Политико-воспитательная работа в массах в первые годы Советской власти

Политико-воспитательная работа в массах в первые годы Советской власти

В годы гражданской войны культурное строительство, начавшееся с первых дней Октябрьской революции, не прекращалось.

 

Культурная жизнь военных лет была тес-'но связана с борьбой трудящихся против интервентов и белогвардейцев. Эту ее особенность отметил в своих решениях VIII съезд партии. Он подчеркивал, что культурная работа призвана не только давать массам определенные знания, но главным образом способствовать формированию у рабочих и крестьян ясного понимания происходивших событий, коммунистического сознания'. Ее главной целью было нести политические знания в широчайшие массы и укреплять моральную стойкость Красной Армии.

 

Практическое руководство политико-воспитательной работой среди трудящихся до осени 1920 г. осуществлял внешкольный отдел Наркомпроса, которым руководила Н. К. Крупская. В ноябре 1920 г. созданный по решению Совнаркома Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет) объединил в своих руках все дело политического просвещения рабочих и крестьян. И снова руководителем его партия поставила Н. К. Крупскую.

 

На местах агитационно-массовую работу возглавляли партийные комитеты. Они готовили кадры лекторов и агитаторов, создавали партийные школы и курсы. Активно занимались просвещением трудящихся Советы, профсоюзы, комсомол, отделы народного образования, политотделы Красной Армии.

 

 

Центрами культурно-просветительной работы были избы-читальни, клубы, народные дома, библиотеки. В них читались доклады и лекции, выдавалась литература, создавались различные кружки. Большая работа проводилась с неграмотными. Им читались газеты и декреты Советской власти; для этого по постановлению Совнаркома была проведена даже мобилизация грамотных. Только на территории РСФСР в 1920 г. насчитывалось свыше 20 тыс. изб-читален и 4 тыс. народных домов.

 

Широко развернулась организация школ взрослых и народных пролетарских и крестьянских университетов. В народных университетах рабочие и крестьяне наряду с изучением русского языка и арифметики получали знания по естественным и общественным наукам.

 

Тяга народных масс к знаниям была так велика, что даже в самое суровое и опасное для Советской республики время в городах и деревнях возникали все новые и новые очаги культуры.

 

Какой размах приобрела культурно-просветительная деятельность в 1918—1920 гг., можно проследить на примере Лебедянского уезда Тамбовской губернии. До Октябрьской революции была только одна библиотека на весь уезд, а в 1920 г. действовали 57 изб-читален, 41 библиотека, 26 школ взрослых, 52 культурно-просветительных кружка, 2 кинематографа, музыкальная школа, 225 школ ликвидации неграмотности. В народном университете училось 150 крестьян.

 

Открывались культурно-просветительные учреждения и в национальных районах страны. Ими руководил отдел просвещения национальных меньшинств Наркомпроса, организованный 29 ноября 1918 г. Население этих районов было почти сплошь неграмотным, не хватало культурных работников, знавших язык местных национальностей, особенности их жизни и быта. Но все эти трудности преодолевались, и культурно-просветительная работа развертывалась. Так, в Туркестане в 1920 г. были созданы 174 библиотеки, 172 читальни, 17 клубов, 176 красных чайхан.

В те годы для политического просвещения масс использовались агитпоезда и агитпароходы ВЦИК. Работники агитпоездов и агитпароходов в прифронтовых районах и глубоком тылу проводили митинги, выпускали газеты и листовки, распространяли литературу, демонстрировали кинофильмы.

 

Широкое развитие во время гражданской войны получила печать. Советская власть, говоря словами В. Маяковского, «к штыку приравняла перо». Метким словом поражая врага, печать помогала Красной Армии сражаться и побеждать.

 

На 1 марта 1919 г. в РСФСР и на Украине издавалось 313 губернских и 490 уездных газет. В 1920 г. выходило около 60 газет на 15 языках народов РСФСР. На фронте печатались фронтовые, армейские и дивизионные газеты.

Образцом для всех газет была «Правда», изо дня в день призывавшая народные массы на защиту великих завоеваний революции. Выходила как орган ЦК РКП (б) газета «Беднота». Она проводила огромную работу по укреплению союза рабочего класса с крестьянством. Общий тираж «Правды», «Известий» и «Бедноты» в декабре 1919 г. составлял свыше 1 млн. экземпляров в день.

 

Однако, несмотря на большие для того времени тиражи, газет не хватало. Их вывешивали на видных местах, они передавались из рук в руки. На многих газетах крупным шрифтом печатались призывы: «Товарищ, не уничтожай газеты», «Прочти и передай соседу», «Прочитай ее неграмотным и передай в читальню».

 

Возросла потребность трудящихся и в литературе, особенно политической и художественной. Однако возможности издания книг были очень ограниченны. К концу гражданской войны половина типографий не работала. Большинство машин требовало капитального ремонта. В стране не хватало бумаги, даже том избранных произведений К. Маркса и Ф. Энгельса в 1920 г. печатался на оберточной бумаге. С огромными трудностями в

 

1919      г. издали 68,2 млн. экземпляров книг и брошюр, в 1920 г.— свыше 47,5 млн. экземпляров. Этого было, конечно, недостаточно. «Если Вам дорога революция, шлите литературу. Шлите книги, шлите газеты...» 1 — такие взволнованные письма со всех концов страны, с фронтов поступали в центр.

 

Недостаток литературы требовал ее строжайшего учета и планомерного распределения. С этой целью была проведена национализация книжных запасов в стране, а все библиотечное дело централизовано в Наркомпросе. К концу гражданской войны в его ведении находилось свыше 26 тыс. библиотек. 3 ноября

 

1920      г. был издан декрет Совнаркома о создании единой библиотечной сети РСФСР.

 

Н. К. Крупская рассказывала, как горячо В. И. Ленин интересовался библиотечным делом. «Владимир Ильич уделял много времени на то, чтобы помочь всячески развитию библиотечной сети, возможно лучшему ее снабжению. Он постоянно требовал данных и от Наркомпроса, и от отдельных специалистов, и от РКИ. Он внимательно читал все, что выходило по библиотечному делу» 1 2. В. И. Ленин заботился о своевременном снабжении библиотек кпижными новинками. В своем письме в Нарком-прос он высказал мнение, что развитие библиотечного дела в стране больше всего требует «...вызова соревнования между отдельными губерниями, группами, читальнями...» 1 и правильной постановки отчетности.

 

В Красной Армии в 1919 г. было 7500 стационарных библиотек (в 1918 г.— 3033) и около 2400 передвижных библиотек для обслуживания воинских частей и местного населения.

 

В действующую армию вместе с оружием и людскими пополнениями направлялись книги. Судьба сражений, а в конечном итоге и гражданской войны решалась не только численным превосходством боевых сил и вооружения, но и моральным и идеологическим превосходством, политической сознательностью армий. Революционное сознание придавало Красной Армии огромные силы.

 

Красная Армия была и большой культурной силой. Она несла трудящимся массам не только освобождение, но и революционные идеи.

 

Содержание политико-просветительной работы определялось в первую очередь задачами борьбы с врагом. Перед рабочими и крестьянами раскрывалось подлинное лицо интервентов и их ставленников — Колчака, Деникина, Врангеля, разоблачались контрреволюционные дела различных буржуазных партий, меньшевиков и эсеров. Коммунистическая партия рассказывала народу, что дает ему Советская власть, и призывала его защищать завоевания Октября. Вопросы революционной бдительности, борьбы с голодом, топливным кризисом, повышения производительности труда, помощи фронту, семьям красноармейцев, раненым воинам стояли в центре политического просвещения.

 

В годы войны широко развернулась атеистическая пропаганда. Развитие инициативы и творчества народных масс, формирование у них материалистического мировоззрения и коммунистической морали невозможны были без освобождения их от духовного гнета религии.

 

Коммунистическая партия использовала все средства идейной борьбы для разоблачения поповских «чудес» и религиозных предрассудков. На антирелигиозные темы публиковались статьи и в центральных, и в местных газетах, издавались популярные брошюры, листовки, плакаты.

 

Но борьба с церковью в те годы носила не только идейный характер. Еще К. Маркс писал, что церковь скорее простит отрицание 9/,о своих вероучений, чем нападение на '/ю своих доходов. Так и случилось. Церковь была крупнейшим землевладельцем в России, обладала несметными богатствами. Тесно связанная с эксплуататорскими классами, она активно участвовала в антисоветских выступлениях. Сразу же после победы Октябрьской революции церковники развернули контрреволюционную агитацию, призывали к мятежам, превращали «храмы божии» в тайные склады оружия. В этих случаях против церковников применялись репрессивные меры.

Категория: История | Добавил: fantast (20.10.2018)
Просмотров: 973 | Рейтинг: 0.0/0