Национализация всей крупной промышленности в первые годы Советской власти Для создания социалистической экономики необходимо было сосредоточить в руках государства прежде всего крупную промышленность. В 1918 г. стал все шире развертываться процесс национализации промышленности.
В апреле 1918 г. были национализированы принадлежавшие акционерным компаниям угольные копи Челябинского района, в мае — ряд шахт и рудников в Западной Сибири, платиновые и золотые прииски на Урале, заводы и рудники Южно-Уральского горнопромышленного акционерного общества. Успешная национализация отдельных предприятий позволила Советской власти перейти затем к национализации целых отраслей промышленности. 2 мая Совнарком издал декрет о национализации сахарной промышленности: все заводы с их имуществом объявлялись достоянием Российской республики.
Важное значение для развития лесного хозяйства имел принятый ВЦИК 27 мая 1918 г. «Основной закон о лесах». Этим законом отменялась частная собственность на лес. Леса, а также лесохозяйственные постройки стали общенародным достоянием Российской республики. Закон определял порядок пользования лесными богатствами страны, их охраны, а также меры по возобновлению лесов.
В мае — июне произошла национализация заводов, обслуживавших железнодорожный транспорт. Еще до этого была сделана попытка создать государственно-капиталистический трест машиностроительных заводов. В апреле велись переговоры ВСНХ с директором Сормовского и Коломенского заводов А. П. Мещерским, представлявшим группу капиталистов. Капиталисты выдвигали неприемлемые для Советской власти условия, предусматривавшие сохранение частной собственности на предприятиях. 18 апреля Совнарком отверг проект Мещерского, высказавшись за полную национализацию металлопромышленности.
В мае — июне были национализованы крупнейшие машиностроительные заводы, принадлежавшие пяти акционерным обществам в Центрально-промышленном районе и на Урале. Организовалось объединение машиностроительных заводов «Сормово — Коломна» (позднее Гомза). Руководителем правления Гомзы был назначен В. Я. Чубарь. 17 мая Совнарком создал Главный нефтяной комитет при ВСНХ как единственный орган, ведавший всеми вопросами добычи, переработки, перевозки и распределения нефти между потребителями. В мае Бакинский совнарком, возглавляемый С. Г. Шаумяном, провел национализацию всех недр земли в районе, а в начале июня наложил запрещение (секвестр) на все имущество предприятий нефтепромыслов. 20 июня Совнарком принял декрет за подписью В. И. Ленина о национализации нефтяной промышленности.
Собравшаяся в мае 1918 г. конференция работников крупнейших металлообрабатывающих заводов также заявила, что объединение заводов может произойти без передачи объединенного предприятия «в финансовую эксплуатацию частных акционеров» путем их национализации.
Национализация целых отраслей промышленности, имевших общегосударственное значение, проходила успешно. Это отмечалось на губернских съездах совнархозов летом 1918 г. К августу в стране насчитывалось уже более 2050 крупных, средних и мелких национализированных предприятий1.
Итоги национализации промышленности в Советской России к середине 1918 г. подвел I Всероссийский съезд Советов народного хозяйства, состоявшийся 25 мая — 4 июня 1918 г. в Москве. 26 мая на съезде выступил В. И. Лепин. В своей речи он проанализировал особенности и трудности строительства социалистической экономики, подчеркнул всемирно-историческое значение этого строительства, роль и место в нем ВСНХ и местных Советов народного хозяйства.
В резолюции по вопросу «Экономическое положение и экономическая политика» съезд высказался за переход от национализации отдельных предприятий к последовательной национализации целых отраслей промышленности, в первую очередь металлообрабатывающей и машиностроительной, химической, нефтяной и текстильной. Съезд выразил пожелание, чтобы сама национализация велась более планомерно.
Было утверждено «Положение о ВСНХ и местных совнархозах». Принцип демократического централизма в руководстве государственной промышленностью нашел отражение в «Положении об управлении национализированными предприятиями», которое разрабатывалось при участии В. И. Ленина. По этому положению 2/з состава фабрично-заводского управления предприятия назначались областным совнархозом или ВСНХ (в зависимости от того, кому подчинялось предприятие), причем профессиональным организациям предоставлялось право половину кандидатов выдвигать из своей среды; Уз состава управления избиралась рабочими данного предприятия. В числе назначаемых членов управления 7з должны были составлять специалисты.
Вскоре после съезда (28 июня 1918 г.) Совнарком принял декрет «О национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц».
В собственность Советского государства перешли все крупные предприятия важнейших отраслей промышленности: металлургической, горной, машиностроительной, текстильной, химической, стекольной, кожевенной и др. Декрет распространялся более чем на 1,5 тыс. акционерных обществ.
Издание этого декрета стало возможным благодаря накопленному опыту рабочего контроля и созданию органов управления промышленностью, а также в результате национализации значительного числа предприятий, проведенной в октябре 1917 — июне 1918 г. Принятие декрета ускорили и внешние обстоятельства. Германские империалисты после подписания Брестского мира стремились получить в свои руки собственность, принадлежавшую ранее германским акционерам. В свою очередь некоторые русские капиталисты, пытаясь избежать национализации, спешили продать им свои предприятия. Претензии в связи с национализацией германское правительство заявило в июне 1918 г. во время экономических переговоров в Берлине. Члены советской экономической делегации Ю. Ларин и Л. Красин обратились к В. И. Ленину с письмами, в которых предлагали немедленно опубликовать декрет о национализации крупной промышленности, чтобы положить конец домогательствам германской стороны У
Утвердив декрет, Совнарком предотвратил распродажу русской буржуазией народного достояния и сорвал попытку германских империалистов захватить командные высоты в русской промышленности. 29 июня В. И. Ленин радиограммой сообщил советскому послу в Берлине содержание декрета. «Согласно давно намеченному плану,— писал он,— после продолжительной подготовительной работы, наконец, 28 июня утвержден декрет, появления которого с нетерпением ожидали народные массы России и опубликование которого задерживалось обстоятельствами, не зависящими от воли и желания Советской власти» На основе декрета от 28 июня 1918 г. Советская власть овладела одной из решающих командных высот в экономике государства — крупной промышленностью. Она нанесла сильнейший удар по российскому и иностранному капиталу, лишив его экономической базы для борьбы против социалистического строя.
Наличие в руках Советского государства крупной промышленности сыграло огромную роль в обеспечении победы над интервентами и белогвардейцами в годы гражданской войны, а после ее окончания — в восстановлении промышленности и затем индустриализации страны. | |
Просмотров: 1997 | |