Развитие искусства и литературы в первые годы Советской власти В. И. Ленин, партия и Советское правительство придавали исключительное значение искусству и литературе в формировании человека будущего, коммунистического общества. Направляя процесс развития искусства и литературы, Коммунистическая партия настойчиво призывала художников и писателей окунуться в гущу жизни народных масс, отражать величие совершающихся событий. «Нет таких форм науки и искусства,— говорилось в решениях VIII съезда партии,— которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства» ’.
Проникнутое интересами народа, революционное искусство пробивало себе дорогу в условиях ожесточенной классовой и идеологической борьбы. После некоторых колебаний занял свое ведущее место в строю созидателей новой, советской литературы великий пролетарский писатель А. М. Горький. Революции отдали свой талант А. Серафимович, Д. Бедный, А. Блок,
В. Брюсов, В. Маяковский. Значительная часть художников, не разобравшись в событиях, занимала выжидательную позицию.
Немало художников открыто поддерживало саботаж буржуазной интеллигенции.
В предреволюционные годы в искусстве шел процесс распада, порожденный общим кризисом буржуазной культуры.
Часть художников отошла от прогрессивных традиций русского реалистического искусства.
В изобразительном искусстве художники-абстракционисты пропагандировали отказ от изображения реальных явлений (бес-предметничество). Большую активность развивали футуристы и представители других формалистических течений, выступавшие под флагом «левого» искусства.
Многие представители «левого» искусства искренне стремились быть полезными революции, советскому народу. Их произведения, нередко оторванные от конкретной реальности, были все же наполнены революционным пафосом и романтикой, эмоционально передавали атмосферу, в которой совершались грандиозные события. В ряде случаев их псевдоиоваторство являлось «болезнью роста», диктовалось «благими порывами» отражать революцию в совершенно новых и небывалых художественных формах.
«Левые» пользовались большим влиянием в организациях Пролеткульта (пролетарских культурно-просветительных организациях), возникших еще до Октябрьской революции. После Октября Пролеткульт развернул большую работу среди рабочей молодежи, стремясь приобщить ее к искусству. В сентябре 1918 г. В. И. Ленин направил приветствие I Всероссийской конференции организаций Пролеткульта.
Однако у руководителей Пролеткульта (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) были ошибочные взгляды на пути и методы создания новой, советской культуры. Они стремились обособить Пролеткульт от Коммунистической партии и Советского государства, отрицали преемственность развития культуры. Их отношение к культурному наследию прошлого образно выразил поэт В. Кириллов: «Во имя нашего завтра — сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы».
Выступая 6 мая 1919 г. на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию, В. И. Ленин критиковал подобные взгляды: «...сплошь и рядом самое нелепейшее кривляние выдавалось за нечто новое, и под видом чисто пролетарского искусства и пролетарской культуры преподносилось нечто сверхъестественное и несуразное» '. Он резко отзывался о футуристах и пролеткультовцах, насаждавших среди рабочей молодежи нигилистическое отношение к мастерству художника и классическим образцам искусства и литературы.
В беседе в 1920 г. с Кларой Цеткин Владимир Ильич говорил: «Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно «старо»? Почему надо преклоняться перед новым, как перед богом, которому надо покориться только потому, что «это ново»? Бессмыслица, сплошная бессмыслица! Здесь много лицемерия и, конечно, бессознательного почтения к художественной моде, господствующей на Западе» 1 2.
Партия помогала стоявшим на революционных позициях художникам преодолевать колебания, ошибки. Она звала их отдать свой талант и творческие силы народу. В. И. Ленин ждал от художников высокой идейности и подлинной художественности произведений, он призывал литераторов поддерживать новые, «простые, скромные, будничные, но живые ростки подлинного коммунизма» 3.
Впервые после революции широчайшие массы приобщились к театральному искусству. Театр стал доступен народу. Советское правительство принимало меры к объединению артистических сил под идейным и организационным руководством пролетарского государства. Театр должен был стать проводником идей социалистической революции в массы. 26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела». При Наркомпросе был создан Центральный театральный комитет, который осуществлял общее руководство театрами. В ведение Наркомпроса перешла также кинематографическая промышленность. Возможности ее были тогда чрезвычайно ограниченны, и использовалась ока преимущественно в агитационных целях. Было изготовлено 50 хроникальных и агитационных фильмов. Они являются бесценными историческими источниками, запечатлевшими первые годы революционной эпохи.
Господствующее место в репертуаре театров (Малого, МХАТ, Большого) занимали классические драматургические и оперные произведения. Классическое искусство, прекрасное по форме, демократическое по содержанию, пользовалось искренней любовью нового зрителя: рабочих, красноармейцев, крестьян.
В атмосфере героических дней пьесы, казалось бы, далекие от современности, приобретали революционное звучание. В «Записках актрисы» В. Юренева рассказывает, как зрители воспринимали спектакль «Овечий источник» Лопе де Вега, поставленный К. А. Марджановым в Киеве в 1919 г. «Словно электрическая искра перекидывалась в зрительный зал. Все вставали с мест. Публика кричала, топала ногами, ликовала вместе с нами» '. Зрители и актеры с воодушевлением пели «Интернационал».
Создавался и новый репертуар. Политическая устремленность, героика пролетарской революции, обличение капиталистического мира, острая злободневность — таковы те новые черты многих послеоктябрьских пьес. Агитпьесы, инсценировки революционного содержания писались известными писателями и рядовыми красноармейцами, рабочими. 7 ноября 1918 г. в Петрограде была поставлена «Мистерия-буфф» Маяковского. Поэтизацией народного труда и глубочайшей верой в торжество революции пьеса захватывала зрителя, воодушевляла его на борьбу. Пьесу поставил талантливый режиссер, неутомимый искатель в искусстве В. Э. Мейерхольд, возглавивший движение так называемого «театрального Октября» за создание нового, революционного театра и ломку обветшалых сценических традиций.
Театры показывали пьесы А. В. Луначарского: «Оливер Кромвель», «Народ», «Канцлер и слесарь». С успехом на фронте шла пьеса «Красная правда» командира Красной Армии
А. Вермишева, в которой была отражена борьба за Советскую власть в деревне. Популярностью пользовались пьеса «Подполье» И. Козлова, изображавшая коммунистическое подполье в Харькове, и драмы А. Неверова «Бабы» и «Захарова смерть».
Пьесы первых лет революции были слабы в художественном отношении, схематичны, и все же они оказывали громадное революционное воздействие на массы. Нередко после постановки революционных пьес начиналась запись в Красную Армию, и сотни людей добровольно становились ее бойцами. В страстной борьбе различных точений в искусстве, в спорах и исканиях рождались новые творческие коллективы: Третья студия МХАТ (Театр им. Евг. Вахтангова), Театр Революции (Театр им. В. Маяковского), Театр МГСПС (Театр им. Моссовета), Большой драматический в Петрограде, многочисленные театры революционной сатиры. Появились национальные профессиональные театры. В 1920 г. в Виннице был открыт Театр им. Ивана Франко, в Минске — Белорусский драматический театр. До Октябрьской революции у чувашей, марийцев и других народов России вообще не было национальных театров. В годы гражданской войны открылись театры: чувашский в Чебоксарах, Башкирский драматический в Уфе, марийский в Краснококшайске.
В театральной и концертной жизни столицы ведущую роль играли крупнейшие артисты — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, П. М. Садовский, В. Н. Пашенная, В. И. Качалов, И. М. Москвин, А. А. Яблочкина, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Л. В. Собинов, С. В. Рахманинов, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Е. В. Гельцер.
В 1920 г. Советское правительство установило почетное звание Народного артиста республики. Первой этого звания была удостоена великая русская артистка М. Н. Ермолова, затем К. С. Станиславский, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Е. В. Гельцер.
Лучшие артистические силы выступали не только в столицах, но и в провинции, и перед бойцами Красной Армии. В начале 1919 г. около 1 тыс. артистов петроградских театров выехало на фронт. В 1919 г. из состава Малого театра была выделена передвижная труппа. В ее поездках принимали участие выдающиеся артисты: М. Н. Ермолова, А. И. Южин, О. А. Прав-дин. За 10 месяцев они дали 170 спектаклей.
Огромное распространение получил самодеятельный театр. При клубах, народных домах, избах-читальнях рабочие и крестьяне сами ставили пьесы как классического репертуара, так и нового, советского.
Специальные фронтовые труппы направлялись на самые ответственные участки. К 1920 г. в Красной Армии было свыше 1 тыс. театров и около 1 тыс. самодеятельных кружков. Революционный театр просвещал красноармейцев, поднимал их боевой дух. Руководителем фронтового театрального коллектива 25-й (Чапаевской) дивизии 4-й армии был Д. А. Фурманов. Случалось, что спектакли прерывала тревога, и тогда актеры в гриме и костюмах, схватив винтовки, бросались в бой.
В годы гражданской войны (обычно в дни революционных праздников) устраивались массовые зрелища, отражавшие героику революции. Так, 1 мая 1920 г. на портале фондовой биржи в Петрограде был устроен грандиозный спектакль «Мистерия освобожденного труда». В нем участвовало около 2 тыс. красноармейцев и много профессиональных актеров. Присутствовало 35 тыс. зрителей. 19 июля 1920 г. там же была разыграна массовая инсценировка «К мировой коммуне». Ее поставили К. Марджанов и художник Н. Альтман. Выступали 4 тыс. красноармейцев и участников театральных кружков. Среди 45 тыс. зрителей находились делегаты II конгресса Коминтерна. Советский театр строился в атмосфере революционного подъема народных масс.
Широко развернулась музыкальная самодеятельность. Всюду пели как старые, так и новые революционные песни: на праздничных демонстрациях, митингах, субботниках, во время проводов красноармейцев на фронт, на торжественных заседаниях Советов. «Интернационал» в те годы стал гимном Советской республики. Пением «Интернационала» обычно начиналась и завершалась работа съездов Советов, партийных съездов и собраний. Новые революционные песни складывались безвестными авторами («Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Смело мы в бой пойдем», «Расстрел коммунаров») и композиторами («Лейся, лейся, удалая» Д. Васильева-Буглая, «Песня Коммуны» А. Ми-тюшина). Большую популярность завоевал хор М. Е. Пятницкого; после Октябрьской революции он стал постоянно действующим коллективом и выступал на фабриках и заводах, на вокзалах перед отправлявшимися на фронт красноармейцами.
Много сделали для развития музыкального образования в стране и популяризации классической музыки композиторы:
A. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, А. Кастальский.
Отдали свой талант революции такие живописцы, как И. Владимиров, Б. Кустодиев, И. Грабарь, А. Архипов, К. Юон, И. Бродский, Н. Касаткин, В. Мешков, В. Бакшеев. Художник М. Греков уже в 1919 г. создал картины, отражавшие героическую борьбу Красной Армии.
Большое звучание приобрел в те годы политический плакат. Д. Моор, В. Дени, М. Черемных выразительными художественными средствами, образно, ярко, остроумно разоблачали белогвардейцев и интервентов, звали трудящихся героически защищать Советскую республику.
В 1919 г. по инициативе коммунистов Москвы возникла новая форма наглядной агитации — «Окна сатиры РОСТА» (Российское телеграфное агентство). С октября 1919 г. в «Окнах РОСТА» вместе с художниками работал В. Маяковский, написавший тексты почти к половине всех выпущенных плакатов. В 1920 г. «Окна РОСТА» выходили в Петрограде, Саратове, Смоленске, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку и в других городах.
В Москве было организовано Центральное выставочное бюро, которое устраивало выставки п рассылало картины в провинциальные города для широкого обозрения.
Многие скульпторы откликнулись на призыв Советского правительства и включились в работу по осуществлению ленинской идеи «монументальной пропаганды». Это были: С. Алешин, Н. Андреев, С. Коненков, Л. Шервуд, С. Меркуров, А. Матвеев, И. Шадр, В. Мухина. В 1918—1920 гг. только в Москве и Петрограде было открыто более 40 памятников. Большинство памятников, воздвигнутых в те годы, просуществовало недолго, так как тогда они изготовлялись из дешевых, непрочных материалов.
Церемонии закладки и открытия революционных памятников происходили в торжественной обстановке, были одной из форм политической пропаганды, популяризации великих деятелей культуры и международного революционного движения. При открытии некоторых памятников с речами выступал B. И. Ленин.
Для политического и антирелигиозного воспитания трудящихся Советское государство использовало старые и создавало новые музеи. Широкие массы рабочих и крестьян знакомились с замечательными памятниками мировой и русской культуры, истории своего народа, его революционной борьбы. До революции в России было около 30 музеев, а в 1921 г.— уже 310. Производились крупные работы по выявлению и реставрации памятников старины (реставрировались: Кремль, ярославские храмы, замечательное произведение древнерусской живописи— «Троица» Рублева в Сергиевской лавре).
В феврале 1919 г. под председательством Горького была создана Экспертная комиссия; она занималась выявлением художественных и исторических ценностей, которые находились в различных складах и у частных лиц. Комиссия сохранила для Эрмитажа и других музеев сотни произведений огромной художественной ценности.
В строительство социалистической культуры в годы гражданской войны свой огромный вклад внесли пролетарские писатели и поэты — М. Горький, В. Маяковский, Д. Бедный, А. Серафимович.
Горький отдавал много сил объединению интеллигенции вокруг Советской власти, искал новые литературные таланты, заботился об улучшении условий жизни ученых, об издании их трудов. По инициативе Горького и при поддержке В. И. Ленина в начале 1919 г. было создано издательство «Всемирная литература». Намечалось издать 1500 названий книг, наиболее выдающиеся творения мировой литературы. Это был грандиозный план. Английский писатель Герберт Уэллс писал о нем в своей книге «Россия во мгле»: «В умирающей с голоду России сотни людей работают над переводами; книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу» *.
Революционным пафосом звучали стихи В. Маяковского, все дальше отходившего от футуризма. Прославляя защитников Советской республики, он писал: «России не быть под Антантой» («Левый марш»).
Любили рабочие и крестьяне в те годы поэта Демьяна Бедного. Его революционные песни, баллады, сатирические фельетоны в стихах, басни, частушки были широко известны. Бойцы, отправляясь на фронт, распевали его песни. Стихи Бедного «Деникинским добровольцам», «Обманутым братьям в белогвардейские окопы» печатались листовками и распространялись среди белогвардейских солдат.
А. С. Серафимович в многочисленных очерках и рассказах, печатавшихся в «Правде», талантливо описывал подвиги красноармейцев на фронтах, борьбу рабочих и крестьян за укрепление Советской власти. В мае 1920 г. В. И. Ленин писал ему: «...мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа...» 1 1.
В январе 1918 г. прозвучал вдохновенный призыв А. Блока к интеллигенции: «„Мир и братство народов" — вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию» 2. А через месяц Блок написал поэму «Двенадцать», вошедшую в золотой фонд советской поэзии.
Деятельным участником строительства новой культуры стал В. Брюсов. В 1920 г. он вступил в Коммунистическую партию и работал в Наркомпросе. Вместе с народом пошли писатели:
B. Вересаев, В. Шишков, А. Новиков-Прибой, К. Федин; украинские писатели: С. Васильченко, П. Тычина; белорусский поэт Я. Купала.
В те годы вышло несколько стихотворных сборников Сергея Есенина. Не все и не сразу Есенин понял в революции, однако он стал на ее сторону. «В годы революции,— писал он в автобиографии,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
Поэты М. Герасимов, В. Кириллов, В. Казин, В. Каменский,
C. Обрадович. А. Поморский, Н. Полетаев, Ф. Шкулев воспевали революцию, свободный труд; призывами к крестьянам отстаивать завоеванную свободу были заполнены стихи П. Орешина,
С. Клычкова, А. Ширявцева. И этих поэтов, принадлежавших к различным идейно-художественным течениям (среди них были пролеткультовцы, футуристы), вдохновляла революция.
Из рабочих, крестьян и красноармейцев выдвигались новые таланты, с именами которых было связано развитие советской литературы в последующие годы. Первые шаги в литературе делали А. Безыменский, А. Жаров, М. Светлов, Д. Фурманов, Л. Сейфуллина, Л. Рейснер, украинский поэт В. Сосюра и др.
На предприятиях, при клубах и избах-читальнях, в частях Красной Армии создавались литературные кружки, в которых талантливая молодежь училась владеть художественным словом. В Москве и Петрограде в многочисленных литературных кафе поэты читали стихи, спорили о путях развития литературы. Всюду — и в столице, и в провинции — художественная жизнь била ключом. Афиши извещали о литературных вечерах, встречах, диспутах, выставках. Аудитории всегда были переполнены. Революционные писатели и художники давали бой различным реакционным направлениям в литературе и искусстве. В конце 1920 г. ЦК РКП (б) рассмотрел вопрос о работе Пролеткульта. В то время в организациях Пролеткульта состояло около 400 тыс. человек. В конце войны все отчетливее вырисовывались широкие перспективы в культурном и экономическом строительстве. Поэтому особенно важно было направить творчество пролеткультов на правильный путь, тесно связать их деятельность с задачами по созданию социалистического общества. Необходимо было прежде всего усилить идейное влияние Коммунистической партии на пролеткульты и организационное руководство ими со стороны Советской власти. Между тем деятели Пролеткульта, не встречая должного отпора Нар-компроса, настойчиво проводили линию на обособление и претендовали на руководство культурным строительством в стране.
8 октября 1920 г. вопрос о Пролеткульте был поставлен на обсуждение ЦК РКП (б). В. И. Ленин написал проект резолюции «О пролетарской культуре». В тот же день в ЦК РКП (б) при участии председателя съезда Пролеткульта П. И. Лебедева-Полянского была принята для рекомендации съезду резолюция, в основу которой лег ленинский проект. После горячих прений съезд Пролеткульта единогласно принял предложенную резолюцию. Она гласила: «...съезд вменяет в безусловную обязанность всех организаций Пролеткульта рассматривать себя всецело как подсобные органы сети учреждений Наркомпроса и осуществлять под общим руководством Советской власти (специально Наркомпроса) и Российской коммунистической партии свои задачи, как часть задач пролетарской диктатуры» ’.
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции влияние буржуазной идеологии, различных формалистических течений в литературе и искусстве еще не удалось преодолеть. Для этого требовалось более значительное время. Но главное было достигнуто: в острой идеологической борьбе развивалась и крепла новая, советская культура, близкая народным массам, отражавшая их думы и чаяния и помогавшая рабочим и крестьянам бороться и побеждать.
Были сделаны первые шаги на пути культурной революции как составной части социалистического преобразования общества. 1 | |
Просмотров: 1832 | |