Создание школьного дела в первые годы Советской власти 16 октября 1918 г. ВЦИК опубликовал положение о единой трудовой школе. Положение закрепляло достигнутые успехи в демократизации образования: бесплатность и общедоступность школы, освобождение ее от реакционного влияния религии, совместное обучение мальчиков и девочек. Упразднялось разделение школ на начальные, гимназии, реальные училища и т. д. Создавалась единая трудовая школа, которая делилась на две ступени: первая — для детей от 8 до 13 лет и вторая — для детей от 13 до 17 лет. Вводились ученические организации, учащимся предоставлялись широкие возможности для проявления инициативы. Положение устанавливало тесную связь школьного обучения с общественно-производительным трудом. В программе РКП (б), принятой VIII съездом партии, было указано, что «школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» 3.
Политехнизация обучения должна была стать одним из основных принципов новой школы. Она призвана была знакомить учащихся в теории и на практике с научными основами производства, давать учащимся трудовые навыки, необходимые в практической деятельности.
Война и хозяйственная разруха помешали осуществить политехническое образование в сколько-нибудь полном объеме.
Приходилось в основном ограничиваться устройством при школах столярных, слесарных, сапожных и других мастерских.
В сельской местности учащиеся работали на школьных земельных участках.
В системе Наркомпроса были созданы специальные научные учреждения, которые разрабатывали новые учебные программы, вели исследовательскую работу в области народного образования. Для популяризации новых методов учебной работы в 1919 г. была выделена сеть показательных школ. Перестройка школы позволила до конца осуществить демократизацию всего дела народного образования. В. И. Ленин и Советское правительство постоянно заботились о школе, о привлечении учительства на сторону Советской власти.
Выступления В. И. Ленина 2 октября 1920 г. на III Всероссийском съезде комсомола — это его завет многим поколениям советской молодежи. Критикуя старую школу, он вместе с тем предлагал использовать все то, что в ней было положительного. Молодежи предстоит строить коммунистическое общество, а для этого она должна учиться, овладевать знаниями, накопленными человечеством. В. И. Ленин говорил комсомольцам: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить» '. Советская школа призвана не только дать молодежи глубокие знания в различных областях науки и техники, но и воспитывать в ней коммунистическую мораль.
А. В. Луначарский рассказывает о той огромной помощи, какую получал Наркомпрос от В. И. Ленина. Нарком просвещения вспоминает его слова: «Ничего, Анатолий Васильевич, когда-то у нас будет только два громадных Наркомата: Наркомат хозяйства и Наркомат просвещения, которым даже не придется ни в малейшей мере ссориться между собой» ’.
Советское правительство выделяло для народного образования большие по тому времени средства. Ассигнования на просвещение занимали одно из первых мест в бюджете Советской республики.
Даже в самые тяжелые месяцы войны не прекращалось финансирование школьного строительства. Советское правительство делало все возможное, чтобы улучшить положение детей, сберечь их здоровье. 14 сентября 1918 г. Совнарком издал постановление о дополнительном пайке для детей до 5 лет. Детям школьного возраста через школьные столовые и питательные пункты выдавалось добавочное питание. К концу 1919 г. 2458 тыс. ребят получили через Наркомпрос одежду, 9450 тыс.— обувь. Наркомпрос вместе с Наркомздравом открывали лесные школы для ослабленных детей. Летом 1920 г. 40 тыс. детей московских и около 20 тыс. детей петроградских рабочих были вывезены в сельские места — в бывшие дворянские имения.
Большую помощь школе оказывало трудящееся население: бесплатно в свободное время рабочие и крестьяне ремонтировали школьные здания и оборудование, заготовляли топливо.
В 1920 г. в Советской республике1 2 было около 118 400 школ, а учащихся — более 9,7 млн., тогда как перед войной, в 1914 г., в России насчитывалось всего 106 400 школ и 7,8 млн. учащихся.
Особенно бурно росла сеть школ в национальных районах. В школы впервые пришли дети многих национальностей, которым в царской России были закрыты пути к образованию. В 1914 г. в Туркестане насчитывалось немногим более 500 начальных школ и 30 тыс. учащихся. В 1920 г. здесь уже было более 2 тыс. начальных школ и 170 тыс. учащихся. Детей коренных национальностей — узбеков, таджиков, туркмен, киргизов — училось в этих школах в 16 раз больше, чем в 1915 г. В Чувашии в 1913 г. имелось 463 школы, а в 1920 г.— 893.
Таким образом, в Советской республике, находившейся в смертельной схватке с интервентами и белогвардейцами, быстро росло число школ и увеличивалось число грамотных, между тем как во всех европейских странах — Англии, Франции, Германии и других — в результате войны число учащихся резко сократилось.
Однако, несмотря на большую заботу Советской власти о школе, положение ее оставалось очень тяжелым. Хозяйственная разруха затрудняла строительство новых школьных зданий. Школы плохо снабжались учебными пособиями и оборудованием. Нередко военная обстановка заставляла временно занимать школы под лазареты и казармы. Часто школы размещались в неприспособленных помещениях, которые не отапливались, и детям приходилось заниматься в пальто и шапках. Шко лы I ступени посещало 60—65% детей, II —только 7%. Не было мела, карандашей, бумаги. В 1920 г. Наркомпрос получил на полугодие для распределения среди учащихся в среднем один карандаш на 60 учеников, одно перо — на 22, одну ручку—на 12, одну тетрадь —на 2, одну чернильницу — на 100 учеников ’.
При быстром росте числа школ и учащихся и все возрастав шем стремлении трудящихся дать образование своим детям не хватало учительских кадров. К тому же часть учительства, хотя и небольшая, все еще враждебно относилась к Советской власти. Поэтому многие школы не могли нормально работать.
Наркомпрос и органы народного образования на местах принимали энергичные меры для подготовки народных учителей. Летом 1919 г. Наркомпрос издал постановление о преобразовании учительских семинарий на всей территории РСФСР в педагогические курсы или институты для подготовки школьных работников. При высших педагогических учебных заведениях создавались подготовительные группы для рабоче-крестьянской молодежи1 2.
Особенно остро стоял вопрос об учительских кадрах среди нерусских национальностей. Учителей для национальных школ стали готовить только после Октябрьской революции. Темпы подготовки их не поспевали за расширением школьной сети. Так, в Елабужском уезде Казанской губернии осенью 1919 г. было 105 удмуртских школ, а учителей — только 47. По инициативе самого населения здесь открылись высшие учительские курсы. Во всех уездных городах этой губернии были организованы курсы для учителей школ I и II ступеней. В Вятской губернии устраивались губернские и уездные курсы для учителей — удмуртов, татар, марийцев. В Туркестане в 1920 г. учительские кадры готовились в 7 учительских институтах, 2 педагогических школах и на 37 педагогических курсах. Одновременно создавались учебники для национальных школ. Так, одним из создателей новых учебников в Туркестане был основоположник таджикской советской литературы С. Айни, учитель самаркандской школы. Приходилось даже издавать учебники с учетом нескольких наречий у одного и того же народа (мари, удмурты). Началась работа по составлению письменности для тех народностей, которые ее еще не имели.
29 января 1920 г. Совнарком издал декрет за подписью В. И. Ленина о создании при Наркомпросе Главного комитета профессионально-технического образования (Главпрофобр). Это был орган, руководивший подготовкой технических кадров для народного хозяйства страны. В состав комитета вошли народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, члены коллегии комиссариата О. Ю. Шмидт и Ф. В. Ленгник. Шла реорганизация старых и создавались новые технические учебные заведения — от низших до высших. К концу 1920 г. в Главпрофобре было зарегистрировано 59 высших учебных заведений, 328 техникумов, 000 профессионально-технических курсов и 1141 школа. | |
Просмотров: 937 | |