Контрнаступление войск Южного фронта. Победа над войсками Деникина Меры, принятые партией и правительством, широкие мобилизации лучших сынов Советской России, революционные выступления трудящихся в тылу врага создавали условия для контрнаступления против Деникина. Между тем бои на фронте становились все ожесточеннее. 13 октября враг захватил Орел. Это был последний успех деникинцев. Судьба их была предрешена, несмотря на все возраставшую помощь Деникину со стороны Антанты. 10 октября 1919 г. Черчилль в телеграмме на имя Колчака писал: «Я рад сообщить вам, что кабинет согласился на мою просьбу снова ассигновать 14,5 млн. фунтов на покупку снабжения и вооружения генералу Деникину. Британская миссия на юге России будет состоять из 2000 офицеров и сержантов» ’.
15 октября 1919 г. представитель Деникина в Париже генерал Щербачев сообщал в деникинскую ставку, что белогвардейским силам на юге Советской России было доставлено 150 тыс. винтовок из Англии и 80 тыс. винтовок — из Румынии.
15 октября состоялось заседание Политбюро ЦК РКП (б), обсудившее вопрос о положении на фронтах. Политбюро признало, что над страной нависла грозная военная опасность.
ЦК партии наметил ряд мер к усилению обороноспособности Советской республики. Было решено провести учет членов партии, советских и профсоюзных работников с точки зрения их военной пригодности, снять максимальное число коммунистов и им сочувствующих с общесоветской работы в центре и на местах, кроме Наркомпути, Наркомпрода и ВЧК. Для разработки конкретных мер по проведению в жизнь этого решения Политбюро избрало комиссию под руководством В. И. Ленина. Этой комиссии также поручалось, подготовить проект декрета об упрощении государственного аппарата с целью высвободить работников для военной работы, составить план мобилизации коммунистов и беспартийных рабочих для обороны Тулы, принять меры по улучшению политической работы в формируемых в московском секторе пяти дивизиях.
В связи с занятием Деникиным Курска и Орла, продвижением к Туле и угрозой, нависшей над Москвой, план нанесения главного удара по врагу войсками Юго-Восточного фронта уже не соответствовал сложившейся обстановке. Было решено перейти на этом фронте временно к обороне и высвободить силы для Южного фронта, ставшего главным, решающим. Тем самым ЦК по существу изменял план борьбы с Деникиным.
Реализация решений Политбюро ЦК РКП (б) от 15 октября обеспечила дальнейшее усиление войск Южного фронта, наращивание ударов по врагу на орловско-курском и воронежском направлениях. Развивая наступление, начатое 10 октября, советские войска Южного фронта при поддержке трудящихся 20 октября 1919 г. освободили Орел, а 24 октября — Воронеж.
«Победа под Орлом и Воронежем,— говорил В. И. Ленин,— где преследование неприятеля продолжается, показала, что и здесь, как и под Петроградом, перелом наступил. Но нам надо, чтобы наше наступление из мелкого и частичного было превращено в массовое, огромное, доводящее победу до конца» '.
В начале ноября 1919 г. наступление войск Южного фронта стало ослабевать: в ходе упорных боев части понесли потери в людях и вооружении, войска устали и нуждались в отдыхе. В то же время деникинцы, собрав резервы, стали переходить в наступление на воронежском направлении. Им удалось потеснить части 8-й армии. Реввоенсовет Южного фронта обращался за помощью к главкому, но безрезультатно. 12 ноября члены Реввоенсовета И. В. Сталин и Л. П. Серебряков направили две записки в ЦК РКП (б). В одной из них говорилось об опасности наступления врага на воронежском направлении и выражалась просьба направить Южному фронту 2 дивизии. В другой записке содержалось предложение о персональном изменении Ставки главного командования (вывести из нее С. С. Каменева и С. И. Гусева), которая, по мнению авторов записки, игнорировала нужды фронта.
Разногласия между Ставкой и Реввоенсоветом Южного фронта были вызваны тем, что Ставка после ликвидации угрозы Туле и Москве стремилась возродить старый план, предусматривавший нанесение главного удара из района Царицына.
Предложение о персональном изменении Ставки не было принято, но Политбюро 14 ноября поручило Реввоенсовету республики дать главкому от имени правительства директиву о необходимости взятия Курска и развития дальнейшего наступления советских войск на Харьков и Донбасс и о соответствующем этой директиве распределении между Южным и Юго-Восточным фронтами подкреплений, снимаемых с Восточного и Туркестанского фронтов. Политбюро поручило В. И. Ленину лично переговорить с главкомом по содержанию этой директивы 1.
Решение Политбюро от 14 ноября положило конец колебаниям главного командования по вопросу о направлении главно-го удара против Деникина. Оно подтвердило ранее принятое решение Политбюро ЦК РКП (б) от 15 октября о наступлении I Красной Армии через Курск, Харьков, Донбасс.
Войска Южного фронта были усилены новыми пополнениями, что позволило развить наступление. Еще 13 ноября советские войска освободили станцию Касторная, 18 ноября они взяли Курск. Важную роль в обеспечении успеха войск Южного фронта сыграла советская конница. 17 ноября 1919 г. Реввоенсовет республики постановил преобразовать Конный корпус Буденного в Конную Армию РСФСР. 19 ноября Реввоенсовет Южного фронта издал об атом приказ. В состав 1-й Конной Армии первоначально вошли 4-я и 6-я кавалерийские дивизии. Командующим армией был назначен С. М. Буденный, членами РВС — К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко. Это было мощное соединение, обладавшее большой маневренностью.
Успех войск Южного фронта обеспечил условия для перехода советских войск в наступление и на других фронтах. Войска 12-й армии Западного фронта разгромили вражеские части в районе Чернигова и освободили город. К середине ноября они выбили противника из Бахмача и вплотную подошли к Нежину и Конотопу.
Используя успех 8-й армии Южного фронта, войска Юго-Восточного фронта сломили сопротивление белогвардейцев и вышли к реке Хопер. Одновременно части 11-й армии добились успехов в районе Черного Яра. 30 ноября Красная Армия освободила Сумы, а затем развернула бои за Донбасс. К началу января 1920 г. Донбасс был полностью освобожден.
На отступавшие деникинские войска с тыла обрушились удары партизан, очищавших от белогвардейцев целые районы. Деникинцы усилили террор. Особенно зверствовал генерал Сла-щев, корпус которого был брошен против херсонских партизан. Там, где проходили его войска, пылали деревни и села.
Белогвардейцам не удалось устрашить рабочих и крестьян. Наступление Красной Армии поддерживалось все более мощными ударами партизан по деникипским войскам.
12 декабря части Латышской и 8-й кавалерийской дивизий червоного казачества при помощи рабочих выбили врага из Харькова и Полтавы. 16 декабря советские войска вступили в Киев. Большую помощь советским войскам в этом бою оказал рыбак слободы Никольской Киевской губернии П. К. Алексеев. Рискуя жизнью, он скрытно провел через Днепр 1-ю бригаду 44-й стрелковой дивизии, что позволило ей выйти в тыл врагу, засевшему в Киеве. За этот подвиг Алексеев был награжден орденом Красного Знамени.
Удары Красной Армии ускорили разложение и деморализацию деникинских войск. Многие воинские части отказывались вести борьбу против Советской власти. Даже казаки — наиболее боеспособные соединения белых войск — переходили на сторону Красной Армии.
В начале 1920 г. Красная Армия добилась решающего успеха на юге страны. Войска Юго-Восточного фронта 3 января освободили Царицын. Враг был отброшен к Дону. Преследуя вражеские части, войска Южного фронта 7 января освободили Таганрог, а 8 января в результате трехдневных ожесточенных боев — Ростов-на-Дону. Остатки деникинской армии были рассечены на три части. Наиболее сильной была группа, которая отошла на Северный Кавказ. В нее входили части «добровольческой», Донской и Кавказской армий. Она насчитывала 29 тыс. штыков и около 25 тыс. сабель. Другая группа, общей численностью около 5 тыс. штыков, отступала в Крым. Третья группа находилась на правом берегу Днепра и отходила на Одессу.
Против первой группы действовали войска Юго-Восточного фронта, переименованного в Кавказский фронт. Ликвидация двух других групп была возложена на Южный фронт, переиме нованный в Юго-Западный.
Советским войскам, особенно частям Кавказского фронта, предстояли тяжелые бои в крайне неблагоприятных условиях. Их силы были истощены. От основных баз, расположенных в центральных районах Советской страны, войска Кавказского фронта оторвались на 400 километров. Железные дороги были разрушены.
Река Дон покрылась льдом только 15 января 1920 г. По льду могли переходить лишь бойцы с личным оружием. Артиллерию переправлять было опасно. В более благоприятном положении находились вражеские войска. Они отошли за Дон и на Кубань, где в то время еще сохранялись контрреволюционно настроенная верхушка казачества и другие антисоветские элементы. Перегруппировав и пополнив свои части, белогвардейцы стали переходить в атаки. 21 февраля врагу удалось даже захватить Ростов-на-Дону. Однако удержаться там он не смог.
В феврале 1920 г. командующим Кавказского фронта вместо В. И. Шорина был назначен М. Н. Тухачевский, проявивший полководческий талант в боях против Колчака. 14 февраля началось общее наступление фронта.
В течение второй половины февраля шли ожесточенные бои, которые привели к перелому в пользу советских войск. 4 марта 1920 г. уполномоченный Советского правительства на Кавказе Г. К. Орджоникидзе сообщил В. И. Ленину о том, что упорство противника сломлено на всем фронте *. 15 марта советские войска освободили Пятигорск, 17 марта — Екатерино-дар, а 27 марта они вступили в Новороссийск. В течение апреля Красная Армия освободила Туапсе и Сочи. Остатки деникинцев были прижаты к границе меньшевистской Грузии. Войска противника, отступившие на юг Украины, были ликвидированы еще в начале 1920 г. 8 февраля 14-я армия освободила Одессу. Некогда грозная армия Деникина перестала существовать. | |
Просмотров: 822 | |