Первая Конституция РСФСР 1918 года. Конституция трудящихся Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа. Конституция обобщила и закрепила в едином основном законе страны великие завоевания социалистической революции и программные положения Коммунистической партии: о диктатуре пролетариата, о союзе рабочего класса и трудящегося крестьянства, о равноправии наций, о пролетарском интернационализме. Конституция зафиксировала, что Советская власть является государственной формой диктатуры пролетариата. Через Советы широкие массы рабочих и крестьян всех национальностей страны принимали участие в государственном управлении, осуществляли свою власть. Советы, объединяя миллионные массы города и деревни, выполняли не только функции власти: они были в то же время органами народного самоуправления, массовыми общественными организациями трудящихся. В них сочетались начала государственной власти и общественного самоуправления.
Конституция придала всей системе Советской власти необходимую стройность и единообразие на основе демократического централизма. Были обобщены и закреплены важнейшие принципы советской демократии, уже воплотившиеся в жизнь в самом ходе советского государственного строительства: выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность и подконтрольность депутатов перед избирателями, право избирателей отзывать в любое время депутата, тесная связь депутатов с широкими массами, соединение законодательной и исполнительной власти.
Конституция закрепляла выработанные Коммунистической партией принципы советского государственного строительства, Советской Федерации, основанной на свободном союзе всех национальностей страны, на равенстве и суверенитете всех народов. В ней подтверждалась незыблемость советских законов о праве наций на самоопределение вплоть до государственного отделения, о равноправии национальностей и рас, о недопустимости каких-либо привилегий или преимуществ по национальному признаку, а также какого-либо угнетения или ограничения прав национальных меньшинств. Это была Конституция братства и дружбы народов.
Конституция отражала подлинную и глубокую демократичность Советского государства. Действительное ‘народовластие, фактическая, а не формальная демократия может существовать только в том обществе, где орудия и средства производства принадлежат народу. Сущность народовластия определяется не декларациями о демократии, а господствующим общественным строем. В чьих руках находятся орудия и средства производства, для тех и существует демократия. Ф. Энгельс, говоря об английской конституции, ставил вопрос: «кто же, в сущности, правит в Англии?» — и отвечал: «Правит собственность» *.
Конституция утвердила переход основных средств производства в собственность народа. Это было базой для последовательного осуществления принципов демократии, народовластия во всех сферах общественной жизни Советского государства.
Наличие в руках трудящихся политической власти и средств производства впервые в истории создали рабочим и крестьянам возможность на деле пользоваться демократическими правами и свободами. В Конституции РСФСР центр тяжести был перенесен на материальное гарантирование демократических прав, на реальную возможность их применения. Каждая статья Конституции, говорящая о правах трудящихся, объясняла, в каких формах и какими способами эти права обеспечиваются. Например, статья о свободе печати гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране» Также гарантировались государством и другие права и свободы: свобода собраний, митингов, союзов, право на образование и т. п.
«То, что дает Советская конституция,— говорил В. И. Ленин,— ни одно государство за 200 лет не могло дать» 3.
Советская конституция налагала на трудящихся Советской республики и обязанности: защищать социалистическое отечество, трудиться на благо общества. «Не трудящийся да не ест!» — гласила статья 18-я.
Конституция закрепляла самую демократическую в то время избирательную систему. Все трудящиеся, независимо от пола, национальности, вероисповедания, достигшие 18-летнего возраста и не эксплуатировавшие чужого труда, имели право избирать и быть избранными во все органы Советской власти.
Первая Советская конституция носила открыто классовый характер. Она обеспечивала демократические права и свободы трудящимся, т. е. громадному большинству народа, которое в буржуазных странах, будучи по закону равноправно, на деле тысячами приемов и уловок лишается демократических прав.
Коммунистическая партия никогда не считала обязательным лишение буржуазии избирательных прав в условиях диктатуры пролетариата. В. И. Ленин указывал, что лишение эксплуататоров избирательных прав появилось не «по плану» какой-либо партии, а выросло само собой в ходе борьбы ‘. Еще сильная экономически, пользовавшаяся всесторонней поддержкой международного империализма, буржуазия оказывала Советской власти яростное сопротивление. Лишение буржуазии избирательных прав было особым методом ее политической изоляции. Это была временная мера. Еще в марте 1918 г. В. И. Ленин в черновом наброске проекта программы партии допускал «...распространение советской конституции, по мере прекращения сопротивления эксплуататоров, на все население» 2.
Сколько лицемерных фраз было произнесено буржуазией и ее учеными слугами в связи с лишением избирательных прав эксплуататоров. Горы бумаги они исписали, чтобы доказать, что лишение буржуазии избирательных прав — это результат «варварства» и «деспотизма» большевиков. При этом «забывалось», что буржуазия во всех странах на протяжении столетий лишала избирательных прав значительную часть рабочих и крестьян, в то время как лишение избирательных прав по Советской Конституции касалось не более 10% взрослого населения.
Конституция предусматривала некоторые преимущества пролетариата по сравнению с крестьянством на выборах в Советы. Это вызывалось необходимостью обеспечить руководящую роль рабочего класса. Городские рабочие и служащие избирали на съезды Советов РСФСР одного представителя от 25 тыс. избирателей, а крестьяне — от 125 тыс. жителей. Кроме того, городские Советы посылали своих депутатов на все съезды Советов непосредственно, вплоть до всероссийских. Эта особенность также носила временный характер.
Конституция закрепила установившуюся практику многостепенных выборов. Непосредственно (одностепенно) избиратели на своих собраниях избирали только городские, сельские и поселковые Советы. Вышестоящие органы Советской власти избирались на волостных, уездных, губернских и Всероссийском съездах Советов.
Многостепенность выборов была обусловлена создавшейся экономической и политической обстановкой в , стране. Многостепенные выборы делали весь советский аппарат «...дешевле, подвижнее, доступнее для рабочих и для крестьян в такой период, когда жизнь кипит и требуется особенно быстро иметь возможность отозвать своего местного депутата или послать его на общий съезд Советов» *.
Величайшая сила Советской конституции и особая ее привлекательность заключались в том, что в отличие от буржуазных конституций в ее основе лежали не отвлеченные идеи, декларации, благие пожелания, а победы, уже одержанные народными массами.
«Советская конституция,— говорил В. И. Ленин,— не писалась по какому-нибудь „плану11, не составлялась в кабинетах, не навязывалась трудящимся юристами из буржуазии. Нет, эта Конституция вырастала из хода развития классовой борьбы, по мере созревания классовых противоречий» 1 2.
Вместе с тем Конституция 1918 г. носила и программный характер. Она дала законодательную основу дальнейшего развития Советского государства и строительства социализма в нашей стране. Конституция стала образцом для первых конституций всех других советских республик.
Как маяк, засияла Советская конституция, освещая трудящимся всего мира путь к правде и свободе. Теперь, подчеркивал В. И. Ленин в июле 1918 г., «...трудящиеся всех стран увидят, что Советская конституция — основной закон Российской Социалистической Федеративной Республики — отражает идеалы пролетариата всего мира» 3.
Конституция убедительно свидетельствовала о том, что советская, пролетарская демократия — это высший тип демократии. Советская конституция стала оказывать большое революционное влияние на трудящихся капиталистических стран. Под давлением масс, требовавших таких же демократических прав, какие были даны Советской конституцией, в Англии в 1918 г. впервые были предоставлены женщинам избирательные права, правда, с рядом оговорок. В Германии (Веймарская конституция 1919 г.), Чехословакии (Конституция 1920 г.), Польше (Конституция 1921 г.) был снижен избирательный ценз. Особенно большое впечатление Советская конституция произвела на трудящихся колониальных народов. Из уст в уста переходила весть об Основном Законе Советской республики, охраняющем свободу, равенство и равноправие всех народов, как больших, так и малых. Отвечая на вопросы американского журналиста в июле 1919 г., В. И. Ленин оказал, что Советская конституция «...имеет несчастье более чем миллиарду жителей земли, принадлежащих к колониальным, зависимым, угнетенным, неполноправным народностям, больше нравиться, чем «западноевропейская» и американская конституция буржуазно-«демократических» государств, укрепляющая частную собственность на землю и капитал, т. е. укрепляющая гнет немногочисленных «цивилизованных» капиталистов над трудящимися своих стран и над сотнями миллионов в колониях Азии, Африки и пр.» *.
Советская конституция становилась знаменем борьбы миллионов. «Слово „Совет» понятно теперь всем,— говорил В. И. Ленин,— а Советская конституция переведена на все языки, и с ней знаком каждый рабочий». | |
Просмотров: 2061 | |