Изгнание антантовских интервентов с юга Украины и из Крыма Вслед за военными кораблями Антанты, вошедшими в ноябре 1918 г. в порты Новороссийска, Одессы и Севастополя, стали прибывать вражеские транспорты с войсками, вооружением, боеприпасами и военным снаряжением. Общая численность французских, английских, греческих, сербских и польских войск, не считая белогвардейских, составляла 60 тыс. солдат и офицеров. Они имели на вооружении танки, самолеты и артиллерию. К началу февраля 1919 г. интервенты оккупировали значительную часть юга Украины. Они хозяйничали в таких крупных городах юга Украины, как Одесса, Херсон и Николаев. При помощи белогвардейских банд интервенты захватили весь Крым. У черноморских берегов находился мощный военный флот интервентов, в который входили английские, французские, итальянские и греческие корабли.
На оккупированной территории процветали анархия, произвол и жестокий террор. В рабочих кварталах Одессы, Феодосии, Севастополя почти ежедневно производились облавы и обыски, сопровождавшиеся арестами. Многих арестованных расстреливали без всякого суда и следствия. Трудящиеся испытывали голод. Этого не могла замолчать даже буржуазная пресса. Так, «Одесские новости» 2 марта 1919 г. писали: «Никогда еще Одесса не переживала такого трагичного ужасного момента, как теперь. Население изнемогает в буквальном смысле этого слова от холода и голода. Голод достиг неслыханных размеров».
Несмотря на преследования и репрессии, в этих районах действовала разветвленная сеть подпольных большевистских организаций. ЦК партии оказывал им помощь, и партийное подполье развернуло бурную политическую и организаторскую деятельность.
Когда осенью 1918 г. подпольный Одесский областной партийный комитет провалился, ЦК КП (б) Украины направил в Одессу группу старых коммунистов, имевших опыт подпольной работы. В середине ноября 1918 г. в Одессу прибыли И. Смирнов (Николай Ласточкин), И. Клименко (Сергей), С. Соколовская (Елена), позже — Л. Картвелишвили (Лаврентий). Новый состав областного комитета возглавил И. Смирнов. В начале декабря 1918 г. состоялась партийная конференция большевиков Крыма, в работе которой принял участие представитель ЦК КП (б) Украины Ян Гамарник. Для усиления подпольных организаций Крыма ЦК РКП (б) направил несколько групп опытных и энергичных подпольных работников, среди них были Я. Городецкий, Б. Занько, И. Козлов.
По призыву большевиков рабочие Одессы встретили появление интервентов двухдневной всеобщей забастовкой протеста. Рабочие Николаевского порта отказывались разгружать прибывавшие транспорты интервентов.
Подпольный ревком во главе с И. Смирновым организовал повстанческо-партизанскую борьбу против интервентов. Отряд приднестровских партизан под комапдованием Шмякина 30 января 1919 г. освободил Тирасполь, где была установлена власть ревкома. Однако под натиском превосходящих сил врага партизаны 8 февраля оставили Тирасполь. По указанию ревкома повстанцы ушли в северном направлении, в сторону Балты. Там они объединились с другими отрядами. В районе Вознесенска (Херсонщина) в Днестровском уезде Северной Таврии активно действовали партизаны под руководством И. Коломойцева, П. Тарана и др.
Среди партизанских отрядов Крыма большой активностью отличался отряд «Красные каски», которым командовал рабочий каменоломен И. Петриченко. Отряд действовал в районе Евпатории, а базой его были Мамайские каменоломни.
Интервенты и белогвардейцы решили расправиться с опасным партизанским очагом. Для артиллерийского обстрела района расположения партизан было направлено три миноносца (один греческий и два английских). С суши партизан блокировало около 2000 белогвардейцев. Неоднократные атаки против ника партизаны успешно отразили. Но когда белогвардейцы взорвали единственный колодец, часть измученных жаждой людей вышла из каменоломен. Они тут же были расстреляны. Взорвав все выходы из катакомб, белогвардейцы заживо замуровали оставшихся там партизан. Однако мужественные борцы за власть Советов не пали духом — они стали пробивать новый выход на поверхность. Их усилия увенчались успехом. Под покровом ночи партизаны вышли из катакомб и ушли в другой район.
Коммунисты-подпольщики вели большую работу среди солдат и матросов войск интервентов. Одесский областной комитет создал для работы среди них специальную организацию, которая получила название Иностранной коллегии. В ее составе действовали французская, сербская, польская, румынская и греческая группы. ЦК РКП (б) поддержал инициативу областного комитета и для усиления деятельности Иностранной коллегии направил коммунистов: француженку Жанну Лябурб — секретаря группы французских коммунистов в Москве, сербов Стойко Раткова, Вальмана Драгана, Живанко Степановича. В работе Иностранной коллегии принимали активное участие И. Дубин-ский, Я. Елин, М. Штиливкер, А. Вапельник, В. Деготь и другие подпольщики, ранее жившие в эмиграции во Франции и хорошо владевшие французским языком. Иностранная коллегия издавала много листовок на иностранных языках и газету на французском языке «Le communiste».
Беседы с коммунистами-подполыциками убеждали солдат и матросов в том, что они обмануты своим командованием. В результате деятельности Иностранной коллегии на французских военных кораблях и в пехотных частях стали возникать революционные кружки, которые проводили разъяснительную работу в своих частях. Под влиянием революционной пропаганды и успехов советских войск на фронте росло возмущение среди солдат и матросов интервентов.
Французские солдаты отказывались сражаться против Советской республики. Пример братской солидарности с советским народом показали солдаты 58-го французского полка. Они отказались наступать на Тирасполь, занятый повстанцами. Командование разоружило полк и отправило солдат в Марокко. Отказались выполнять приказ о наступлении и солдаты 19-го Нимского артиллерийского полка, 7-го инженерного полка. Репрессии, применявшиеся командованием, не прекратили революционного брожения среди французских войск.
Охранка интервентов, от внимания которой не могла ускользнуть деятельность большевистского подполья, нанесла ему сильный удар. 1 марта были арестованы Ж. Лябурб, С. Ратков, М. Штиливкер, Я. Елин, А. Винницкий и др. После жестоких пыток работники Иностранной коллегии были расстреляны. Лишь Раткову, выпрыгнувшему из машины, увозившей подпольщиков на расстрел, удалось спастись.
Спустя две недели большевистское подполье понесло еще одну тяжелую утрату — был схвачен и зверски убит руководитель Одесского обкома КП (б) Украины И. Смирнов. Однако зраги не могли торжествовать победу. Иностранная коллегия продолжала работу, выпуская листовки на нескольких языках, включая и греческий. Коммунисты-подпольщики бесстрашно продолжали патриотическую деятельность, организовывали и руководили борьбой рабочих и крестьян за изгнание интервентов и восстановление Советской власти.
Правительства РСФСР и УССР решительно потребовали от интервентов очистить советскую территорию, прекратить террор и преследования советских граждан. Эти требования излагались в советских нотах от 6, 25, 26 февраля и 13 марта 1919 г., адресованных правительствам Франции, Великобритании, США, Италии и Японии. Советские ноты остались без ответа. Правительства РСФСР и УССР были поставлены перед необходимостью силой оружия очистить свои территории и избавить советских граждан от произвола и насилий, чинившихся интервентами.
Части 6-й Заднепровской дивизии, которой командовал П. Дыбенко, выполняя освободительную миссию, устремились на юг и после упорных боев 10 марта 1919 г. освободили Херсон. Во время бегства из Херсона интервенты совершили чудовищное злодеяние. Французские военные корабли открыли артиллерийский огонь по огромному сараю, в который было загнано около 2000 советских граждан. От разрывов снарядов и в пламени вспыхнувшего пожара погибло около 500 человек.
Овладев Херсоном, советские войска двинулись к Николаеву. В нем находился крупный (около 15 тыс.) хорошо вооруженный немецкий гарнизон ‘, которому французское командование поручило оборону города.
Николаевская подпольная большевистская организация усилила разъяснительную работу среди немецких солдат, призывая их к революционным действиям и отказу выполнять указания французского командования.
Советское правительство Украины стремилось нейтрализовать немецких солдат. Оно направило в Николаев своего уполномоченного для переговоров с немецким командованием об условиях эвакуации немецких войск и сдачи ими оружия советским властям. Переговоры завершились подписанием соглаше1гия, по которому немецкие войска обязались сохранить нейтралитет и передать советским войскам свое вооружение и военное снаряжение, а советские органы обязались обеспечить беспрепятственную эвакуацию немецких войск на родинуБлагодаря миролюбивой политике Советской власти Николаев был освобожден без кровопролития.
Успехи советских войск создали условия для полного изгнания антантовских интервентов с юга Украины и из Крыма. Командующий Украинским фронтом Антонов-Овсеенко предложил командующему 2-й Украинской советской армии
A. Скачко создать из частей армий ударную группу для наступления на Одессу.
Крупное сражение на пути к Одессе произошло у железнодорожной станции Березовка. Лишь после третьей атаки советские войска сломили сопротивление противника. 17 марта 1919 г. к концу дня Березовка была очищена от противника. Советским войскам достались богатые трофеи и среди них пять французских танков.
Воины Советской Украины отправили один из захваченных танков В. И. Ленину как первомайский подарок. В своем ответе
B. И. Ленин благодарил за приветствие и подарок. «Этот подарок дорог нам всем,—писал он,—дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильной Антанты» 1 2.
Успешное наступление советских войск, разложение войск интервентов и усиление революционного движения в Западной Европе вынудили правящие круги Антанты принять решение об эвакуации своих войск с юга Украины и из Крыма. Уже 3 апреля 1919 г. началось паническое бегство войск интервентов из Одессы. Руководимые большевиками, рабочие Одессы взяли охрану города в свои руки. Начал функционировать Совет рабочих депутатов. 6 апреля последний вражеский солдат покинул Одессу. Убегая из Одессы, французские империалисты нанесли серьезный ущерб народному хозяйству Страны Советов — они увели с собой 112 советских транспортов, нагруженных народным добром.
Столь же успешно развивалось наступление войск Красной Армии и на крымском направлении. 4 апреля 1919 г. советская пехота овладела Перекопом. Преследуя отступавшего противника, части бригады Петриковского подошли к Севастополю. Стремясь избежать излишнего кровопролития, советское командование заключило с французским командованием перемирие сроком до 25 апреля 1919 г. при условии, что власть в Севастополе передавалась ревкому.
Под влиянием побед Красной Армии и большевистской пропаганды усиливались революционные настроения среди французских моряков, вылившиеся в восстание на французском флоте и мощную политическую демонстрацию в середине апреля в Севастополе. Восстание на флоте заставило интервентов ускорить свой уход из Севастополя. 29 апреля в город вступили советские войска.
К весне 1919 г. Красная Армия освободила почти всю Украину, Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию, Донскую область, Поволжье — территорию около 900 тыс. квадратных верст со 166 городами и населением около 40 млн. человек. Антанта, которая была «...сильнее нас, с точки зрения военной силы»1 2, оказалась не в состоянии уничтожить первое в мире социалистическое государство.
В результате сокрушительных ударов, нанесенных врагу к началу марта 1919 г., стратегическое положение молодой Советской республики значительно улучшилось. | |
Просмотров: 839 | |