Мобилизация промышленности и транспорта на нужды обороны в 1918 году Задачи вооруженной защиты Советской республики диктовали необходимость безотлагательной организации четкого централизованного управления промышленностью и транспортом.
Общее руководство социалистической промышленностью было сосредоточено в ВСНХ. 8 августа 1918 г. Совнарком утвердил новое положение о ВСНХ. В нем указывалось, что ВСНХ является экономическим отделом ВЦИК, ответственным перед ним и Совнаркомом. Он регулирует и организует все производство и распределение и управляет всеми предприятиями Советской республики. В ВСНХ имелись отделы, руководившие отраслями промышленности. Кроме того, создавались главные или центральные комитеты (главки и центры), ведавшие отдельными отраслями промышленности. Одним из первых возник в апреле 1918 г. Главный кожевенный комитет (Главкожа). Были образованы Центротекстиль, Главзолото, Главсахар, Центрочай и Центромыло. К середине сентября 1918 г. в ВСНХ действовало уже 18 главков. В обязанности главков входили заготовка сырья и оборудования для предприятий, организация производства, прием и распределение заказов, а также сбыт выпускаемой продукции1.
Советское правительство в условиях войны непрестанно занималось вопросами организации работы на военных заводах, а также на предприятиях, производивших различного рода продукцию для Красной Армии. Центральное управление снабжения Красной Армии осуществляло общее руководство работой всех предприятий, находившихся в ведении Военного ведомства, а также согласовывало их деятельность с ВСНХ и местными совнархозами. В ВСНХ был создан отдел военных заготовок, преобразованный позже в Центральный отдел военных заготовок (Центровоензаг). Этот отдел занимался снабжением советских вооруженных сил вещевым, обозным и инженерным имуществом. 17 августа 1918 г. постановлением Совнаркома при ВСНХ была образована Чрезвычайная комиссия по производству предметов военного снабжения, возглавляемая Л. Б. Красиным. Комиссии поручалось добиться максимального ускорения производства предметов военного снаряжения по заданиям Военного ведомства. Для этого она могла принимать все меры, включая направление на каждый завод комиссаров от ВСНХ и Военного ведомства. Ее постановления были обязательными для всех советских учреждений. Постановлением Совнаркома от 2 ноября 1918 г. задачи и права этой комиссии были значительно расширены.
Деятельность всех органов, занимавшихся организацией военного производства для Красной Армии и ее снабжением, направлялась Советом обороны. Партия и правительство для обеспечения Красной Армии всем необходимым преодолевали большие трудности. Важнейшие центры металлопромышленности — Урал и юг — во второй половине 1918 г. находились в ру-ках врага. В распоряжении Советского государства оставался только центральный район. В 1918 г. он дал всего 3,2 млн. пудов чугуна и 7,2 млн. пудов проката.
Исключительно тяжелое положение было с топливом. Основные источники нефтяных месторождений и добычи каменного угля захватили интервенты и белогвардейцы. Фактически в распоряжении Советской власти в то время оказался один Подмосковный угольный бассейн, где добывалось мало угля, к тому же низкого качества. Из 5402 предприятий, выполнявших в России в годы первой мировой войны военные заказы, 3500, или 65%, находились в оккупированных районах.
Многие заводы и фабрики бездействовали из-за отсутствия сырья и топлива. Так, по данным промышленной переписи, на 31 августа 1918 г. не работало 38% всех предприятий. Разруха народного хозяйства привела к резкому падению производства промышленной продукции. Из-за недостатка каменного угля и нефти многие предприятия и транспорт пришлось перевести на дровяное снабжение. Удельный вес дров в топливном балансе страны в 1918 г. увеличился по сравнению с 1916 г. с 14 до 71%.
На заводах и на транспорте не хватало квалифицированных рабочих. Часть рабочих ушла в Красную Армию и продотряды, часть уехала в деревню.
Сокращение численности квалифицированных рабочих, нехватка сырья и топлива отражались на военной промышленности. Из четырех патронных заводов России Луганский и Симбирский находились в районе вражеской оккупации; Петроградский завод был эвакуирован и не работал. Остался один Тульский. Шла работа по оборудованию Подольского патронного завода. Из пяти пороховых заводов работали только два — Шлиссельбургский и Тамбовский. Шостенский и Казанский пороховые заводы находились в районах, занятых врагом. Охтен-ский завод был эвакуирован. Из девяти орудийных заводов действовали Путиловский, Сормовский и Петроградский (Лесс-нера).
Основным поставщиком винтовок, пулеметов и патронов для Красной Армии осенью 1918 г. были тульские заводы. Им уделялось особое внимание. Принимались меры по обеспечению их квалифицированными рабочими, снабжению топливом и продовольствием. Сестрорецкий завод, изготовлявший винтовки и в дореволюционное время, бездействовал.
На первом заседании Совет обороны, рассмотрев вопрос о выпуске вооружения и патронов, поручил Л. Б. Красину ввести третью смену на Тульских патронном и оружейном заводах, а Наркомпроду — предоставить рабочим этих предприятий необходимое продовольствие. При этом предусматривалось постепенно довести выдачу продовольствия рабочим тульских заводов до нормы красноармейского пайка.
В начале декабря Совет обороны образовал специальную комиссию для решения вопросов о патронах. Первое ее заседание под председательством В. И. Ленина состоялось 5 декабря. Комиссия признала необходимым ввести на Тульском и Подольском патронных заводах систему премий за увеличение производительности труда и освободить рабочих от призыва в армию ’.
Рабочие тульских заводов отдавали все силы, чтобы обеспечить Красную Армию оружием. В докладе Главного артиллерийского управления, представленном В. И. Ленину, сообщалось, что Тульский завод в августе изготовил 5187 тыс. патронов, в сентябре — 8569 тыс. и в декабре — 16 709 тыс.
Сразу же после освобождения Симбирска, 12 сентября 1918 г., началось восстановление патронного завода на Волге. В октябре — ноябре в Симбирск прибыло 1178 рабочих Петроградского патронного завода, которые привезли с собой оборудование. Рабочие Симбирска вместе с петроградскими рабочими горячо взялись за восстановление завода. Непосредственное руководство рабочими осуществлял райком партии, который возглавлял петроградский коммунист Ф. М. Пыляй. Выпуск патронов Симбирским заводом увеличился с октября по декабрь с 596 тыс. до 2524 тыс. штук.
Огромный вклад в восстановление промышленности и перестройку ее работы для обороны внесли рабочие Москвы и области. Военную продукцию изготовляли патронный и оптический заводы в Подольске, орудийный завод в Москве. Возобновили работу в Москве мастерские по ремонту артиллерии (Мастяж-арт), авиационные заводы «Дуке», «Гном и Рон». Продукцию для армии стали выпускать Московский металлический и Коломенский машиностроительный заводы, завод «Динамо» и др. 30 фабрик и мастерских Москвы и области с лета 1918 г. переключились на изготовление обмундирования для Красной Армии.
По мере освобождения советской территории от врага вступали в строй и другие военные заводы. 7 ноября 1918 г. Красная Армия освободила Ижевск, 12 ноября — Воткинск. 12 января 1919 г. Совет обороны под председательством В. И. Ленина заслушал доклад о положении на Ижевском и Боткинском военных заводах. Совет обороны обязал ВЦСПС принять экстренные меры для отправки туда квалифицированных рабочих из Москвы, не останавливаясь перед закрытием некоторых заводов. 27 января 1919 г. Совет обороны, заслушав сообщение Л. Б. Красина о том, что рабочие Ижевского завода довели выпуск винтовок до 1 тыс. штук в день, принял решение вынести им благодарность. В этот же день В. И. Ленин направил ижевским рабочим телеграмму с выражением благодарности от имени рабоче-крестьянского правительства за ценную поддержку, оказываемую ими Красной Армии'.
По случаю получения телеграммы В. И. Ленина 29 января 1919 г. на Ижевском заводе состоялся митинг рабочих. В принятой резолюции рабочие заявили, что они приложат все свои силы, чтобы поднять выпуск винтовок к 1 февраля до 1100 штук в день. «Мы клянемся,— говорилось в резолюции,— что если потребует от нас наше рабоче-крестьянское правительство наши силы для отражения и разгрома врагов революции, мы возьмем в свои руки винтовки, вырабатываемые нами, и будем биться до последней капли крови» 1 2. К началу 1919 г. значительная часть промышленности работала на оборону, было налажено производство боеприпасов, вооружения и снаряжения. По плановым заданиям советских органов действовало более 1500 предприятий.
Одновременно проводилась большая работа по дальнейшей перестройке транспорта на военный лад. 28 ноября 1918 г. Совнарком ввел военное положение на железных дорогах. Все служащие Наркомата путей сообщения объявлялись призванными на военную службу. 11 декабря 1918 г. Совет обороны принял постановление об упорядочении работы железнодорожного транспорта. Было запрещено всем учреждениям, пользовавшимся транспортом, вмешиваться в его работу. Наблюдение за точным исполнением распоряжений HKI1G на транспорте возлагалось на комиссаров округов и дорог, облеченных чрезвычайными правами.
Принятые правительством меры позволили добиться некоторого улучшения работы транспорта. В августе 1918 г. общее число погруженных и выгруженных вагонов составляло 9223, в сентябре — 11118, а в октябре — 14 662; в ноябре — декабре в связи с ухудшением положения с топливом оно несколько снизилось и составило соответственно 13 750 и 12 639 вагонов.
Мобилизация промышленности и транспорта для нужд обороны была важнейшим условием успешных действий Красной Армии, развернувшихся во второй половине 1918 — начале 1919 г. | |
Просмотров: 677 | |