергнутые революцией эксплуататорские классы, которые надеялись, что продолжение войны с Германией приведет к гибели Советской власти. Их поддерживали эсеры и меньшевики. Трудности борьбы за мир состояли и в том, что страна была разорена длительной империалистической войной. Советское государство еще не имело своей армии, а старая армия уже но могла защищать страну, ее нужно было демобилизовать. Советской дипломатии приходилось действовать без опоры на вооруженные силы. К тому же Советская республика была дипломатически изолирована.
Советское правительство в вопросе о мире не могло воспользоваться и противоречиями в лагере противника. Здесь неприменим был принцип: «враг моего врага — мой союзник», ибо обе воюющие группировки не хотели мира и крайне враждебно относились к Советской власти -и ее мирной политике.
Но на стороне советской дипломатии в ее борьбе за мир были и громадные преимущества. Она опиралась на поддержку народных масс, страстно жаждавших мира. Впервые в истории дипломатия проводила политику не в интересах господствующих классов, а в пользу народа, в интересах трудящихся всех воюющих стран. Сила советской внешней политики заключалась и в том, что она строилась на глубокой научной основе и руководил ею В. И. Ленин.
Правительства воюющих держав не ответили Советскому правительству на его предложения, содержащиеся в Декрете о мире. Все они считали, что Советская власть продержится недолго. Но их расчеты оказались построенными на песке. Они явно не учитывали ни настроения революционных масс, ни решимости Советского правительства в борьбе за мир.
На рассвете 8 ноября председатель Совнаркома В. И. Ленин приказал верховному главнокомандующему генералу Духонину немедленно обратиться к германскому командованию с предложением приостановить военные действия. Одновременно Нар-коминдел переслал всем союзным послам Декрет о мире и предложил немедленно начать мирные переговоры. Духонин отказался подчиниться предписанию Советского правительства и Совнарком отстранил его от должности. 9 ноября В. И. Ленин обратился к армии и флоту с воззванием, призывая солдат через головы генералов взять в свои руки ведение переговоров. Подписание самого договора о перемирии Совнарком оставлял за собой.
В этом смелом обращении к солдатам и матросам проявилась глубокая вера партии большевиков в народ. На всех участках фронта начались переговоры о заключении перемирия. Полки, армии, фронты доносили Советскому правительству о прекращении боевых действий.
Антанта открыто выступила против мирных переговоров. 10 ноября начальники британской, французской, японской, итальянской и румынской военных миссий, находившиеся при русской Ставке, по поручению своих правительств выразили протест против нарушения договора от 23 августа 1914 г. По этому договору правительства стран Антанты обязывались не заключать отдельно друг от друга перемирия с Германией. Через несколько дней, 14 ноября, подобный же протест был высказан и военным представителем США. Протест был направлен генералу Духонину, который уже ни формально, ни фактически не был верховным главнокомандующим.
По-иному сложились отношения Советской России с Германией. Германские империалисты так же, как и империалисты Антанты, были против Советской власти, против большевистской политики заключения всеобщего мира. Но несмотря на крупные военные успехи, внутреннее положение Германии было очень тяжелым. Резервов не хватало. Продовольствие было на исходе. Под влиянием Октябрьской революции народные массы начали приходить в движение и требовали мира. Только кровавый полицейский террор еще сдерживал их натиск.
Германские правящие круги полагали, что мирными переговорами они успокоят поднявшийся на революционную борьбу немецкий парод. При этом они надеялись, что, используя свой дипломатический опыт и опираясь на огромную армию, они сумеют навязать свои условия только что созданной молодой Советской республике. Были надежды и на то, что за счет России удастся потом договориться и с Антантой.
10 ноября 1917 г. Советское правительство через представителей нейтральных стран довело до сведения Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции предложение начать мирные переговоры. Германский блок принял советское предложение. 14 ноября верховное главнокомандование германской армии ответило, что вести переговоры уполномочен главнокомандующий Восточным фронтом. | |
Просмотров: 1069 | |