Разгром контрреволюции в Туркестане в 1919-1920 гг. В результате побед Красной Армии, одержанных в конце 1919 г., были подготовлены условия для окончательного разгрома интервентов и белогвардейцев и в Туркестане. Война в этот период охватила Туркестан с разных сторон. Шла борьба на Закаспийском фронте, не прекращались военные столкновения в Фергане с басмачеством — контрреволюционным вооруженным движением местного кулачества, буржуазии и мусульманского духовенства. И, наконец, в Семиречье велись боевые действия против белогвардейского казачества и местных баев.
Разрабатывая планы предстоящих операций, командование Туркестанского фронта (командующий М. В. Фрунзе, член Реввоенсовета В. В. Куйбышев) исходило из необходимости в первую очередь нанести удар по врагу на Закаспийском фронте, освободить Красноводск, имевший большое военно-стратегическое значение. Английские интервенты, оставшиеся в Краено-водске, снабжали вооружением и боеприпасами русских белогвардейцев и басмачей. Взятие Красноводска дало бы возможность Туркестанской республике выйти к Каспийскому морю, установить связь с Баку и Астраханью, организовать добычу нефти в Небиг-Даге и Челекене.
Войска Закаспийского фронта, пополненные национальными формированиями и частями, прибывшими из центра страны, в конце 1919 г. перешли в решительное наступление.
2 декабря 1919 г. советские войска двинулись с передовых позиций близ Кизыл-Арвата (северо-западнее Ашхабада, у подножия хребта Копет-Даг) в глубокий обход противника. Форсированный марш продолжался четыре ночи. 6 декабря советские войска начали бой за станцию Казанджик. Батальон 5-го Сибирского полка противника, перебив часть своих офицеров, перешел на сторону советских войск. В результате ожесточенного боя Казанджик был освобожден. Противник сосредоточил все свои силы в районе станции Айдын.
Советские войска, совершив 110-километровый переход по пустыне, 17 декабря 1919 г. в результате упорного боя заняли станцию Айдын, захватив много пленных и трофеев.
Ни голод, ни вражеские пули не могли остановить красноармейцев. Так, в бою за станцию Айдын 4-й эскадрон 1-го кавалерийского полка, состоявший из туркмен, бросился в атаку, смял и обратил в паническое бегство противника.
«Не могу не сказать,— писал в своих воспоминаниях В. В. Куйбышев,— несколько слов о наших войсках, действовавших на красноводском направлении. Я лично участвовал вместе с ними в 100-верстном походе по пустыне в обход станции Айдын и могу засвидетельствовать необыкновенную выдержку, выносливость и революционную готовность во время трудного, со многими лишениями, похода и высокую боеспособность во время боя под станицей Айдын, где противник сосредоточил все своп силы».
Наступление Красной Армии было восторженно встречено трудящимися Закаспия. С 21 по 28 января 1920 г. в освобожденных районах Закаспия была проведена «неделя фронта». Рабочие лишние два часа работали в пользу Красной Армии. Трудовое дехканство дало большое количество зерна, масла, мяса, яиц, теплых вещей. В Туркестане было собрано свыше 1 млн. рублей для Красной Армии.
Советские войска продолжали преследовать противника, отступавшего в сторону Красноводска. В середине января 1920 г. они заняли ряд станций на подступах к городу.
Белогвардейцы усиленно укрепляли свое последнее убежище — Красноводск, оставленный к тому времени англичанами. Город был окружен несколькими рядами окопов и проволочных заграждений, а с моря охранялся флотом.
4 февраля советские войска начали наступление. Главные силы, совершив в течение двух ночей глубокий обходный маневр, 6 февраля ворвались в Красноводск и сбросили врага в море. С освобождением Красноводска появилась возможность установления связи с Баку.
На помощь бакинскому пролетариату Советский Туркестан отправил десант моряков и крейсер «Австралия», гружепный винтовками, пулеметами и патронами. Из Челекепа начался вывоз нефти, в которой так нуждалась Советская республика. В мае 1920 г. по просьбе В. И. Лепина из Туркестана были отправлены в Москву два маршрутных поезда с нефтью и бензином.
В феврале 1920 г. после освобождения Красноводска советские войска ликвидировали белогвардейский очаг в районе Чим-бая и Нукуса.
К весне 1920 г. советские войска добились крупных успехов и на Ферганском фронте в борьбе против басмачества. На территории Ферганы к концу 1919 г. действовало более 40 крупных басмаческих банд.
Басмачи поддерживали тесную связь с английскими империалистами, хивинским ханом и бухарским эмиром, которые снабжали их оружием и боеприпасами. Они причиняли много бед трудящимся, грабили и убивали население, жгли аулы, разрушали промышленные предприятия.
В конце ноября 1919 г. командованием Туркестанского фронта был разработан план разгрома басмачества. По этому плану советские войска должны были, не распыляя своих сил, панести удар по основным базам басмачей и в то же время развернуть разъяснительную работу среди местного населения, чтобы изолировать басмачей.
Основная задача в борьбе с басмачеством, указывал М. В. Фрунзе, заключалась в том, чтобы «все многомиллионное трудовое мусульманство поняло, что басмачество и есть враг его, что борьба с пим — священная задача... трудового народа» *.
В январе — феврале 1920 г. ферганская группа советских войск, пополненная новыми частями и артиллерией, разгромила крупные басмаческие банды Иргаша, Курширмата, Махкам-ходжи, Халходжи и др. Основную роль в этих боях играла 2-я Туркестанская стрелковая дивизия под командованием Н. А. Веревкина-Рохальского. Вместе с красноармейцами против басмачей сражались добровольческие отряды из коренного населения Туркестана, главным образом из трудящихся дехкан. Активное участие в них принимали Ю. Ахунбабаев, Т. Уразбаев, И. Ахумов, Б. Усманходжаев и др. В боях против басмачей, так же как и на других участках Туркестанского фронта, участвовали отряды интернационалистов, бывших военнопленных венгров, чехословаков, поляков, немцев, румын и др.
Советское правительство, несмотря на тяжелое положение в стране, оказывало большую материальную помощь дехканам Туркестана. Оно снабжало их семенами, хлебом, мануфактурой, инвентарем. Так, в 1920 г. в Туркестан было отправлено 33 эшелона с товарами. Партийная организация Ферганы под руководством крайкома Коммунистической партии и Турккомис-сии усилили политическую работу среди трудового населения и рядовых басмачей. В результате они начали переходить на сторону Советской власти. Реввоенсовет Туркестанского фронта амнистировал сдавшихся басмачей и предоставлял им возмоя?-ность вновь заняться мирным трудом. Главари басмачей все больше изолировались от масс. К марту 1920 г. войска Туркестанского фронта очистили почти всю Ферганскую долину от басмаческих банд.
Освобождение Закаспия и решающие победы, одержанные в Фергане, позволили сосредоточить основные усилия советских войск на освобождении Семиречья, ставшего прибежищем для остатков колчаковских войск, бежавших из Сибири. Империалисты оказывали помощь белогвардейцам и алашордыпцам из Синьцзяня.
Однако с освобождением Сибири и северной части Казахстана белогвардейцы лишились своего тыла. Многие солдаты ала-шордынских частей стали переходить на сторону Красной Армии или дезертировать. Так, при освобождении советскими кавалерийскими частями аула Джуз-Агач около 300 солдат алашор-дынгкого полка перешло на сторону Красной Армии.
Командование Красной Армии и Турккомиссия принимали решительные меры к скорейшему освобождению Семиречья. В этот район в качестве уполномоченного Реввоенсовета Туркестанского фронта и Турккомиссии был послан Д. А. Фурманов, бывший военком 25-й стрелковой дивизии. Сюда же были направлены и другие опытные партийные, советские и военные работпики, которые оказали большую помощь местным органам в проведении национальной политики партии, в мобилизации сил трудящихся для окончательного разгрома контрреволюции. В Семиречье были направлены коммунистический экспедиционный отряд, 1-й кавалерийский полк, 1-й мусульманский батальон имени III Интернационала, а также сформированная в Закаспии в первой половине 1920 г. отдельная туркменская бригада. Из коренных национальностей Семиречья были сформированы Дунганский кавалерийский полк и отдельная киргизская (казахская) конная бригада.
Успеху борьбы за освобождение Семиречья способствовал усилившийся переход на сторону Советской власти трудового казачества.
Сосредоточив необходимые силы, советские войска в марте 1920 г. начали наступление. Сергиопольская группа советских войск, стремительно наступая, заняла ставку атамана Анненкова Уч-Арал и, преследуя противника, вышла к государственной границе с Китаем. Разгромленные белогвардейцы капитулировали. Их жалкие остатки во главе с Анненковым и Дутовым бежали на территорию Китая. Семиреченский фронт был ликвидирован. Разгром белогвардейцев в районе Семиречья имел большое значение для дальнейших успехов Туркестанского фронта, так как вместе с ликвидацией этой «занозы» империалисты лишились возможности перебрасывать в Туркестанский край из Синь-цзяня оружие и организованные ими банды.
Однако контрреволюция не прекратила своей вражеской деятельности. В ночь на 12 июня 1920 г. значительная часть гарнизона г. Верного (около 5000 человек) подняла антисоветский мятеж. Мятежники овладели крепостью, где находились почти все боевые запасы.
3-я Туркестанская стрелковая дивизия, командиром которой был И. П. Белов, комиссаром и уполномоченным Реввоенсовета Туркестанского фронта — Д. А. Фурманов, не располагала достаточными силами для подавления мятежа. Из разных мест в Верный направлялись подкрепления. Военный совет 3-й дивизии, чтобы выиграть время, решил вступить в переговоры с мятежниками. Группа коммунистов, в том числе Фурманов, начала вести переговоры, но мятежники арестовали ее. Находясь в плену, коммунисты проявили необыкновенное мужество и продолжали разъяснять заблуждавшимся красноармейцам, что их используют в интересах контрреволюции. Среди мятежников возникли колебания и разногласия. 17 июня они, арестовав главарей, сдались. Так был бескровно ликвидирован этот мятеж.
Осенью 1920 г. в Семиречье произошло еще одно выступление против Советской власти. 7 ноября в Нарыне белогвардейцы разоружили советские части и захватили власть в городе. Но отряды Красной Армии быстро подавили контрреволюционное выступление. Это были последние вспышки контрреволюции.
Освобождение Туркестана завершилось. Рухнули надежды врагов поднять народы Туркестана на борьбу против Советской власти, отторгнуть этот край от Советской республики и превратить его в колонию империалистических государств. | |
Просмотров: 1289 | |