Захват Украины армией Деникина Наступление Деникина активизировало силы националистической контрреволюции на Украине. На территории буржуазнонационалистической «Западно-украинской народной республики» (ЗУНР), возникшей в ноябре 1918 г. в результате распада Австро-Венгерской монархии, произошло объединение петлюровских банд с галицийской армией ЗУНР для наступления против Советской Украины. К середине июня 1919 г. польские войска с санкции Верховного совета Антанты оккупировали западные районы Украины. Отступавшие галицийские войска в середине августа переправились через реку Збруч и начали поход в глубь Украины. Националисты решили воспользоваться наступлением Деникина, чтобы захватить юго-западную часть Украины. Они также надеялись на возможность сговора с Деникиным.
В июле галицийские и петлюровские войска наступали в направлении на Киев. Одновременно на Левобережной Украине вели наступление деникинские войска.
В тылу Красной Армии активизировались кулацкие банды атаманов Зеленого, Соколовского, Тютюнника, Ангела, которые терроризировали население, совершали массовые убийства советских людей, дезорганизовывали работу тыла.
Под руководством коммунистов на отпор врагу поднимались рабочие и крестьяне Украины. Вместе со своими отцами и старшими братьями на защиту Советской власти встала молодежь. В эти дни суровых испытаний тысячи юношей и девушек связали свою жизнь с Коммунистической партией.
26 июня в Киеве открылся I Всеукраинский съезд комсомола, который постановил создать Коммунистический Союз Рабочей Молодежи Украины (КСРМУ) — составную часть РКСМ.
Исключительное мужество и героизм проявили бойцы и командиры Южной группы войск 12-й армии (45-я, 47-я и 58-я дивизии). Командиром этой группы был И. Э. Якир, членами Реввоенсовета — Я. Б. Гамарник, В. П. Затонский и Л. И. Кар-твелишвили.
Однако советские войска в результате быстрого продвижения армий Деникина и петлюровцев оказались отрезанными в районе Одессы — Помошной — Знаменки. Ведя непрерывные ожесточенные бои с деникинцами и петлюровцами, отражая одновременно нападения кулацких банд, войска Южной группы совершили 400-километровый поход по занятой врагом территории в направлении на Житомир.
Между тем деникинские войска, захватив Полтаву и Сумы, наступали на Киев и Курск. Петлюровским войскам удалось захватить Могилев-Подольский, Винницу, Умань, Новоград-Волынский. Польские части захватили Сарны и Слуцк. Петлюра за помощь оружием и военными материалами обещал передать Польше Западную Украину.
30 августа петлюровские войска вступили в Киев. На следующий день в город вошли деникинские войска. Но Деникин, поборник «единой неделимой» монархической России, вовсе не собирался делить власть на Украине с украинскими националистами. «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти» — по этому принципу Деникин поступил с петлюровцами, помощь которых он использовал для захвата Украины. Петлюровским войскам было предложено оставить Киев, что они и выполнили.
С потерей Украины положение Советской республики стало еще более тяжелым. Армия Деникина приближалась к центральным районам страны. 20 сентября враг захватил Курск и стал быстро продвигаться к Орлу. Новые успехи Деникина вызвали волну антисоветских заговоров и диверсий врагов революции в тылу Красной Армии.
В середине сентября 1919 г. органы ВЧК раскрыли в Москве антисоветский заговор белогвардейской организации «Национальный центр». Заговорщики, поддерживая связь с агентами Антанты и ставкой Деникина, подготавливали вооруженное выступление в Москве. Цель мятежа — помочь наступлению армии Деникина на столицу. Кроме «Национального центра», в Москве действовали и другие контрреволюционные подпольные организации. 25 сентября враги совершили в Москве террористический акт. Во время собрания партийного актива, проходившего в помещении Московского комитета РКП (б) в Леонтьевском переулке, в зал была брошена бомба. В результате взрыва погибло 12 и ранено 55 человек. В числе погибших был секретарь Московского комитета партии В. М. Загорский, получили ранения Ем. Ярославский, М. С. Ольминский, член Реввоенсовета Тамбовского укрепленного района А. К. Сафонов и др. Взрыв организовала группа так называемых анархистов подполья, состоявшая из анархистов, левых эсеров и эсеров-максималистов.
Нужны были чрезвычайные меры, чтобы спасти Социалистическую отчизну. 21 сентября 1919 г. состоялся пленум ЦК партии. Главным пунктом повестки дня пленума были вопросы обороны страны. Еще накануне заседания пленума, 20 сентября, Реввоенсовет республики по требованию ЦК РКП (б) предложил главкому С. С. Каменеву разработать мероприятия для отражения ударов врага на центральном участке Южного фронта.
21 сентября С. С. Каменев доложил на заседании Реввоенсовета республики разработанные главным командованием предложения. Они предусматривали нанесение удара войсками 9-й армии в западном направлении с целью оказания помощи 8-й армии, оборонявшей район Воронежа. Сюда намечалось перебросить из района Новохоперска конный корпус Буденного.
Для отражения натиска врага на орловском участке фронта в районе Дмитриев — Навля предлагалось создать ударную группу войск. В ее состав должны были войти Латышская стрелковая дивизия, отдельная стрелковая бригада Н. А. Павлова и бригада червоного казачества под командованием В. М. Примакова. Общая численность группы доходила до 10 тыс. человек. Участок к югу от Москвы превращался в укрепленный район.
Докладывая пленуму о предложениях главкома, Троцкий выступил против переброски Латышской стрелковой дивизии на Южный фронт, мотивируя это тем, что уход дивизии ослабит Западный фронт. Пленум ЦК РКП (б) не согласился с возражениями Троцкого и утвердил намеченные главкомом мероприятия, в том числе и переброску Латышской стрелковой дивизии. Пленум поручил Реввоенсовету республики запросить у главкома его соображения о плане дальнейшей борьбы против армий Деникина в связи с теми изменениями, которые произошли в обстановке.
26 сентября 1919 г. состоялось новое заседание пленума ЦК. Члены пленума ознакомились с письменным докладом главкома С. С. Каменева. Чтобы остановить наступление белогвардейцев на Орел, Тулу, Москву, главком предлагал один из двух возможных планов: 1) продолжать выполнять действовавший план борьбы на Южном фронте, т. е. развивать наступление 9-й и 10-й армий на Дон и Кубань, одновременно сдерживая наступление противника в Курско-Воронежском районе теми силами и средствами, какие удастся там сосредоточить, но не за счет ударной группы Шорина; 2) отказаться от проводимого плана и сосредоточить на центральном участке фронта крупные силы за счет ударной группы Шорина. Сам главком высказывался за сохранение действующего плана Пленум ЦК РКП (б) принял к сведению доклад главкома. В этот момент ЦК партии не считал целесообразным изменять план борьбы против Деникина. Пленум решил направить на Южный фронт с Северного фронта и Петроградского участка Западного фронта максимально возможное количество воинских частей, ответственных работников-коммунистов и лучших командиров.
Пленум постановил образовать Совет Московского укрепленного района и высказался за смену командования фронтом.
По указанию ЦК партии Реввоенсовет республики 27 сентября 1919 г. вынес постановление о разделении Южного фронта на два самостоятельных фронта — Южный и Юго-Восточный. В состав Южного фронта вошли 8-я, 13-я и 14-я армии, Юго-Восточного — 9-я и 10-я армии. 17 октября 1919 г. в состав Южного фронта была включена 12-я армия, а в Юго-Восточный фронт 12 октября вошли 11-я армия и Волжско-Каспийская военная флотилия.
Командующим войсками Южного фронта был назначен А. И. Егоров, а членом Реввоенсовета И. В. Сталин, командующим Юго-Восточного — В. И. Шорин.
По неполным данным, Политуправление Реввоенсовета республики только в октябре направило на фронт 5427 политработников, из них в армии, сражавшиеся против Деникина,— 3024 человека. На Южный фронт были посланы партийные работники — С. А. Анучин, Р. С. Землячка, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. Н. Подбельский, В. П. Потемкин, а также испытайные красные командиры, среди которых, были Я. Ф. Фабрициус и П. А. Солодухин. Всего в течение сентября — ноября 1919 г. ЦК партии мобилизовал на Южный фронт и для обороны Петрограда 20—25 тыс. коммунистов. Осенью 1919 г. было также мобилизовано на фронт около 10 тыс. комсомольцев.
Стойкость партии, выдержка и спокойствие, которые она сохраняла в те грозные и суровые дни, непоколебимая вера в победу над врагом еще выше подняли авторитет коммунистов в глазах трудящихся масс. Беспрерывные мобилизации на фронт потребовали пополнения рядов партии лучшими представителями рабочих и трудящихся крестьян.
26 сентября 1919 г. ЦК РКП (б) принял постановление о проведения «партийной недели». Во время «партийной недели» в 21 губернии и 9 губернских городах Советской страны, не считая фронтов Украины, Туркестана и Сибири, вступило в ряды партии около 160 тыс. человек, из которых 52,5% составляли рабочие Подводя итоги «партийной недели», В. И. Ленин писал: «...именно в глубинах пролетариата, именно среди настоящих представителей трудящейся массы заключается самый надежный источник силы и крепости Советской власти». К началу октября 1919 г. в армиях, сражавшихся против войск Деникина, было сосредоточено около 40%. всех коммунистов и более 55% политработников действующей Красной Армии. Рабочая прослойка в войсках Южного фронта осенью 1919 г. составляла 15—17%, а коммунистов было 13%. Рост пролетарской, партийной прослойки в армиях намного повысил их боеспособность.
На Южный и Юго-Восточный фронты осенью 1919 г. беспрерывным потоком шли эшелоны с пополнениями. Только с конца сентября до середины октября Южный фронт получил пополнение численностью около 50 тыс. человек.
ЦК партии и Советское правительство приняли меры но усилению военного производства. Организаторская работа партии, героический труд рабочего класса обеспечили в исключительно трудных условиях войны непрерывный рост военной продукции для фронта. Выпуск винтовок в августе 1919 г. составил 35,9 тыс. штук, в сентябре — 46,9 тыс. и в октябре — 51,2 тыс. Производство патронов увеличилось с 32,5 млн. штук в августе до 34,6 млн. штук в октябре. Это позволило значительно усилить снабжение Южного фронта вооружением и боеприпасами. | |
Просмотров: 1010 | |