Усиление борьбы трудящихся Украины и юга России в тылу Деникина Деникинщина явилась серьезным испытанием для трудящихся. На территории, захваченной врагом, была восстановлена власть помещиков и капиталистов. Помещики отняли у крестьян землю, полученную ими от Советской власти. Утвердился режим террора и насилий.
Мрачную славу снискала себе деникинская контрразведка, державшая население под постоянным страхом виселиц, расстрелов и страшных пыток.
На крестьян были наложены различные повинности в пользу помещиков и деникинской армии. Массовые реквизиции скота, лошадей, хлеба, фуража стали обычным явлением.
Опираясь на вооруженную силу, помещики не только возвращали себе землю и захватывали созревший урожай, но и стремились возместить за счет крестьян все потери, понесенные в результате революции.
Хозяйство юга было отдано на разграбление иностранным и российским капиталистам, следовавшим в обозе деникинской армии. Царила безудержная спекуляция. Фабрики, заводы, железные дороги за бесценок продавались иностранным капиталистам. При ставке Деникина были французские, английские, американские, итальянские миссии и представительства, изучавшие «экономические возможности» юга. Здесь побывало множество экономических миссий и финансовых тузов Европы и США. Предприятия бездействовали из-за отсутствия топлива, трудовое население голодало, а в это время хлеб, уголь, сырье отправлялись в Англию, Францию, США.
В занятых районах белогвардейцы установили жестокий режим национального угнетения. Ярый шовинист Деникин придерживался принципа «Разделяй и властвуй!» Опираясь на верхушку терского казачества и горских феодалов, белогвардейцы вели кровавую войну против горских народов Северного Кавказа. На Украине преследовался украинский язык, уничтожались памятники национальной культуры. «Преследовать украиноманию буду неукоснительно» предупреждал Деникин.
Своей антинародной политикой белогвардейцы вызвали лютую ненависть рабочих и крестьян, которые поднялись на решительную борьбу против буржуазно-помещичьей диктатуры, за власть Советов.
Борьбу трудящихся в тылу врага возглавили подпольные коммунистические организации. Руководящим центром подпольных организаций на Украине и в Крыму было Зафронтовое бюро ЦК КП (б) Украины, организованное в июле 1919 г. Возглавлял Зафронтовое бюро С. В. Косиор. Бюро провело большую работу по укреплению большевистского подполья на Украине и в Крыму.
Коммунистические организации наладили издание подпольных газет и листовок. Так, в Киеве выходила газета «Коммунист», в Одессе — «Одесский коммунист», в Екатеринославе — «Молот», а впоследствии «Звезда», в Кременчуге — «Дело революции».
Много жертв понесли подполыцики-коммунисты в борьбе с деникинщиной. Малейшая оплошность грозила провалом и гибелью. В Харькове белогвардейцам с помощью провокаторов удалось ликвидировать три состава губкома. Погибло много коммунистов. Большим ударом для одесского подполья была гибель в застенках деникинской контрразведки руководящих работников Областного военно-революционного повстанческого штаба Н. Лазарева и А. Хворостина.
Несмотря на все трудности п большие потери, подпольные партийные организации успешно решали задачи по усилению борьбы широких масс с врагом. Повсеместно создавались партизанские отряды. Так, в июле — августе 1919 г. в Донбассе, на Екатеринославщине, Полтавщине и Харьковщине Зафронтовым бюро было организовано 12 партизанских штабов.
Партизанское движение направляли подпольные партийные комитеты и уполномоченные Зафронтовым бюро. Командующим партизанскими частями на Левобережной Украине был назначен работник политотдела 14-й армии коммунист Г. А. Колос. Осенью 1919 г. партизанское движение распространилось по всей Украине. 15 сентября командование партизанских войск отдало приказ всем частям и отрядам: не ожидая общего наступления, начать военные действия. В сентябре партизаны вели бои с белыми в районе Знаменки, Павлограда, Лозовой, Каховки, Константинограда, Кобеляк. На Украине существовали целые районы, где власть белогвардейцев была свергнута, а хозяевами положения стали партизаны.
Партизанское движение, охватившее почти всю Украину, не было однородным по политической ориентации и целям. Главной, решающей силой были советские партизаны. Но наряду с ними действовали петлюровцы, левые эсеры, махновцы и бо-ротьбисты (украинские левые эсеры).
Петлюровцы, как и левые эсеры, не представляли собой серьезной силы. Их отряды, находившиеся на Екатеринославщине, занимались, главным образом, грабежами и пьянством. Это вызывало возмущение крестьян. С петлюровцами советские партизаны не только не вступали в контакт, а, наоборот, вели беспощадную борьбу. Окрестное крестьянство помогало советским партизанам ликвидировать эти разбойничьи шайки.
Из мелкобуржуазных повстанческих отрядов, действовавших в тылу Деникина, наиболее крупными и активными были махновские отряды. Вооруженная борьба против Деникина не изменила кулацкой природы махновщины. В отрядах Махно насчитывалось около 35 тыс. повстанцев. Под контролем махновцев находилась значительная территория Екатеринославщины и Херсонщины. Своими действиями Махно приковывал к себе крупные силы белогвардейцев и этим объективно помогал Красной Армии.
Подпольщики-коммунисты развернули активную пропагандистскую деятельность в махновских отрядах. Подпольщиками руководил коммунист Полонский, командир махновской «железной дивизии». Успех большевистской агитации и рост популярности Полонского вызвали тревогу у Махно. Его контрразведка обманным путем захватила Полонского и группу коммунистов. Они были расстреляны. Однако борьба за крестьянские массы в махновских отрядах продолжалась.
По-иному развивались отношения большевиков и боротьби-стов, которые стали называть себя боротьбистами-коммуниста-ми. Во время деникинщины боротьбисты ушли в подполье и создали свой Всеукраинский ревком, в который входили В. Бла-китный, А. Любченко, И. Михайличенко и др. В октябре 1919 г. боротьбистский ревком был разгромлен деникинцами, а два его члена — И. Михайличенко и В. Чумак — расстреляны.
Зафронтовое бюро ЦК КП (б) Украины стремилось к тому, чтобы объединить все силы, выступавшие против белогвардей-щины. Поэтому оно разрешило подпольным большевистским комитетам и ревкомам боевое сотрудничество с боротьбистами и русскими левыми эсерами (борьбистами), вплоть до включения представителей этих партий в состав ревкомов. В результате большевистские подпольные организации добились того, чтобы повстанческо-партизанские отряды боротьбистов и левых эсеров-борьбистов подчинялись командованию советских повстанческо-партизанских сил, действовали по его планам и указаниям. Правда, некоторые партизанские командиры-боротьбисты (Ма-тяш, Лисовык и др.) пытались проводить свою «особую» линию, но они были отстранены от командования.
Коммунистическая партия Украины расширила и упрочила свои связи с крестьянскими массами, усилила влияние на них. Большевистские партийные организации самоотверженно работали над сплочением революционных сил Украины. КП (б) Украины своей деятельностью помогла украинскому крестьянству преодолеть колебания и добилась укрепления союза украинского крестьянства с рабочим классом — решающего условия победы диктатуры пролетариата в гражданской войне.
Подпольные организации коммунистов на Дону возглавляло Донское бюро РКП (б), находившееся за линией фронта на советской территории. Большую революционную работу вел Ростово-Нахичеванский подпольный комитет. Он фактически руководил партийными организациями значительной части Донской области, оказывал помощь коммунистам Кубани и партизанским отрядам, действовавшим под Новороссийском.
В Дагестане в феврале 1919 г. на подпольной конференции коммунистов был избран Дагестанский областной комитет, развернувший активную деятельность по созданию боевых отрядов. Однако в мае белогвардейцам удалось арестовать многих членов комитета, в том числе его руководителя У. Буйнакского. С достоинством встретили герои-коммунисты смертный приго вор, вынесенный деникинскими судьями. «Вы расстреляете меня и еще тысячу подобных мне,— сказал У. Буйнакский в своем последнем слове,— но ту идею, которая живет уже в нашем народе, ее вы не сумеете расстрелять. Я смело иду навстречу палачам и твердо уверен, что возмездие близко и лучи освобождения проникнут в веками порабощенные ущелья гор Дагестана. Я не прошу снисхождения ко мне, освобожденный народ сам отомстит за всех погибших в этой, пока неравной борьбе. Я твердо убежден в победе Советской власти и Коммунистической партии и готов умереть за их торжество» Партийным подпольем и партизанским движением на Северном Кавказе руководили Кавказский краевой комитет РКП (б), находившийся в Тифлисе, и Реввоенсовет 11-й армии, защищавшей от белогвардейцев Астрахань. Член Реввоенсовета 11-й армии С. М. Киров в сентябре 1919 г. писал в ЦК РКП (б): «По вашему требованию нами направлены люди в Баку, Дагестан, иа Северный Кавказ и в Закавказье, в Гурьев и Мугань, в Армавир и на восточное побережье Черного моря. Результаты их работы уже видны. Вся территория, куда выехали наши люди, пылает заревом партизанского движения» *.
Отряды партизан непрерывно росли. В их ряды вступали крестьяне и казаки, насильно мобилизованные Деникиным, рабочие Екатеринодара, Новороссийска и других городов. Среди повстанцев было много так называемых «французов». Летом «союзники» прислали Деникину 10 пароходов с русскими солдатами, отправленными во Францию в начале первой мировой войны. Многие из них вскоре по прибытии в Новороссийск перешли к партизанам.
С каждым днем усиливалось партизанское движение на Ставрополыцине, в Дагестане, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, Кабарде и Балкарии. На весь Северный Кавказ гремела слава партизанских отрядов под руководством члена Кавказского краевого комитета РКП (б) Н. Ф. Гикало и коммуниста-чеченца А. Шерипова. Эти отряды, состоявшие из трудящихся горцев Северного Кавказа, нанесли ряд поражений войскам белогвардейцев и подошли к Грозному. В одном из боев Шерипов героически погиб.
Руководство повстанческим движением горских народов Северного Кавказа пытались захватить феодально-клерикальные верхи. Учитывая их влияние на горцев, находившихся во власти религиозных предрассудков, коммунисты вступали с ними во временные соглашения. По признанию Деникина, восстание горцев Северного Кавказа осенью 1919 г. отвлекло на себя до 15 тыс. белогвардейцев и сорвало наступление их войск на Астрахань.
Осенью 1919 г. юг России и Украина были охвачены массовым забастовочным движением. В октябре бастовали рабочие в Ростове-на-Дону. По неполным данным, в забастовке участвовало более 30 тыс. железнодорожников, рабочих и служащих фабрик и заводов, Донского речного пароходства. Забастовка продолжалась более двух недель. Для ее подавления Деникин прибегнул к военной силе. В октябре произошли рабочие забастовки в Харькове, угольных шахтах Донбасса. Усиливалась борьба трудящихся против интервентов и их ставленников в Закавказье. Объявленные «независимыми», закавказские республики оказались в полном подчинении у империалистов Антанты. Рабочие и крестьяне Грузии, Армении и Азербайджана боролись за социальное и национальное освобождение. 2 мая 1919 г. общебакинская конференция коммунистов выдвинула лозунг «Независимый Советский Азербайджан». Пленум Кавказского крайкома выступил с декларацией к трудящимся Закавказья, в которой говорилось, что Коммунистическая партия будет добиваться превращения Азербайджана, Гру-зии и Армении в советские республики, входящие в общекавказскую федерацию, а также в общероссийскую федерацию. Эта национальная программа коммунистов способствовала изоляции националистических партий, спекулировавших на «независимости», мобилизовывала трудящихся на борьбу за советскую национальную государственность.
После захвата Дагестана армией Деникина над Закавказьем нависла угроза белогвардейской оккупации. Под руководством коммунистов в Закавказье развернулось антиденикинское движение, слившееся с борьбой трудящихся против националистических правительств и интервентов. В мае 1919 г. произошла всеобщая забастовка бакинского пролетариата. В июне 1919 г. тысячи рабочих Баку бросили работу и вышли на демонстрацию с лозунгами «Долой английское командование!», «Смерть Деникину!» В августе они снова провели забастовку протеста против деникинской опасности.
Оценивая обстановку, В. И. Ленин выражал уверенность в том, что Деникина ожидает участь Колчака. «Крестьяне восстают уже в тылу Деникина,— писал В. И. Ленин 19 октября 1919 г. На Кавказе ярким пламенем горит восстание против Деникина. Кубанские казаки ропщут и волнуются, недовольные деникинскими насилиями и грабежом в пользу помещиков и англичан... Рабочие и крестьяне все более сплоченно, все с большим сознанием, все более решительно становятся на сторону Советской власти» *. | |
Просмотров: 647 | |