Организация народного просвещения в первые годы Советской власти

Организация народного просвещения в первые годы Советской власти

В. И. Ленин задолго до Октябрьской революции говорил, что в условиях диктатуры пролетариата будет создаваться новая, социалистическая культура. Эта культура, указывал он, возникнет не на пустом месте. Пролетариату предстоит усвоить и критически переработать все культурные ценности, созданные человечеством, чтобы превратить завоевания науки и культуры из орудия капитализма в орудие социализма.

 

Завоевание политической власти рабочим классом и переход основных средств производства в руки народа создали условия для всестороннего развития трудящихся, осуществления культурной революции. Революция смела все преграды, которые в условиях буржуазного общества отделяют трудовой народ от достижений культуры. Ликвидация сословного строя, не-

 

равноправия народов и неравенства женщин, отделение церкви от государства и школы от церкви — все эти революционные преобразования сняли путы, которые мешали трудящимся массам приобщиться к культуре, сковывали их творческие силы, душили таланты.

 

«Раньше весь человеческий ум, весь его гений,— говорил В. И. Ленин на III Всероссийском съезде Советов,— творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» *.

 

С первых дней Октябрьской революции Коммунистическая партия приступила к организации в государственных масштабах просвещения народа и его идеологического воспитания. Для руководства культурным строительством был создан новый государственный аппарат, центральным органом которого стал Народный Комиссариат просвещения (Наркомпрос).

 

Структура Наркомпроса свидетельствовала о широте и размахе работы Советского правительства в области культуры. Были созданы отделы: введения всеобщей грамотности, школьного строительства, внешкольного образования, народных университетов, мобилизации науки, высшей школы, искусства. «Собрать» все области культуры — среднее и высшее образование, науку, искусство, музейное дело — под единым идейным и организационным руководством и направить их к одной цели — просвещению, коммунистическому воспитанию, культурному подъему широчайших народных масс — это была совершенно новая, гигантская по своим масштабам задача. Возглавлял Наркомпрос А. В. Луначарский, один из виднейших деятелей Коммунистической партии, человек высокой культуры, энциклопедических знаний. Его заместителем был большевик М. Н. Покровский, известный ученый, историк-марксист.

 

В создании и деятельности Наркомпроса велика была роль Н. К. Крупской, сочетавшей в себе большой опыт и талант педагога и прекрасного организатора. Луначарский писал о первых днях работы Наркомпроса: «Это были дни колоссального по своей широте творческого размаха, возможного только благодаря подготовленности и твердости педагогической мысли вдохновительницы Наркомпроса Н. К. Крупской» *.

 

В руководящее ядро Наркомпроса входили также А. И. Ульянова-Елизарова, П. Н. Лепешинский, сестры Л. Р. и В. Р. Менжинские, В. М. Бонч-Бруевич, П. И. Лебедев-Полянский, В. М. Познер.

Деятельность Советского правительства в области культуры началась в исключительно сложной и трудной обстановке. Значительная часть интеллигенции — ученых, учителей, инженеров, работников искусств — враждебно или в лучшем случае недоверчиво отнеслась к социалистической революции. Вышедшая главным образом из среды привилегированных классов, воспитанная в буржуазном духе, связанная с буржуазией материальными интересами, интеллигенция верила контрреволюционной пропаганде, утверждавшей, будто революция — это «поход невежественных масс против культуры». Многие деятели науки и культуры оказались в состоянии растерянности, плохо разбирались в событиях. Они видели лишь разрушительную силу Октябрьской революции и не сразу разглядели ее творческий, созидательный характер.

 

Выдающийся артист советского театра И. М. Москвин рассказывал: «Я, как, наверное, все вы, с радостью принял революцию. Но когда началась беспощадная ломка старого уклада нашей жизни, полная ее переоценка, я грешным делом... растерялся. Потерял ориентировку, потому что вышибли из-под меня скамейку, на которой я привык уже стоять сорок три года, и я повис в воздухе. Из этого несчастного положения я не скоро выкарабкался» *.

 

Часть интеллигенции, направляемая и поддерживаемая контрреволюцией, встала на путь саботажа. Расчет ее был прост: «без нас не обойтись».

 

Особая сложность борьбы в области культуры заключалась в том, что здесь методы «красногвардейской атаки» не годились, просто отбросить буржуазную интеллигенцию было нельзя. Без интеллигенции невозможно было использовать культурное наследие прошлого. Задача привлечения дореволюционной интеллигенции на сторону Советской власти была одной из важнейших в культурном строительстве первых послеоктябрьских лет.

 

Политика партии заключалась в том, чтобы переубедить заблуждавшихся интеллигентов, перевоспитать их политически, увлечь работой нового государства, ее небывалым разворотом и захватывающими перспективами, словом, дать этим людям почувствовать великую преобразующую силу и созидательную роль социалистической революции.

 

В борьбе за интеллигенцию огромную помощь Советской власти оказали те деятели науки, техники и искусства, которые встали в ряды строителей новой жизни. Это были великий пролетарский писатель А. М. Горький, крупнейшие поэты А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, всемирно известный ученый К. А. Тимирязев, замечательные деятели театра Вл. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов и многие другие. Своим примером они будили мысль и совесть людей интеллигентного труда, жаждавших служить народу, но запутавшихся в сетях клеветы и обмана, расставленных контрреволюцией.

 

Первые же мероприятия Советской власти были проникнуты заботой о развитии культуры народа, они со всей очевидностью изобличали лицемерие контрреволюции, кричавшей о «варварстве» большевиков. Это было важнейшей причиной начавшегося вскоре после победы революции процесса постепенного перехода старой интеллигенции на сторону пролетариата. В декабре 1917 г. В. И. Ленин писал: «...образованные люди уже теперь выделяются, переходя на сторону народа, на сторону трудящихся, помогая ломать сопротивление слуг капитала» '.

 

Социалистическая революция положила начало коренным преобразованиям в области народного просвещения. В дореволюционной России около 4/б детей и подростков не имело возможности получать образование1 2. Около 80% населения было неграмотным. Еще хуже обстояло дело в национальных районах. В Средней Азии, например, грамотных таджиков было 3%, казахов — 1%, киргизов — 0,6%, туркмен — 0,7%, женщины были сплошь неграмотными. Массовая неграмотность трудящихся была серьезным препятствием на пути социалистического строительства.

 

Развертывание народного образования было непременным условием приобщения масс к культуре, к государственной и политической деятельности. Через несколько дней после победы революции, 29 октября, народный комиссар просвещения А. В. Луначарский опубликовал обращение к населению, в котором изложил основы политики Советской власти в области народного образования. В обращении была выдвинута очередная задача — в кратчайшие сроки добиться всеобщей грамотности путем организации сети школ, введения всеобщего обязательного бесплатного обучения. Подчеркивалась необходимость подготовки народных педагогов, улучшения материального положения учителей. «Было бы позором держать дольше в нищете учителей огромного большинства российских детей» 3.

 

Наркомпрос сплотил вокруг себя передовых, преданных революции учителей. Ряды саботажников среди учителей быстро редели. Этому способствовала и забота Советского правительства об улучшении материального положения учителей: им было значительно повышено жалованье, выдавались единовременные пособия. Уже в декабре многие учителя покинули эсеро-меньшевистский учительский союз. По инициативе группы учителей-болыпевиков в Петрограде был создан союз учите-лей-интернационалистов.

 

Советская власть провела революционную перестройку всей системы народного образования. Обучение было освобождено от религиозного дурмана. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. Советское правительство 23 декабря ввело новое правописание, облегчавшее широким массам усвоение русской грамоты.

 

Все школьное дело (учебные заведения различных ведомств, частные школы) концентрировалось в руках государства, школы передавались в систему Наркомпроса. Этим достигалась возможность проведения идейного и научного единства в содержании учебного процесса. 18 июня 1918 г. Совнарком издал «Положение об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике». В этом документе были определены основные начала школьного дела в Советской республике.

 

Советское правительство стало также проводить работу по ликвидации неграмотности и политическому просвещению взрослого населения. «...Государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно»,— говорил В. И. Ленин *. Революция втянула миллионы людей в активную политическую жизнь. Необходимо было помочь им разобраться в событиях, осознать политику Коммунистической партии. Для практического руководства просвещением взрослого населения при Наркомпросе был создан специальный внешкольный отдел во главе с Н. К. Крупской. По всей стране возникали кружки ликвидации неграмотности, курсы, вечерние школы. Были приняты меры к тому, чтобы все книжные фонды стали на деле доступны широким массам. Открывались читальни, новые библиотеки. 29 декабря 1917 г. ВЦИК утвердил декрет «О государственном издательстве». Наркомпросу поручалось организовать массовое издание литературы, в первую очередь русских классиков. В 1918 г. были изданы произведения Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Крылова и других великих писателей.

 

Важнейшим средством политического просвещения масс, подъема их культуры была большевистская печать. Советская власть впервые в истории осуществила подлинную свободу печати. Газеты, выражавшие интересы рабочих и крестьян, получили не только свободу по закону, но и материальную поддержку: им предоставлялись типографии, бумага, денежные средства. Через эти газеты до трудящихся доводились советские декреты, разъяснялась политика большевистской партии. В газетах публиковались письма трудящихся и ответы на волновавшие их вопросы.

Категория: История | Добавил: fantast (14.10.2018)
Просмотров: 1763 | Рейтинг: 0.0/0