Разгром Врангеля
После провала похода буржуазно-помещичьей Польши Антанта главную ставку в борьбе против Советской России сделала на Врангеля. 6 сентября Версальский военный комитет, возглавляемый Фошем, представил Верховному совету Антанты записку о плане продолжения войны против Советской России, в которой с циничной откровенностью раскрывались политические цели империалистов. Они стремились создать так называемую врангелевскую Россию, в которую включались лишь центральные районы. На остальной территории страны Антанта намечала создать ряд «самостоятельных» буржуазных государств: Украину, Белоруссию, автономные казачьи области и т. п. Расчленение России и превращение ее в колонию международного империализма — вот что несли на своих штыках народам Советской республики Антанта и ее ставленник — барон Врангель.
Осенью 1920 г. борьба с Врангелем стала главной и основной задачей Красной Армии и всего советского народа. ЦК РКП (б), ВЦСПС и РКСМ объявили мобилизации, давшие фронту несколько тысяч коммунистов, свыше 9 тыс. членов профсоюзов и 5 тыс. комсомольцев.
Цартия и правительство во главе с В. И. Лениным приняли меры по усилению снабжения фронта. Наступила осень, а с нею холод и слякоть. Красная Армия нуждалась в теплой одежде, обуви. 3 сентября 1920 г. Совет труда и обороны под председательством В. И. Ленина постановил срочно пополнить запасы обмундирования для Красной Армии. III Всероссийский съезд рабочих кожевенного производства, на котором 2 октября 1920 г. выступил В. И. Ленин, принял решение увеличить рабочий день на своих предприятиях до 10 часов. По почину рабочих Москвы в первых числах октября началась кампания по сбору теплых вещей для армии.
Горячо откликнулись на призыв Коммунистической партии о помощи фронту трудящиеся крестьяне. С начала августа по 1 октября было заготовлено 6,5 млн. пудов хлеба, что значительно превышало заготовку хлеба за тот же период 1919 г. 2 октября В. И. Ленин обратился к незаможным селянам Украины с призывом напрячь все свои силы и оказать всестороннюю помощь Красной Армии. Трудовое крестьянство Украины послало много добровольцев на врангелевский фронт, снабжало войска продовольствием, боролось с антисоветскими бандами, действовавшими в тылу Красной Армии.
Для усиления крымского участка фронта было направлено несколько дивизий с Кавказского фронта и из Сибири. Из Харькова прибыла Интернациональная кавалерийская бригада. 21 сентября 1920 г. Реввоенсовет республики на основе указаний ЦК РКП (б) издал приказ о создании Южного фронта. В его состав вошли 6-я армия (командующий К. А. Авксентьев-ский, а позже А. И. Корк), 13-я армия (командующий И. П. Уборевич), 2-я Конная армия (командующий Ф. К. Миронов) . На Южный фронт было решено направить 1-ю Конную армию. Командующим войсками Южного фронта был назначен М. В. Фрунзе, а членами Реввоенсовета фронта — С. И. Гусев и венгерский коммунист Бела Кун. ЦК партии дал директиву Реввоенсовету республики до наступления зимы освободить Крым.
20 сентября перед выездом на Южный фронт Фрунзе был принят В. И. Лениным. Во время беседы В. И. Ленин поставил перед Южным фронтом исключительно трудную задачу: ускорить наступление на Врангеля, чтобы до зимы очистить Украину и Крым от белогвардейцев.
В ходе подготовки и проведения операции по разгрому Врангеля Фрунзе постоянно докладывал В. И. Ленину о положении на фронтах и своих планах. 26 сентября Фрунзе прибыл в Харьков, где находился штаб фронта, а 27 сентября войска Южного фронта уже получили приказ своего командующего. «Товарищи!— говорилось в приказе.— Вся рабоче-крестьянская Россия, затаив дыхание, следит сейчас за ходом нашей борьбы здесь, на врангелевском фронте. Наша измученная, исстрадавшаяся и изголодавшаяся, но по-прежнему крепкая духом сермяжная Русь жаждет мира, чтобы скорее взяться за лечение нанесенных войной ран». Командующий фронтом требовал от подчиненных ему войск нанести мощный удар по врагу. «Этот удар должен быть стремительным и молниеносным. Он должен избавить страну от тягот зимней кампании... Врангель должен быть разгромлен, и это сделают армии Южного фронта» ’. 28 сентября Фрунзе телеграфировал В. И. Ленину о положении дел на фронте. В телеграмме он подчеркивал, что переход в общее наступление зависит от подхода 1-й Конной армии.
Подготовка наступления проходила в трудных условиях: не хватало продовольствия, вооружения и боеприпасов. Утомленные и ослабленные от непрерывных боев, части нуждались в свежих пополнениях. Противник, имея хорошо вооруженную пехоту и крупные кавалерийские силы, постоянно атаковал советские войска. Потерпев поражение на Кубани, Врангель в середине сентября 1920 г. начал наступление на Донбасс. Прорвав фронт 13-й армии, белогвардейцы 19 сентября заняли Александ-ровск, а вскоре и станцию Синельниково. 28 сентября они захватили Мариуполь. Советские войска геройски сражались, много раз переходили в контратаки. На помощь 13-й армии Фрунзе двинул резервы. Особенно ожесточенное сражение развернулось в районе Волноваха, Мариуполь. Бессмертной славой покрыли себя в этих боях воины 9-й стрелковой дивизии под командованием Н. В. Куйбышева. Враг был остановлен. Сообщая об этом В. И. Ленину, Фрунзе 3 октября отмечал, что противник, по-видимому, попытается переправиться через Днепр где-нибудь в районе Александровска. Вместе с тем он выразил тревогу в связи с запаздыванием 1-й Конной армии *. В. И. Ленин незамедлительно послал телеграмму Буденному и Ворошилову с требованием ускорить передвижение конницы1 2.
Предвидение Фрунзе о дальнейших действиях противника полностью подтвердилось. 3 октября Врангель отдал приказ своим войскам о вторжении на Правобережную Украину, чтобы создать единый фронт с армией Пилсудского и петлюровцами. Врангель поставил задачу разбить 2-ю Конную армию и действовавшие с ней пехотные части 13-й армии, а в дальнейшем — 6-ю армию, основные силы которой находились в районе Каховки, Берислава.
Сосредоточив крупные силы, враг 6 октября перешел в наступление и начал переправу на правый берег Днепра против Александровска. Основной удар врага приняла на себя группа советских войск в составе двух дивизий под командованием И. Ф. Федько. С тяжелыми боями под натиском превосходящих сил противника советские войска стали отходить. К 9 октября белогвардейцы захватили на правом берегу Днепра плацдарм глубиной до 25 километров. Но вскоре положение изменилось. 2-я Конная армия совместно с войсками 6-й и 13-й армий перешла в решительное контрнаступление. В результате упорных боев, продолжавшихся до 15 октября, эти войска, пополненные вновь сформированными эскадронами, в составе которых было много коммунистов, разбили три кавалерийские и две пехотные дивизии врага и отбросили его к переправе через Днепр в районе деревни Бабино и к Никополю. Беспорядочный отход противника превратился в паническое бегство. Полным провалом закончилось наступление белогвардейцев и в районе Каховки. Вместе с пехотой здесь действовало 12 танков и 16 бронемашин врангелевцев при поддержке тяжелой артиллерии и самолетов. 51-я стрелковая дивизия под командованием В. К. Блюхера, измотав противника, вместе с другими частями перешла в наступление. В ходе боев советские войска нанесли врагу тяжелые потери, захватили много пленных, семь танков, из которых один был исправный.
15 октября Фрунзе послал телеграмму В. И. Ленину, в которой доложил о провале плана Врангеля прорваться на Право-бережную Украину. «Эта неудача,— отмечал он,— несомненно, является началом крушения Врангеля. Не позднее чем через неделю начнется наше общее наступление, и сомнения в его победоносном исходе у меня нет» '.
Поражение войск Врангеля на правом берегу Днепра и на Каховском плацдарме означало провал планов американских и англо-французских империалистов создать единый фронт Врангеля и буржуазно-помещичьей Польши. Польские правящие круги были вынуждены окончательно отказаться от намерения возобновить борьбу против Советской России.
По требованию В. И. Ленина главком представил 12 октября 1920 г. доклад о мерах, которые необходимо было провести для разгрома Врангеля. Эти соображения с поправками Владимира Ильича одобрило Политбюро ЦК РКП (б). 16 октября В. И. Ленин послал телеграмму Фрунзе, в которой указывал: «Получив Гусева и Вашу восторженные телеграммы, боюсь чрезмерного оптимизма. Помните, что надо во что бы то пи стало на плечах противника войти в Крым. Готовьтесь обстоятельнее, проверьте — изучены ли все переходы вброд для взятия Крыма» '.
24 октября В. И. Ленин вновь направил телеграмму Реввоенсовету 1-й Конной армии: «Врангель явно оттягивает свои части. Возможно, что он уже сейчас пытается укрыться в Крыму. Упустить его было бы величайшим преступлением. Успех предстоящего удара в значительной степени зависит от 1 Конной. Предлагаем РВС 1 Конной применить самые героические моры для ускорения сосредоточения 1 Конной» 1 2.
С приходом 26 октября 1920 г. 1-й Конной армии иа Южном фронте было закончено сосредоточение основных сил для нанесения решающего удара по врангелевской армии и освобождения Крыма. На Южном фронте находились 1-я, 2-я Конные, 4-я, 6-я и 13-я общевойсковые армии. Общая численность советских войск превышала 133 тыс. человек. В боевом составе белогвардейских войск насчитывалось не менее 40 тыс. человек. Таким образом, боевые силы войск Южного фронта превосходили врага более чем в 3 раза. Но некоторые части и соединения и тяжелая артиллерия к началу наступления не успели подойти к району боевых действий.
Фрунзе поставил перед войсками Южного фронта задачу разгромить войска Врангеля в Северной Таврии одновременным ударом с правобережья и центрального участка фронта. 26 октября Реввоенсовет Южного фронта подписал директиву об общем наступлении. В приказе командующий фронтом подчеркивал, что враг отказался от наступательных действий и готов уйти в Крым, чтобы отсидеться за укреплениями. «Наша задача — предупредить этот отход. Дружным, стремительным ударом всех армий фронта надо разгромить его живые силы и на плечах бегущих белогвардейцев ворваться в Крым... Зимней кампании не допустить ни в коем случае» 3.
Наступление войск Южного фронта началось 28 октября. В ходе ожесточенных боев оборона врангелевцев была прорвана. К исходу 30 октября на всех участках вражеские войска были сбиты с занимаемых ими позиций. Войска 1-й Копной армии, выйдя противнику в тыл, отрезали ему пути отхода в Крым. Войска 13-й армии выбили белогвардейцев из мелитопольских укрепленных позиций и освободили Мелитополь. Оказавшись в окружении, врангелевские войска стали готовиться к прорыву фронта, чтобы отойти в Крым. Сосредоточив основные силы на узких участках, враг прорвал фронт советских войск и двумя группами стал отходить в Крым через Чонгарский полуостров и Арабатскую стрелку. 30-я стрелковая дивизия под командованием И. К. Грязнова совместно с конницей 2 ноября атаковала белогвардейские части, прикрывавшие отход главных сил Врангеля, и ворвалась на Чонгарский перешеек. Однако дальше продвинуться она не смогла. 51-я дивизия 29 октября заняла Перекоп, но ее попытки выбить противника с Перекопского перешейка не увенчались успехом. Стало ясно, что прорваться в Крым не удастся. Нужно было основательно готовиться для прорыва мощных оборонительных позиций врага, прикрывавших Крым. 5 ноября Реввоенсовет Южного фронта в директиве войскам фронта подвел итоги этих боев и определил дальнейшие задачи советских войск.
Освобождение Северной Таврии было выдающейся победой Красной Армии. Белогвардейские войска понесли огромные потери. Части Южного фронта захватили до 20 тыс. пленных, более 100 орудий, большое число пулеметов, около 100 паровозов и 2 тыс. вагонов, обозы с боеприпасами и продовольствием.
Войскам фронта была поставлена задача: через крымские перешейки ворваться в Крым и энергичным наступлением на юг овладеть всем полуостровом. Нанесение главного удара возлагалось на 6-ю армию, которая должна была переправиться через Сиваш и ударить в тыл белогвардейцам, и одновременно предполагалось наступление с фронта на Турецкий вал. В подчинение командования 6-й армии были переданы 2-я Конная армия и отряды Махно, насчитывавшие до 6 тыс. человек.
В связи с победами Красной Армии на фронтах и укреплением Советской власти на Украине среди махновцев началось разложение. Многие повстанцы-махновцы стали выступать за совместные действия с Красной Армией. Махно решил временно прекратить борьбу против Советской власти и предложил ей свои услуги в разгроме Врангеля. Советское правительство хорошо знало повадки Махно и истинные мотивы, заставившие его сделать такой шаг. Тем не менее оно приняло его предложение, обезопасив тем самым тыл войск Южного фронта в период решающего сражения против Врангеля.
2-я Конная армия предназначалась для развития наступления в Крыму. Ей ставилась задача совместно с войсками 6-й армии наступать на Севастополь. 4-я армия должна была наступать на чонгарском направлении, чтобы на плечах противника ворваться в Крым и захватить плацдарм на южном берегу Сиваша. Первоначально предполагалось, что наступление 4-й армии будет поддержано с моря Азовской военной флотилией. Но раняяя зима сковала льдом Таганрогский залив и не позволила кораблям выйти в открытое море. 1-я Конная армия полупила задачу готовиться к переправе через Сиваш у Чонгарского полуострова вслед за 4-й армией.
Весь этот район Крыма был превращен противником в одну общую укрепленную полосу. Врангель, инспектировавший 30 октября укрепления в районе Перекопа, заявил: «Много сделано, многое предстоит еще сделать, но Крым и ныне уже для врага неприступен». Однако во врангелевской «перекопской твердыне» было уязвимое место — Литовский полуостров. Подступы к этому полуострову прикрывались водами Сиваша.
Задача форсирования Сиваша была облегчена тем, что в то время западные ветры согнали его воду на восток. Поэтому в ряде мест образовались броды, которые позволяли перейти пехоте, коннице и даже артиллерии.
Форсирование Сиваша, неожиданное для противника, началось 7 ноября 1920 г. под покровом наступившей темноты. С передовыми частями советских войск через Сиваш шли проводники из местных жителей. Одним из них был крестьянин из села Строгановки И. И. Оленчук г. Переправа через Сиваш проходила в исключительно тяжелых условиях. Бойды шли в темную осеннюю ночь по дну Сиваша, где грязь засасывала не только людей, но и лошадей, под ураганным огнем врага. Поэт Н. Тихонов писал об этом подвиге:
Живыми мостами мостили Сиваш.
И мертвые, прежде чем упасть,
Делали шаг вперед.
К утру 8 ноября войска 15-й и 52-й стрелковых дивизий в ходе ожесточенных боев заняли почти весь Литовский полуостров и вскоре вышли на Перекопский перешеек. Враг вводил в бой все новые части, стремясь не дать закрепиться советским войскам.
В это время 51-я стрелковая дивизия начала артиллерийскую подготовку штурма сильно укрепленного Турецкого вала. Полки дивизии под командованием Блюхера начали штурм; однако атаки не увенчались успехом. Остановлено было и наступление советских войск по Арабатской стрелке.
Создалось исключительно тяжелое положение, которое усугубилось тем, что вследствие изменения направления ветра уровень воды в Сиваше стал быстро подниматься. Над ударной группой 6-й армии, находившейся на Литовском полуострове, нависла угроза оказаться отрезанной от главных сил. Связь с этими войсками нарушилась. Чтобы ее восстановить, бойцы-связисты вынуждены были посменно стоять в ледяной воде по 4 часа и держать в руках телефонный провод. Для принятия срочных мер в штаб 15-й стрелковой дивизии прибыл Фрунзе. Оценив обстановку, он отдал приказ 51-й стрелковой дивизии немедленно вновь атаковать Турецкий вал, а 7-й кавалерийской дивизии и отрядам Махно немедленно переправляться через Сиваш для подкрепления частей 15-й и 52-й стрелковых дивизий, геройски сражавшихся на Литовском полуострове. 9 ноября части 51-й стрелковой дивизии начали новую атаку, вскоре они овладели Турецким валом и продолжали наступление. Вечером 10 ноября Фрунзе отправился в штаб 4-й армии. Он передал ее бойцам радостную весть о захвате 51-й стрелковой дивизией Турецкого вала. По приказу Фрунзе в ночь на 11 ноября 30-я дивизия начала штурм Чонгарских укреплений и вскоре овладела всеми тремя линиями вражеской обороны.
И ноября враг предпринял последнюю отчаянную попытку восстановить свои позиции на Литовском полуострове. Он собрал крупные силы в составе армейского и конного корпусов и других частей. Начались тяжелые бои. Советские войска, отражая следовавшие один за другим удары противника, при первой возможности сами переходили в атаку, бойцы проявили величайшую стойкость и мужество. «Победа или смерть!» — таков был их девиз. Наступление врага провалилось. Обескровленные и измотанные части белогвардейцев вынуждены были отступить. Советские войска одержали блестящую победу, но многие полки и дивизии понесли большие потери. Так, 15-я стрелковая дивизия с 8 по 11 ноября потеряла 70% своего состава. Примерно такие же потери понесли 30-я и 51-я стрелковые дивизии, обеспечившие прорыв вражеских укреплений,
11 ноября 1920 г. командование Южного фронта предложило Врангелю прекратить сопротивление и сложить оружие. Остаткам врангелевских войск, включая высший командный состав, гарантировалось полное прощение всех их преступлений. Всем, кто не желал остаться в Советской России, было обещано предоставление возможности выехать за границу1. Однако белогвардейцы не захотели воспользоваться этим гуманным предложением советского командования. Они решили продолжать бессмысленное кровопролитие.
Под натиском Красной Армии остатки вражеских войск стали отступать в глубь Крыма, откуда были эвакуированы на судах интервентов.
12 ноября Фрунзе направил телеграмму В. И. Ленину и ЦК
партии, в которой сообщал: «Свидетельствую о высочайшей
доблести, проявленной геройской пехотой при штурмах Сиваша и Перекопа. Части шли по узким проходам под убийственным огнем на проволоку противника. Наши потери чрезвычайно тяжелы... Армии фронта свой долг перед республикой выполнили. Последнее гнездо российской контрреволюции разорено, и Крым вновь станет советским» 1 2.
Анализируя причины поражений врангелевских армий, член Реввоенсовета фронта С. И. Гусев вскоре после их разгрома писал: «В чем Врангель ошибся? Чего он не учел? Не учел Врангель трех вещей: силы советского строя, силы Коммунистической партии и героизма красноармейца. Это как раз те три «вещи», учесть которые неспособны черносотенцы, белогвардейцы, империалисты, меньшевики и эсеры всех стран» 3.
Разгромив Врангеля, Советская республика добилась всемирно-исторической победы над интервентами и белогвардейцами, отстояла свою независимость и свободу. «Одна из самых блестящих страниц в истории Красной Армии,— говорил В. И. Ленин,— есть та полная, решительная и замечательно быстрая победа, которая одержана над Врангелем» 4.
Борьба Советского правительства за мир принесла свои плоды. Вопреки противодействию крупных империалистических держа® к концу 1920 г. Советская страна заключила мирные договоры со всеми своими западными соседями: Эстонией (2 февраля 1920 г.), Литвой (12 июля 1920 г.), Латвией (11 августа
1920 г.), Финляндией (14 октября 1920 г.), Польшей (18 марта
1921 г.) и тем самым прорвала дипломатическую блокаду, вышла из состояния изоляции.
Успешно велись переговоры о заключении дружественных договоров с Афганистаном, Персией, Турцией. Был заключен ряд соглашений и с ведущими империалистическими державами: Англией, Францией, Германией, Италией и др. Наряду с дипломатической была прорвана и экономическая блокада Советской страны. |