Победа народной революции в Хиве

Победа народной революции в Хиве

Освобождение Туркестана завершилось. Рухнули надежды врагов поднять народы Туркестана на борьбу против Советской власти, отторгнуть этот край от Советской республики и превратить его в колонию империалистических государств.

 

Победа Советской власти в Туркестане оказала огромное влияние на развитие революционного движения в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. Под воздействием Великого Октября и решительных побед советского народа над объединенными силами интервентов и контрреволюции в Хиве и Бухаре назревал революционный кризис.

 

 

До 1920 г. здесь сохранялся феодальный строй. Сильны были и патриархальные пережитки. Большое влияние на хивинских и бухарских трудящихся — дехкан и ремесленников — оказывало мусульманское духовенство. Тяжким бременем для трудового народа были бесчисленные налоги и подати. После победы Октябрьской революции Советское правительство предоставило самостоятельность находившимся под протекторатом России Хивинскому ханству и Бухарскому эмирату. Но, получив самостоятельность, бухарский эмир и хивинский хан использовали ее в антисоветских целях. Они поддерживали тесные сношения с туркестанскими и закаспийскими белогвардейцами, с ферганскими басмачами, а также с командующим английскими войсками в Иране генералом Маллессоном и английским консулом в Кашгаре полковником Эссертоном.

 

В общем плане борьбы против Советского государства далеко не последнюю роль Антанта отводила Хиве и Бухаре.

 

Еще в январе 1918 г. с помощью внутренних и внешних контрреволюционных сил в Хиве был совершен государственный переворот,— установилась феодальная диктатура Джунаид-хана — одного из туркменских феодально-племенных вождей, ставленника английской разведки.

 

В Хивинском ханстве в результате антинародной политики Джунаид-хана хозяйство пришло в упадок, начался голод. За малейшее проявление недовольства Джунаид-хан и его атлыба-ши (начальники отрядов) свирепо расправлялись с «виновными». Но террор не сломил воли трудящихся. В Хиве нарастала волна антифеодальных выступлений.

 

РКП (б) оказывала большую помощь коммунистическим партиям всех национальных окраин. Выступая с докладом на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока в ноябре 1919 г., в котором участвовали и представители хивинских и бухарских коммунистов, В. И. Ленин указывал, что перед коммунистами Востока стоит задача, опираясь на общекоммунистическую теорию и практику, суметь применить их в условиях, «...когда главной массой является крестьянство, когда нужно решать задачу борьбы не против капитала, а против средневековых остатков» ’.

 

Работа хивинских коммунистов протекала в сложной политической обстановке, когда особенно обострились классовые, национальные и межплеменные противоречия. Трудности увеличивались еще тем, что коммунистов в Хиве было очень мало и они еще не создали своей партии. Но, несмотря на это, коммунисты Хивы при поддержке Коммунистической партии Туркестана готовили трудящиеся массы к решительным боям против феодальной реакции за победу народной революции.

 

Большое влияние на развитие классового сознания хивинского дехканства и городской бедноты оказывал Аму-Дарьинский отдел — советский район в южной и восточной частях Хорезмского оазиса с городами Турткуль, Нукус и Чимбай. В Турткуле находились политические эмигранты из Хивы, бежавшие от деспотизма Джунаид-хана. В Турткульский Совет посылали своих ходоков все противники джунаидского режима; здесь был создан штаб хивинских революционеров и сформирована военная дружина из беженцев-хивинцев численностью около 500 человек.

 

В первых числах ноября 1919 г. в Куня-Ургенчском, Илья-линском, Кунградском и Ходжейлинском бекствах Хивинского ханства началось восстание трудящихся, которое быстро распространилось на остальные районы ханства. Уже 12 ноября 1919 г. коммунистическая газета «Иштракиюн» сообщала: «В Хиве началась революция — часть иомудских туркмен и узбеков низовья реки Аму-Дарьи восстала против Джунаид-хана. Между Ургенчем и Ильялы идут напряженные бои». Через два дня та же газета сообщала: «Революционеры полностью овладели Ильялы и идут по направлению к столице древнего Хорезма Куня-Ургенчу».

 

Основной силой революции в тот момент были вооруженные отряды туркменских феодально-племенных вождей Гочмамед-хана, Гулам-Али и др. Коммунисты Туркестана вступили в союз с некоторыми туркменскими племенными вождями и партией городской буржуазии — младохивинцами. Под их влиянием находилась значительная масса туркменского дехканства и ремесленников, входивших в отряды племенных вождей. Коммунисты при этом учитывали, что племенные вожди, так же как и буржуазные националисты-младохивинцы, выступая против Джунаид-хана, преследовали свои собственные цели — захватить власть, стать вместо Джунаид-хана владыками над своими соплеменниками. В интересах революции коммунисты использовали даже малейшие противоречия в лагере врага. Сложность социальных отношений определила противоречивый характер восстания.

 

Джунаид-хана поддерживали крупные феодалы, реакционное мусульманское духовенство, бухарский эмир и др. Революционеры Хивы обратились за помощью к органам Советской власти в Туркестане.

 

Коммунистическая партия и Совнарком Туркестана, а также Турккомиссия ВЦИК и СНК РСФСР сочли необходимым поддержать революционеров Хивы и оказать восставшему народу немедленную вооруженную помощь. Принимая решение открыть военные действия против Джунаид-хана, Советское правительство имело на это полное основание и с точки зрения международного права, так как Джупаид-хан нарушил мирный договор с РСФСР, заключенный в апреле 1919 г., и его банды возобновили нападение на советские села и города. Джуиаид-хан открыто вмешивался во внутренние дела Советского Туркестана, оказывал вооруженную поддержку белоказакам, поднявшим осенью 1919 г. антисоветский мятеж в Северной части Аму-Дарьинского отдела Туркестанской Советской республики.

 

Войска Красной Армии, предназначенные для освобождения Хивы, были объединены с Закаспийской армейской группой советских войск. Они действовали на двух фронтах: Северном (командующий Н. А. Шайдаков) и Южном (командующий Н. М. Щербаков). 25—28 декабря Северная и Южная группы войск вместе с добровольческим отрядом хивинских революционных эмигрантов перешли границу ханства и начали боевые действия против контрреволюционных сил Джунаид-хана.

 

Красная Армия вступила на территорию Хивы как армия-освободительница. Советское командование обратилось с воззванием «К народам Хивинского ханства», в котором подчеркивалось, что «Российская Советская власть не желает никаких завоеваний, никаких насилий над другими народами. Она хочет жить в мире и согласии со всеми соседями... Советская власть не желает и не допустит никаких насилий над магометанством и будет сохранять уважение к вашему исповедованию веры» *.

 

Народы Хивы увидели, что советские войска — действительные защитники интересов трудящихся. В боях за освобождение Хивы сражались героические сыны русского, украинского, белорусского, татарского и других народов Советского государства. Не щадя жизни, сражались бойцы хивинского добровольческого отряда Тилламурат Ходжамурадов, Мухаммед Атаджанов, Иса Гулмамедов, Усман Примбетов и др. В результате упорных боев восставший народ Хивы с помощью отрядов Красной Армии уже к началу января 1920 г. изгнал контрреволюционные силы из Нового Ургенча, Ходжейли, Куня-Ургенча и др.

 

Решающие бои развернулись в районе Тахты и особенно в районе Газавата, где 22 января наголову разбитый враг оставил более 200 человек убитыми и ранеными. Джунаид-хан с сотней наездников бежал в Кара-Кумы. 23 января революционные войска Хивы без боя заняли резиденцию хана Бедиркент. Контрреволюционная диктатура Джунаид-хана была уничтожена.

 

После разгрома банд Джунаид-хана в Хиве было создано Временное революционное правительство Хивы, в состав которого вошли в основном представители младохивинцев, мусульманского духовенства и вожди туркменских племен, выступавшие в союзе с частями Красной Армии. 1 февраля войска Красной Армии вместе с хивинскими революционерами вошли в столицу ханства Хиву. 2 февраля в городе под руководством коммунистов состоялся массовый митинг. По требованию народа отрекся от престола номинальный правитель Хивы хан Сеид Абдулла, и власть перешла к Временному революционному нравительству.

 

Народная революция победила. Она была направлена в первую очередь против крупного землевладения, крепостнического и деспотического строя. Революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. В революции участвовали различные классы — немногочисленные рабочие, дехкане, ремесленники, узбекская городская буржуазия, среднее и низшее духовенство, часть туркменской феодально-племенной знати. Естественно, что каждый из этих слоев населения преследовал в революции свои классовые интересы.

 

Сложное переплетение классовых интересов в революции требовало от местных коммунистов особой гибкости и умения маневрировать. Такую политику не могли успешно осуществлять коммунисты Хивы, не имевшие еще к тому времени ни достаточного опыта политической борьбы, ни своей партийной организации. Необходима была помощь коммунистов Туркестана, действовавших под руководством ЦК РКП (б). Такая помощь была оказана.

 

27—30 апреля в Хиве состоялся I Всехорезмский народный курултай (съезд народных представителей), провозгласивший Хорезм Народной Советской республикой. Почетным председателем курултая единодушно был избран В. И. Ленин. Курултай избрал правительство ХНСР — Совет народных назиров (министров), куда вошли представители младохивинцев (формально они заявили о самороспуске своей партии и вступили в Коммунистическую партию) и туркменских феодально-племенных вождей.

 

Конституция ХНСР, принятая курултаем, существенно отличалась от Конституции РСФСР. Сохранялась частная собственность на средства производства (в том числе и на землю), некоторые слои эксплуататорских классов получили право избирать и быть избранными в Советы; избирательного права были лишены только крупные феодалы (в том числе представители высшего духовенства) и ростовщики. Конституция имела большое значение, так как впервые в истории Хорезма всему трудовому населению предоставлялись политические права. На местах вся власть сосредоточивалась в руках Советов депутатов трудового народа.

 

I Всехорезмская партийная конференция, состоявшаяся в мае 1920 г., положила начало организационному оформлению Коммунистической партии Хорезма и избрала ЦК.

 

Активность и организованность коммунистов вызывали противодействие со стороны временных и неустойчивых попутчиков революции — младохивинцев. Между ними и Коммунистической партией Хорезма назревал конфликт. Формально войдя в Коммунистическую партию Хорезма, младохивинцы практически сохранили свою партийную организацию и втайне начали проводить курс на превращение XHGP в буржуазное государство. Из временных попутчиков они превращались во врагов революции.

 

В начале 1921 г. в результате массового выступления трудящихся было свергнуто правительство младохивинцев, и власть перешла в руки трудового народа во главе с Коммунистической партией Хорезма.

 

В сентябре 1920 г. в Москве был заключен союзный договор между РСФСР и ХНСР. Договор сыграл большую роль в жизни трудящихся Хивы, в укреплении дружбы народов РСФСР и ХНСР, в развитии экономики молодой республики. Советское правительство приняло иа себя обязательство оказывать ХНСР экономическую и культурную помощь. Договор 1920 г. явился выражением пролетарского интернационализма, братской помощи Советской России народам Востока.

Категория: История | Добавил: fantast (19.10.2018)
Просмотров: 614 | Рейтинг: 0.0/0