Борьба Советской страны против нового наступления международной и внутренней контрреволюции. Разгром главных сил Колчака

Борьба Советской страны против нового наступления международной и внутренней контрреволюции. Разгром главных сил Колчака

Провал интервенционистских планов Антанты заставил империалистов попытаться дипломатическими мерами прикрыть подготовку новых антисоветских выступлений, создать видимость своего миролюбия. 22 января 1919 г. было опубликовано обращение президента США ко всем воюющим группам в России с приглашением прибыть па Принцевы острова для переговоров об установлении между ними мира. Со стороны империалистов Антанты это был маневр, рассчитанный на узаконение контрреволюционных режимов в различных районах России и расчленение страны на части. Выдвигая идею созыва конференции, они надеялись выиграть время, необходимое для укрепления сил внутренней контрреволюции в России и интервенционистских войск с целью подготовки их к новому наступлению против Советской власти.

 

Советское правительство не получило официального приглашения на эту конференцию. Тем не менее 4 февраля 1919 г. Наркоминдел передал по радио ноту правительствам Англии, Франции, Италии, США и Японии, в которой выражалось согласие принять участие в предполагаемой конференции. Этот дипломатический шаг Советского правительства обескуражил империалистов, рассчитывавших на отказ Советской России от участия в конференции, что дало бы им возможность изобразить республику Советов агрессором, а себя — миротворцами. Все белогвардейские «правительства» отказались от участия в конференции, и она была сорвана.

 

 

Весной 1919 г. объединенные силы интервентов и внутренней контрреволюции начали новое наступление против Советской республики. Это наступление, как и предыдущие антисоветские вооруженные действия, было подготовлено и проводилось под руководством Антанты. Однако по своим масштабам оно было более широким. Для участия в этом наступлении привлекались армии русских белогвардейцев (Колчака, Деникина, Юденича, Миллера), а также войска буржуазных государств Прибалтики, буржуазно-помещичьей Польши, Финляндии, Чехословакии, Сербии, Греции, Румынии и, наконец, собственные войска Антанты.

 

Общая численность войск малых государств, которые предполагалось использовать, по подсчетам Военного комитета Антанты, составляла как минимум 600—650 тыс. солдат и офицеров, а белогвардейцев — около 370 тыс. человек. Численность собственных войск союзников в России определялась в 310 тыс. человек.

 

Таким образом, вооруженные силы, предназначенные для весеннего наступления против Советской республики, должны были насчитывать более 1,3 млн. человек.

 

Это была новая попытка империалистических держав в союзе со всеми буржуазными государствами, созданными на окраинах бывшей Российской империи, а также в союзе с Колчаком, Деникиным и прочими задушить рабоче-крестьянскую республику '.

 

Основную ставку в борьбе против Советской власти Антанта на сей раз сделала на Колчака. Он имел многочисленную армию, захватившую огромную территорию Сибири и Дальнего Востока. Успешное наступление Колчака позволило бы соединить силы северной, восточной и южной контрреволюции для концентрического наступления на жизненные центры страны. Колчаку была отведена роль главной ударной силы в новом наступлении. Операции войск Колчака должны были проходить под контролем французского генерала Жанена. Организация снабжения войск Колчака поручалась английскому генералу Ноксу.

 

К началу наступления войска Колчака состояли из четырех армий (Сибирской — под командованием чехословацкого генерала Гайды, Западной — генерала Ханжина, Оренбургской — атамана Дутова, Уральской — генерала Толстова) и так называемой Южной группы войск генерала Белова. Непосредственно на фронте Колчак сосредоточил войска общей численностью 130—145 тыс. солдат и офицеров с 1300 пулеметами и 211 орудиями.

 

Армиям Колчака противостояли советские войска Восточного фронта, в состав которого входило шесть армий общей численностью немногим более 100 тыс. штыков и сабель с 1882 пулеметами и 3774 орудиями. На южном крыле фронта (оренбургском и уральском направлениях) сосредоточились 4-я и Туркестанская армии, составлявшие Южную группу войск Восточного фронта (образована 5 марта 1919 г.). Командующим группой и одновременно командующим 4-й армией был М. В. Фрунзе. Туркестанской армией командовал Г. В. Зиновьев. К северу от этих войск действовали 1-я армия под командованием Г. К. Гая, 5-я армия — М. Н. Тухачевского, 2-я армия — В. И. Шорина и, наконец, на северном крыле фронта была сосредоточена 3-я армия под командованием А. С. Меженинова. 15 февраля 1919 г. Колчак дал директиву о подготовке белогвардейских войск к наступлению. Нанесение главного удара возлагалось на Западную армию генерала Ханжина. 3 марта 1919 г. она перешла в наступление. Главный удар Западная армия наносила в направлении на Уфу. Уфимский район — ключ к уральским перевалам, ведущим в Сибирь,— имел большое оперативное значение для обеих воюющих сторон. В центре Восточного фронта разгорелось ожесточенное сражение. Советские войска 5-й армии в ходе тяжелых оборонительных боев, потеряв убитыми и ранеными около половины своего личного состава, были вынуждены отступить. 13 марта враг занял Уфу и станцию Чишмы.

 

Тяжелые бои в уфимском районе шли и в апреле. Героически сражались войска 26-й и 27-й дивизий. Особую стойкость проявили войска группы, которой командовал Г. X. Эйхе. На помощь советским войскам пришли уфимские рабочие. По призыву Уфимского комитета партии рабочие создали отряд в составе около 3 тыс. добровольцев.

 

Успехи белогвардейцев активизировали внутреннюю контрреволюцию в тылу советских войск Восточного фронта. В начале марта вспыхнули мятежи в Сызранском, Сенгилеевском, Симбирском уездах Симбирской губернии и в ряде уездов Самарской губернии, 7 апреля начался мятеж в Воткинске. Организаторами мятежа были эсеры.

 

10 апреля враг занял Сарапул и Бугульму. На следующий день белоказачья Оренбургская армия Дутова овладела Актюбинском, прервав связь Советской страны с Туркестаном. В руки противника попали большие запасы хлеба, заготовленного в Сибири и в Поволжье. Опьяненный успехами, враг свой основной удар направил на Самару, рассчитывая соединиться с войсками Деникина, а потом объединенными силами ударить на Москву.

 

Войска Восточного фронта были ослаблены и утомлены непрерывными осенними и зимними боями 1918—1919 гг. Это было одной из важнейших причин их неудач. Неблагоприятно отразились на советских войсках Восточного фронта и колебания среднего крестьянства Сибири в начале 1919 г. Введенная Советской властью продразверстка в январе 1919 г. сильно ущемляла его интересы. Среднее крестьянство Сибири было более зажиточным, чем крестьянство средней полосы России, а кулачество — более многочисленным; оно оказывало и большее влияние на середняков.

 

«Диктатура пролетариата,— писал В. И. Ленин,—не понравилась крестьянам особенно там, где больше всего излишков хлеба, когда большевики показали, что будут строго и властно добиваться передачи этих излишков государству по твердым ценам. Крестьянство Урала, Сибири, Украины поворачивает к Колчаку и Деникину» *.

 

Весной 1919 г. серьезно ухудшилось военное положение и на юге Советской страны, где развернулось наступление белогвардейских войск Деникина, насчитывавших более 100 тыс. человек.

 

Советские армии Южного фронта в ожесточенных боях, длившихся 2,5 месяца, к середине марта разгромили основные силы белоказачьей армии Краснова и остановились на линии Северный Донец, Донбасс, Сальские степи, войдя в непосредственное соприкосновение с войсками Деникина. 11-я и 12-я армии под натиском превосходящих сил белогвардейцев вынуждены были отойти к Астрахани. В состав Южного фронта входили 8-я, 9-я, 10-я, 13-я армии. Командовал фронтом В. М. Гиттис.

 

В конце марта 1919 г. войска Южного фронта готовились к наступлению для освобождения Донбасса. Однако враг опередил их. Белогвардейский корпус Покровского нанес удар по войскам 8-й армии, действовавшим восточнее Луганска. Завязались тяжелые бои, в которых 8-я армия несла большие потери. 9-я армия начала наступление с целью облегчить ее положение, форсировала Северный Донец и захватила плацдарм в районе станиц Каменской и Калитвенской. В это время в тылу 9-й армии вспыхнул контрреволюционный казачий мятеж с центром в станице Вешенской. На подавление мятежа пришлось отвлечь часть сил 8-й и 9-й армий.

 

Воспользовавшись этим, конный корпус Шкуро при поддержке других белогвардейских сил прорвал позиции советских войск и подошел с юга к Луганску. Войска Красной Армии совместно с рабочими Луганска героически обороняли город. Но противостоявшие Южному фронту силы Деникина, особенно на Донбасском участке, непрерывно возрастали. В этот трудный момент находившиеся в оперативном подчинении 8-й армии анархистские отряды Махно, состоявшие в основном из кулацких элементов, открыли врагу фронт. Деникин захватил инициативу в свои руки.

 

Тяжелые вести поступали в эти дни и с Западного фронта, войсками которого командовал Д. Н. Надежный. 3 марта 1919 г., почти одновременно с наступлением Колчака, перешла в наступление в районе Либавы немецкая 70-тысячная армия генерала фон-дер-Гольца. Одновременно над Латвией нависла угроза с севера. Еще в начале 1919 г. белоэстонская армия при поддержке английского флота, а также финских, шведских и датских контрреволюционных добровольческих частей вытеснила советские войска из Эстонии. В феврале — марте враг предпринял наступление против Советской Латвии.

 

В середине марта перешли в наступление и войска Пилсудского в Белоруссии. Ценой больших потерь Белорусско-Литовской советской армии удалось временно приостановить это наступление. Однако в апреле обстановка на Западном фронте еще более осложнилась. Сосредоточив большие силы, противник нанес удар в направлении на столицу Литовско-Белорусской республики Вильно. Вместе с другими советскими частями Вильно мужественно защищали отряды польских интернационалистов. 21 апреля после трехдневных оборонительных боев советские войска вынуждены были оставить город.

Организация отпора врагу

Над Советской страной нависла грозная опасность. Борьбу пришлось вести одновременно на востоке, юге, западе и севере. На стороне интервентов и белогвардейцев было значительное превосходство в экономических ресурсах и военных силах. Успех обороны Советской республики во многом зависел от правильного определения главного, решающего фронта. На основе всестороннего учета сложившейся обстановки, соотношения борющихся сил Центральный Комитет РКП (б) и В. И. Ленин определили, что Колчак и действовавшие с ним войска интервентов на востоке страны представляют главную опасность, что Восточный фронт является главным фронтом республики. 10 апреля 1919 г. В. И. Ленин в письме петроградским рабочим указывал, что на Восточном фронте «решается судьба революции» '.

 

Однако советское командование не располагало свободными резервами, которыми можно было бы усилить Восточный фронт. Требовалась срочная мобилизация людских и материальных ресурсов в стране. За несколько дней до начала наступления Колчака, 1 марта 1919 г., был объявлен призыв в Красную Армию трудящихся 1899 г. рождения. Эта мобилизация дала Красной Армии пополнение более 255 тыс. человек. Затем последовали новые мобилизации.

 

В. И. Ленин разработал широкую программу разгрома сил контрреволюции на Востоке страны, изложив ее в «Тезисах ЦК РКП (б) в связи с положением на Восточном фронте». 11 апреля они были утверждены Организационным бюро ЦК партии.

 

ЦК партии потребовал, чтобы все организации РКП (б) и профсоюзы приняли необходимые меры для привлечения более широких слоев рабочего класса к активному участию в обороне страны. В прифронтовых районах предлагалось осуществить поголовное вооружение всех членов профсоюзов. В тезисах ЦК РКП (б) говорилось о необходимости обратить самое серьезное внимание на усиление агитации, особенно среди мобилизуемых и красноармейцев. Предлагалось заменить в учреждениях всех мужчин-служащих женщинами, ввести для всех членов профсоюзов специальные карточки для отметок о личном участии каждого в деле помощи Красной Армии. Важное значение приобрела работа в деревне. ЦК партии предложил наряду с мобилизацией в Красную Армию усилить продовольственную работу в деревне.

 

«Надо напрячь все силы,— говорилось в тезисах ЦК,— развернуть революционную энергию, и Колчак будет быстро разбит. Волга, Урал, Сибирь могут и должны быть защищены и отвоеваны».

Особое значение ЦК партии придавал мобилизации петроградских рабочих. 10 апреля 1919 г. В. И. Ленин обратился с письмом к рабочим Петрограда. «Мы просим питерских рабочих,— писал он,— поставить на ноги все, мобилизовать все силы на помощь Восточному фронту» '.

 

И апреля 1919 г. В. И. Ленин выступил с докладом на пленуме ВЦСПС о задачах профсоюзов в связи с мобилизацией на Восточный фронт.

 

13 апреля 1919 г. пленум ЦК партии по докладу В. И. Ленина принял решение максимально укрепить Восточный фронт коммунистами. Особое внимание было обращено на 3-ю армию, которая в предыдущих боях понесла тяжелые потери.

 

ЦК РКП (б) направил во многие губернии своих уполномоченных для оказания помощи местным партийным и советским органам в проведении мобилизации трудящихся. В Воронежскую губернию был командирован К. С. Еремеев, в Тверскую — Д. И. Курский, в Костромскую — А. В. Луначарский, в Тамбовскую — В. Н. Подбельский, в Нижегородскую — Н. А. Семашко, в Калужскую — Ем. Ярославский, во Владимирскую — Н. В. Крыленко. Для проведения мобилизации в уездах и волостях ЦК послал 800 слушателей Пролетарского университета и Центральной школы советской работы. 29 апреля 1919 г. в восточные и северные районы страны выехал агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция». Коллектив агитпоезда возглавлял председатель ВЦИК М. И. Калинин. Цель поездки состояла в том, чтобы выяснить на месте важнейшие крестьянские нужды, укрепить советский аппарат.

 

В эти суровые дни, как это уже не раз бывало, пример преданности делу революции показали рабочие Петрограда. Они горячо откликнулись на зов партии и правительства. В течение трех месяцев (с апреля по июнь) Петроград послал на фронты Советской республики 7 тыс. коммунистов.

 

Со всех концов Советской России направлялись отряды рабочих, коммунистов, комсомольцев на Восточный фронт. Туда же двигались эшелоны с пополнениями, вооружением, боеприпасами, продовольствием. Напряжение борьбы нарастало. Советские войска готовили решительный удар по врагу.

 

26 апреля 1919 г. было принято постановление ВЦИК «О призыве среднего и беднейшего крестьянства к борьбе с контрреволюцией». 30 апреля ВЦСПС решил поддержать инициативу Петроградского Совета о мобилизации не менее 10% членов профсоюзов и распространить этот почин на все губернии. Совет обороны объявил о призыве в Красную Армию трудящихся 1900 г. рождения. Решением ЦК РКСМ была объявлена всероссийская мобилизация комсомольцев на фронт. Все эти мобилизации прошли по-революционному. Всего к 1 июля 1919 г. на фронты было мобилизовано не менее 20 тыс. коммунистов, не считая мобилизованных в прифронтовых районах. В ряды Красной Армии было также направлено не менее 60 тыс. членов профсоюзов. В прифронтовых районах нередко проводилась мобилизация более половины состава профсоюзных организаций. Вместе с отцами и братьями на фронт ушло 3 тыс. комсомольцев. Всего в тот период было мобилизовано в ряды Красной Армии около 800 тыс. человек. Это позволило значительно усилить и укрепить советские вооруженные силы. Успехи мобилизационной работы оказались возможными благодаря многосторонней организаторской работе партии и ее боевого штаба — ЦК РКП (б), возглавляемого В. И. Лениным.

Категория: История | Добавил: fantast (17.10.2018)
Просмотров: 674 | Рейтинг: 0.0/0