Боевые действия на Южном и Восточном фронтах в конце 1918 — начале 1919 г.

Боевые действия на Южном и Восточном фронтах в конце 1918 — начале 1919 г.

К концу 1918 г. на всех фронтах развернулись тяжелые бои. Интервенты и белогвардейцы основные силы сконцентрировали на юге страны. Советское правительство объявило Южный фронт главным фронтом. «На укрепление Южного фронта, на создание и вооружение несравненно более могучей Красной Армии, чем теперь, необходимо обратить самое усиленное внимание»               говорилось в резолюции, принятой по докладу

 

В. И. Ленина 22 октября 1918 г. на объединенном заседании ВЦИК, Моссовета, фабзавкомов и профсоюзов.

 

ЦК РКП (б) объявил мобилизацию коммунистов на Южный фронт. В результате мобилизации с середины октября по конец ноября 1918 г. в политотдел Южного фронта прибыло 1100 коммунистов. Это позволило укрепить парторганизации в воинских частях.

 

 

По численности личного состава и вооружению советские войска превосходили врага. Однако в коннице перевес был на стороне противника. В условиях равнинно-степной местности это обеспечивало врагу большое преимущество в борьбе против Красной Армии.

 

В октябре—ноябре 1918 г. положение на Южном фронте обострилось. Обладая многочисленной кавалерией, белоказаки нанесли советским войскам 8-й и 9-й армий ряд сильных ударов, принудив их к отступлению. 23 ноября противник захватил станцию Лиски и стал продвигаться к Балашову. Успехи врага создали серьезную угрозу центральным районам Советской страны.

 

26 ноября 1918 г. ЦК партии обсудил вопрос о положении на Южном фронте. В постановлении ЦК, разработанном при ближайшем участии В. И. Ленина, отмечалось, что никогда опасность самому существованию Советской республики не была так грозна и близка, как в настоящий момент. Перед Красной Армией ставилась задача развернуть энергичное наступление на всех фронтах, прежде всего на Южном. ЦК РКП (б) потребовал от коммунистов навести революционный порядок в войсках фронта. Была проведена новая мобилизация коммунистов на Южный фронт. В течение декабря 1918 — января 1919 г. туда прибыло более 2,5 тыс. коммунистов. ЦК партии укрепил командный и политический состав Южного фронта. Начальником политотдела 8-й армии была назначена Р. С. Землячка, членом Реввоенсовета — В. И. Межлаук, членом РВС 9-й армии — В. А. Барышников.

 

В. И. Ленин требовал от главного командования направить максимум сил и средств на Южный фронт: «...ничего на запад, немного на восток, все (почти) на юг»,— писал В. И. Ленин Реввоенсовету республики 15 декабря 1918 г.1 На усиление войск Южного фронта в конце 1918 г. были переброшены 1-я Московская рабочая дивизия, сформированная из трудящихся Москвы и области, с Восточного фронта — 5-я Уральская, Инзенская революционная и Уральская стрелковая дивизии. Южный фронт был значительно укреплен.

 

Значительно возросла в войсках фронта партийная прослойка. На 6 февраля 1919 г. в 9-й и 10-й армиях было 88 ячеек, в которых насчитывалось 2141 коммунист и 900 им сочувствующих.

 

19 декабря 1918 г. главком дал войскам Южного фронта директиву о переходе в решительное наступление. Ближайшими задачами фронта были разгром воронежской группировки противника и освобождение района от Новохоперска до Павловска. 3 января 1919 г. В. И. Ленин направил в Реввоенсовет республики записку, требуя все внимание сосредоточить на решении основной стратегической задачи, которая состояла «...в быстром, решительном и общем наступлении на Краснова»1 2. Он считал недопустимым опаздывать с этим наступлением.

 

4             января 1919 г. войска 8-й и 9-й армий перешли в контрнаступление. 10-я армия, ведя упорные оборонительные бои в районе Царицына и приковав к себе значительные силы противника, облегчила действия 8-й и 9-й армий. В тылу армии Краснова усилилась революционная борьба трудящихся. Общее руководство подпольными партийными организациями и борьбой трудящихся осуществляло Донское бюро РКП (б), в состав которого входили П. Г. Блохин, И. А. Дорошев, И. В. Решетков, С. И. Сырцов и др. Донское бюро работало в тесном контакте с политотделом Южного фронта.

 

Наступление советских войск уже в первые дни принесло успех. Полки Инзенской революционной дивизии 8-й армии освободили Лиски, 9-я армия 4 января очистила от белогвардейцев Борисоглебск. С исключительным мужеством и упорством сражалась ее 16-я стрелковая дивизия, начальником которой был В. И. Киквидзе. 11 января 1919 г. он героически погиб в бою под хутором Зубриловским, восточнее станции Урю-пинской.

 

В середине января началось наступление советских войск на донецком направлении.

 

В это время тяжелые бои развернулись за Царицын. 17 января части белоказачьей армии Краснова прорвались к окраинам Царицына. Вместе с 10-й армией на фронте сражались рабочие города. Большое искусство, упорство и мужество проявила в боях за Царицын советская конница, частями которой командовали Б. К. Думенко и С. М. Буденный, а также части 1-й стальной дивизии, начальником которой был Д. П. Жлоба. Атаки врага были отбиты. В феврале 10-я армия перешла в наступ-

ление.

 

К середине марта 9-я армия, громя белоказаков, вышла к Северному Донцу. Из 85 тыс. человек, имевшихся у Краснова к концу декабря 1918 г., осталось не более 15 тыс., к тому ж®, сильно деморализованных.

 

Одним из важнейших условий, обеспечивших успех контрнаступления войск Южного фронта и обороны Царицына, была героическая борьба 11-й армии на Северном Кавказе против «добровольческой армии» белых. 11-я армия приковала к себе «добровольческую армию», лишив ее возможности оказать помощь Краснову. По свидетельству Деникина, его армия потеряла в этих боях только убитыми 30 тыс. человек.

Боевые действия на Восточном фронте

Осенью и зимой 1918—1919 гг. развернулись тяжелые бои и на Восточном фронте. Освободив в сентябре 1918 г. ряд крупных городов на Средней Волге, советские войска, развивая успех, в октябре заняли Бугульму, Бугуруслан, Чистополь, Елабугу и Бузулук. Противник вынужден был отступить к Уралу. Однако уже в ноябре из-за усталости войск и переброски части сил на Южный фронт военные действия войск Восточного фронта замедлились. Это было отмечено в постановлении ЦК РКП (б) от 26 ноября 1918 г., определившем задачи Южного фронта. В этом постановлении отмечалась необходимость активизировать боевую деятельность советских войск на востоке и добиться решающих успехов. В конце ноября 1918 г. Реввоенсовет Восточного фронта отдал приказ о наступлении для освобождения Екатеринбурга, Уфы, Оренбурга и Уральска.

 

Развивая наступление, советские войска 31 декабря освободили Уфу и вклинились в основную линию обороны противника.

 

С освобождением Уфы протяженность фронта интервентов и белогвардейцев сократилась более чем вдвое, до 500 верст. Красной Армии открылась возможность развивать действия по трем направлениям: на юг — в район Туркестана, на восток — для дальнейшего развития прорыва и, наконец, на север — в сторону Перми и Златоуста.

 

Однако борьба на этих участках фронта развертывалась не везде успешно. Наибольших успехов войска Восточного фронта добились на туркестанском направлении, где наступала 1-я армия под командованием М. Н. Тухачевского. Действуя в направлении на Оренбург, 1-я армия ставила перед собой задачу соединиться с войсками Туркестана, отрезанного от Советской России. Английские империалисты с помощью своей агентуры в Средней Азии стремились помешать освобождению Туркестана от блокады. Они готовили в Ташкенте контрреволюционный мятеж, который возглавил английский агент, бывший царский полковник Осипов, обманом пробравшийся в ряды Коммунистической партии и занимавший пост военного комиссара Туркестанской республики. Мятеж начался 18 января 1919 г. Контрреволюционеры зверски убили 14 народных комиссаров Туркестанской республики, среди них председателя ЦИК Туркестанской республики В. Д. Войтинцева и председателя Совнаркома В. Д. Фигольского.

 

С беззаветным мужеством сражались с мятежниками рабочие и коммунисты Ташкента. В разгроме мятежа большую роль сыграли две роты, состоявшие из узбеков, таджиков и казахов, во главе с коммунистом Б. Шегабутдиновым, а также венгерские интернационалисты, находившиеся в городе.

 

Как ни старались интервенты и белогвардейцы помешать освобождению Туркестана от блокады, их усилия были тщетны. 22 января 1919 г. 1-я армия, действуя совместно с туркестанскими отрядами, заняла Оренбург. Через два дня 4-я армия освободила Уральск, продолжая успешно продвигаться на юго-восток.

 

Успехи советских войск на туркестанском направлении имели стратегическое значение. Была восстановлена связь Туркестана с центром Советской республики, уральские белоказаки оказались отрезанными от колчаковских армий.

 

Успешно действовали советские войска и в боях на уфимском направлении, где они вышли в район бассейна рек Инзер и Сим.

 

Наиболее трудным для Восточного фронта оказалось пермское направление. Уже в начале октября 1918 г. в результате потери своих позиций в Поволжье Директория и командование белогвардейских и чехословацких сил поняли, что вряд ли они сумеют оказать сопротивление наступающим войскам Красной Армии, если им не помогут войска Антанты. С осени 1918 г. белые армии начали готовить главный удар на Пермь с целью соединения с войсками Антанты, действовавшими на Советском Севере.

 

Создание общего фронт-а на северо-востоке страны позволило бы Антанте перенести базу снабжения сибирской контрреволюции из Владивостока в Архангельск и обеспечивало возможность наступления соединенных сил северной и восточной контрреволюции.

 

На пермском направлении противник сосредоточил около 50 тыс. штыков и сабель. Им противостояла 3-я армия под командованием Р. И. Берзина, насчитывавшая 30 тыс. штыков и 4,8 тыс. сабель. Противник в конце октября перешел в наступление в полосе 3-й армии и стал теснить наши войска. 27 октября 1918 г. Берзин телеграфировал главкому И. И. Ва-цетису о том, что положение на пермском направлении становится все серьезнее, что противник ведет непрерывное наступление. Основные силы врага обрушились на левый фланг 3-й армии, где действовали Особая бригада и 29-я стрелковая дивизия. Геройски сражались советские войска. Они стойко обороняли занимаемые рубежи, переходя на ряде участков в контратаки. В районе станции Выя крупные силы врага окружили два полка. В неравном бою все советские бойцы погибли, но никто не сдался в плен. Близ станции Крутой Лог экипаж подбитого врагом советского бронепоезда мужественно отражал упорные атаки белогвардейцев. Почти весь экипаж погиб в бою. Части 3-й армии, неся большие потери, вынуждены были с боями отойти к Перми. Реввоенсовет республики отдал приказ о переброске из Ярославского военного округа одной бригады 7-й стрелковой дивизии на помощь 8-й армии. Одновременно главком дал директиву Реввоенсовету Восточного фронта активизировать наступательные действия 2-й и 5-й армий с целью парализовать наступление белогвардейских войск на Пермь.

 

Войска 2-й и 5-й армий усилили свои удары по врагу. Однако противник рвался к Перми. Под натиском противника части 3-й армии, ослабленные в результате понесенных потерь и утомленные непрерывными боями, отходили на запад. 25 декабря 1918 г. под ударами врага советские войска были вынуждены оставить Пермь. К концу 1918 г. 3-я армия была отброшена противником на 300—350 километров на запад и продолжала отход. Враг овладел горнозаводским районом Урала.

 

Под Пермью сложилось тяжелое положение, по это не было катастрофой, как считал противник, для всего Восточного фронта. Боеспособность 3-й армии вскоре была восстановлена. Этому способствовало вмешательство ЦК партии и Советского правительства. После падения Перми ЦК РКП (б) и Совет обороны создали партийно-следственную комиссию для выяснения причин неудач 3-й армии. В состав комиссии вошли Ф. Э. Дзержинский и И. В. Сталин. В отчете комиссии, направленном В. И. Ленину 31 января 1918 г., вскрывались основные причины неудач советских войск в районе Перми. По указанию комиссии партийные организации Урала и Вятки вместе с коммунистами 3-й армии приняли меры по укреплению армии. Выл обновлен состав военных комиссаров и политработников, налажена партийно-политическая работа, и 3-я армия не только остановила продвижение колчаковцев, но и сама в дальнейшем включилась в общее наступление на Восточном фронте.

 

6 января 1919 г. Колчак отдал своим войскам приказ закрепиться в пермском районе, в кратчайший срок разбить советские 1-ю и 5-ю армии и овладеть районом Уфа—Бугуруслан. Колчак понял, что дальнейшее наступление советских войск в центре и на юге Восточного фронта может повести к потере белыми Среднего и Южного Урала и к выходу советских войск в глубокий тыл группировки белых, наступавших на пермском направлении. Поэтому он приостановил наступление на пермском направлении.

 

К концу февраля 1919 г. граница Восточного фронта проходила по линии Чердынь, Оса, Бирск, 30 километров восточнее Уфы, южнее — в районе Уральска, Александров-Гая, Гурьева.

 

Благоприятнее развивались боевые действия на севере Советской страны. К осени 1918 г. на Советском Севере было уже более 30 тыс. английских, французских, американских и белогвардейских солдат и офицеров. В октябре главнокомандуюшим всеми вооруженными силами союзников на севере России вместо генерала Ф. Пуля стал английский генерал Э. Айрон-сайд. В конце декабря 1918 г. войска интервентов и белогвардейцев активизировали свои боевые действия на Архангельском участке фронта, на онежском и плесецко-селецком направлениях. Однако атаки противника были отбиты, и он понес серьезное поражение. 25 января 1919 г. войска 6-й армии освободили Шенкурск. Соединиться Колчаку с войсками Антанты не удалось.

Категория: История | Добавил: fantast (17.10.2018)
Просмотров: 2269 | Рейтинг: 5.0/1