Борьба за сохранение и использование культурных ценностей в первые годы Советской власти

Борьба за сохранение и использование культурных ценностей в первые годы Советской власти

Наряду с развертыванием политического просвещении рабочих и крестьян, школьного и внешкольного образования Советское правительство принимало меры к сохранению и использованию в интересах народных масс культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями: архитектурных памятников, художественных коллекций, театров, музеев.

 

Буржуазная печать в России и за рубежом была полна лживыми сообщениями о том, будто бы рабочие и крестьяне разрушают университеты и музеи, грабят дворцы и исторические реликвии. «Разгром Зимнего дворца», «расстрел национальных святынь», «гибель древних кремлевских соборов», «разрушение крестьянами усадьбы Л. Н. Толстого» — такие и подобные им вопли разносились по всему миру.

 

 

В действительности не революционные массы, а помещики и капиталисты, теряя власть и богатства, пытались расхищать и уничтожать культурные ценности. Пролетариат уже в ходе вооруженного восстания проявлял подлинно хозяйское, заботливое отношение к культурным ценностям. Петроградский БРК 25 октября 1917 г. назначил комиссаров «по защите музеев и художественных коллекций». Была организована охрана Зимнего дворца, исторических памятников, Публичной библиотеки. По указанию В. И. Ленина Наркомпрос 4 ноября 1917 г. опубликовал воззвание к рабочим, крестьянам, солдатам и матросам с призывом охранять исторические и художественные памятники. На местах рабочие и крестьяне под руководством Советов заботливо берегли культурные реликвии. Так, крестьяне добровольно несли охрану Ясной Поляны Л. Н. Толстого.

 

В ноябре при Наркомпросе была создана специальная «Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины». В ее работе приняли участие видные деятели науки и культуры: ученые С. Ф. Ольденбург, И. А. Орбели, Н. Я. Марр, художник И. Э. Грабарь и др. Были отпущены средства на ремонт Кремля и реставрацию ряда кремлевских соборов.

 

Советское правительство национализировало богатейшие коллекции произведений искусств: Третьяковскую галерею, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж в Петрограде. Они стали достоянием народа и сделались доступными для обозрения всем трудящимся.

 

Попытки буржуазии расхищать культурные ценности, вывозить их за границу пресекались. Был запрещен вывоз за границу предметов особого художественного и исторического значения.

 

12 апреля 1918 г. Совнарком принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Согласно декрету, памятники в честь царей и их слуг, «не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны», снимались. Перед художниками ставилась задача создавать произведения, отражающие идеи и чувства революционной трудовой России. Декрет Совнаркома законодательно закреплял ленинскую идею «монументальной пропаганды» — средствами искусства пропагандировать социализм, политически просвещать рабочих и крестьян. Совнарком решил воздвигнуть памятники 50 революционерам, великим деятелям мировой науки и искусства. Список открывался именами основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

В ленинском плане «монументальной пропаганды» получала яркое воплощение идея Коммунистической партии о большой роли искусства в строительстве социализма, формировании социалистической сознательности трудящихся.

Категория: История | Добавил: fantast (14.10.2018)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 0.0/0