Социально-экономические сдвиги в советской деревне в первые годы Советской власти. Завершение аграрных преобразований. Аграрные преобразования, начатые после победы Октябрьской революции, продолжались и в годы гражданской войны. В декрете ВЦИК «Об обложении сельских хозяйств натуральным налогом», опубликованном 30 октября 1918 г., говорилось, что объявленное в основном законе о социализации земли уравнительное распределение ее по потребительной трудовой норме еще в ряде мест Советской республики не проведено в жизнь. «Более состоятельные и богатые крестьяне в таких местах по-старому владеют большими по размерам и лучшими по плодородию участками земли, с которых они получают не только достаточные для безбедного существования средства, но и большие излишки» В 1919—1920 гг. продолжались уравнительные переделы земли. Кроме того, органы Советской власти проводили землеустроительные работы, включавшие перераспределение земли внутри обществ и между волостями. В 1919 г. этими работами было охвачено свыше 19 млн. десятин земли, а в 1920 г. свыше 21,7 млн. Землепользование кулаков все более урезывалось.
По мере освобождения оккупированной интервентами и белогвардейцами территории на ней также завершались аграрные преобразования. На Украине крестьянам отошло 14,5 млн. десятин помещичьих, государственных, удельных и церковных земель; из находившихся в пользовании кулаков 15 млн. десятин земли (вместе с арендованной) 8 млн. перешло к бедноте.
В Гомельской и Витебской губерниях Белоруссии, которые не были оккупированы врагом, землеустройство проводилось в 1919—1920 гг. Беднота и середняки в эти годы получили конфискованные помещичьи земли, а также значительную часть земли, отобранной у кулаков. В Минской же губернии до окончания гражданской войны работа по перераспределению земли между крестьянами не была проведена; отдельные Советы наделяли малоземельных и безземельных крестьян землей временно, до общего передела.
Аграрные преобразования в Туркестане и Казахстане до лета 1918 г. не затронули землевладения кулаков, казачьей верхушки и бае®. В Казахстане местные Советы брали в свои руки земли переселенческого фонда, удельные и кабинетские, для распределения их между безземельными и малоземельными казахами и русскими переселенцами. Таким путем Советская власть возвратила казахам отнятые у них царским правительством более 45 млн. десятин земли. С лета 1918 г. велась подготовка к осуществлению закона о социализации земли. Кулачество и байство оказывали этому серьезное сопротивление; в борьбу против кулацко-байских элементов в 1919—1920 гг. включились возникшие в конце 1918 г. комбеды.
Состоявшиеся в сентябре 1920 г. V съезд Коммунистической партии и IX съезд Советов Туркестана приняли решение о проведении земельно-водной реформы в Семиречье, Южном Казахстане и других районах Туркестанской республики, а также об организации деревенской и аульной бедноты.
Аграрные преобразования осуществлялись на Дону, Кубани, в многонациональных районах Северного Кавказа. Однако развернувшиеся в этих районах военные действия, частая смена властей не позволили полностью провести в жизнь советские декреты о земле. До революции существовала резкая грань между многоземельным, зажиточным казачеством, с одной стороны, и казацкими низами, иногородним крестьянским населением и горскими народами — с другой. После освобождения Дона от белогвардейцев на его территории было уничтожено помещичье-чиновничье землевладение
и уменьшено землевладение кулацко-казачьей верхушки. В помещичьих экономиях создавались советские хозяйства; земли бежавших кулаков и контрреволюционеров передавались трудовому крестьянству.
В Дагестане аграрные преобразования начались летом 1918 г., но были прерваны гражданской войной, продолжавшейся до весны 1920 г. В марте ревком Дагестана подтвердил советские законы о национализации земли и передаче ее тем, кто на пей работает. В равнинных районах крупная феодальная и частновладельческая собственность на землю была уничтожена, земли передавались бедноте, а частное землевладение ограничивалось 5 десятинами на семью. К концу 1920 г. в Дагестане около 50 тыс. десятин земли было передано трудящимся. В Ингушетии население получило в результате осуществления советских аграрных законов 45,5 тыс. десятин земли, в Осетии — 47 тыс., в Кабарде — 100 тыс. десятин.
Полностью советские аграрные законы в этих районах были проведены уже после окончания гражданской войны.
Важнейшим результатом аграрных преобразований Советской власти явилось осереднячивавие крестьянства. Этот процесс, начавшийся в 1917 г., продолжался и в 1919—1920 гг. Если в 1917 г. в 38 губерниях Европейской части России насчитывалось хозяйств без посева 15,1%, то в 1920 г. их стало 7,5 %, а вместе с минимальными посевами до 0,1 десятины — 9,2% всех крестьянских хозяйств. Уменьшилось число хозяйств без рабочего скота: в 22 губерниях РСФСР в 1917 г. их было 29%, в 1920 г,-27,6%.
В. И. Ленин в докладе на X съезде партии в 1921 г. дал анализ классовых сдвигов, происшедших в крестьянстве за годы революции: «Крестьянство стало гораздо более средним, чем прежде, противоречия сгладились, земля разделена в пользование гораздо более уравнительное, кулак подрезан и в значительной части экспроприирован — в России больше, чем на Украине, в Сибири меньше. Но в общем и целом, данные статистики указывают совершенно бесспорно, что деревня нивелировалась, выравнилась, т. е. резкое выделение в сторону кулака и в сторону беспосевщика сгладилось. Все стало ровнее, крестьянство стало в общем в положение середняка» ’.
Крестьянство полностью избавилось от гнета помещиков и капиталистов и в значительной мере — от засилья кулака, от безземелья и необходимости покупки и аренды земли у крупных владельцев. «Этот шаг вперед действительной свободы и действительного равенства, шаг, по величине его, по размерам, по быстроте невиданный в мире...» писал В. И. Ленин.
Гражданская война и интервенция нанесли огромный урон сельскому хозяйству. Сократились посевные площади под зерновыми и техническими культурами, плохо обрабатывалась земля, упала урожайность. Однако, несмотря на разруху, крестьянство в 1918—1920 гг. благодаря увеличению наделов за счет земли бывших помещиков удовлетворяло основные свои потребности в продовольствии. По статистическим данным, душевое потребление хлеба сельским населением в 1918 г. в производящих губерниях составляло 16,9 пуда, в потребляющих 11 пудов. Это значительно превышало душевое потребление хлеба городским населением тех же губерний (9,5 и 6,8 пуда) 1 2.
В. И. Ленин отметил: «Впервые при диктатуре пролетариата крестьянин работал на себя и питался лучше горожанина. Впервые крестьянин увидал свободу на деле: свободу есть свой хлеб, свободу от голода» 3. В этом сказались прежде всего результаты аграрной революции 1918—1920 гг.
Трудящемуся крестьянству оказывал помощь рабочий класс. Советское государство организовало товарообмен промышленных изделий на сельскохозяйственные продукты.
Товарообмен производился органами Наркомпрода. В их распоряжение поступали с предприятий сельскохозяйственные машины и инвентарь; часть сельскохозяйственного инвентаря была куплена за границей, в частности в Швеции. В 1919 г. Наркомпрод мог поставить деревне 187 144 плуга, 24 573 бороны, 2441 сеялку, 10 636 сенокосилок и т. д. Однако потребности крестьянских хозяйств в машинах и орудиях покрывались в незначительном размере. В 1920 г. в связи с истощением запасов металла и топлива, а также из-за необходимости расширить военное производство государство могло поставить деревне в 2—3 раза меньше сельскохозяйственных машин и орудий, чем в 1919 г.
Помощь среднему и беднейшему крестьянству оказывалась также семенами, организацией ремонтных мастерских, опытных хозяйств. В ремонтных мастерских, созданных в 1920 г., трудилось до 11 тыс. рабочих. Из крупных пролетарских центров летом 1919 и 1920 гг. отряды рабочих направлялись в деревню для помощи крестьянам в уборке урожая. В 1920 г. в стране была проведена «неделя крестьянина». Рабочие бесплатно чинили крестьянский инвентарь, оборудовали кузницы и мастерские в деревне, ремонтировали дома, мельницы, исправляли мосты и дороги. Горняки Донбасса в начале 1920 г. провели вседонецкий воскресник помощи деревне и добыли 1 млн. пудов угля. Особенно важна была помощь крестьянским хозяйствам в районах, освобожденных от интервентов. Все это содействовало укреплению военно-политического союза рабочего класса и крестьянства. Со своей стороны крестьяне оказывали помощь хлебом Красной Армии и голодающим рабочим.
Классовый принцип осуществления продразверстки и запрещение свободной торговли зерном вызывали ожесточенное сопротивление кулачества. В 1919—1920 гг. в отличие от периода комбедов у кулаков не экспроприировались средства производства, а лишь изымалась без эквивалента готовая продукция, что подрывало основу капиталистического обогащения.
Кулаки поднимали мятежи, но они быстро подавлялись. Среднее крестьянство, несмотря на отдельные проявления недовольства продразверсткой, было на стороне Советской власти. В этом заключалась одна из причин ее успехов. В докладе о деятельности Совнаркома на состоявшемся в конце декабря 1920 г. VIII Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин указал на причины победы Советской власти в гражданской войне: «...в организации Красной Армии были великолепно осуществлены последовательность и твердость пролетарского руководства в союзе рабочих и трудящегося крестьянства против всех эксплуататоров. Каким образом это могло произойти? Почему громадная масса крестьянства так охотно на это пошла? Потому, что она была убеждена, будучи в подавляющей своей части беспартийной, что нет спасения иначе, как в поддержке Советской власти. И она убедилась в этом, конечно, не из книжек, не из пропаганды, а из опыта» ’.
| |
Просмотров: 764 | |