«Военный коммунизм». Изменение в экономической политике Советской власти Советская республика, окруженная кольцом фронтов, находилась в годы гражданской войны, как в осажденной крепости.
Тяжелое военное положение республики, голод, хозяйственная разруха потребовали мобилизации всех материальных ресурсов и экономного, разумного распределения их в интересах обороны. В условиях, котда страна была военным лагерем, пришлось временно отступить от взятого весной 1918 г. курса на постепенное вытеснение капиталистических элементов в городе и деревне и использование товарного производства и обращения для планомерного преобразования экономики России в социалистическую. Необходимо было сосредоточить в руках государства все продовольствие, все товары широкого потребления и удовлетворять ими хотя бы самые основные потребности Красной Армии, рабочего класса и всех трудящихся. Нужно было «запереть» свободную торговлю, которая позволяла городской и деревенской буржуазии спекулировать, наживаться, ухудшая и без того трудное положение рабочих и крестьян.
Продовольственные декреты, принятые Советским правительством весной и летом 1918 г., были рассчитаны на изъятие товарного хлеба у зажиточной части крестьянства, пресечение спекуляции и установление централизованного снабжения трудящихся. Однако эти меры оказались недостаточными, Советское правительство вынуждено было пойти по пути запрещения частной торговли не только хлебом, но и многими другими предметами первой необходимости. 21 ноября 1918 г. Совнарком утвердил декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». В декрете ставилась задача организации снабжения населения только через советскую и кооперативную торговую сеть. С января 1919 г., когда была введена продовольственная разверстка, крестьяне обязаны были сдавать все излишки хлеба государству.
Несмотря на все трудности, которые иногда казались непреодолимыми, проблема снабжения Красной Армии и населения хлебом благодаря продразверстке была в основном решена. Всего с августа 1918 г. по август 1920 г. заготовки составляли 330 млн. пудов хлеба ’. Этот хлеб дал возможность спасти пролетарскую диктатуру в разоренной войной стране.
Заготовка продовольствия и других предметов потребления сосредоточилась в руках Наркомпрода и его местных органов. Все наличные ресурсы распределялись в централизованном порядке на основе «планов использования», составлявшихся Комиссией использования при BGHX. Государство принимало меры для улучшения снабжения продовольствием рабочих промышленных предприятий. В январе 1920 г. «бронированный» (гарантированный) паек получали 750 367 человек, в октябре — ноябре число «бронированных» пайков удвоилось, а в декабре выросло почти в 4 раза. Но получаемый рабочими продовольственный паек был невелик. Так, в Москве рабочие, занятые на самой тяжелой физической работе, получали в месяц 17 фунтов хлеба с примесями, */г фунта мяса или рыбы, 3Д фунта сахара, менее фунта соли и коробок спичек.
Декретом Совнаркома от 20 марта 1919 г. организация распределения возлагалась на потребительские кооперативы. В городах и сельских местностях они объединялись в единый распределительный орган — потребительское общество. Каждый гражданин обязан был стать членом потребительского общества и приписаться к одному из его распределительных пунктов.
Наряду с продразверсткой, характерной чертой экономической политики Советского государства в тот период, была ускоренная национализация промышленности. К осени 1918 г. декрет о национализации предприятий крупной промышленности был осуществлен. В конце 1918 г. государственной, общенародной собственностью стало свыше 3650 предприятий, а в конце 1920 г,—4877. На них было занято до 90% всех наемных рабочих.
На территории РСФСР, Туркестана и Украины в 1918— 1920 гг. в руках Советского государства были сосредоточены все основные предприятия. На этом национализация не остановилась. 29 ноября 1920 г. ВСНХ принял постановление о национализации и мелкой промышленности. Национализации подлежали все промышленные предприятия с числом рабочих свыше 5 человек, при наличии механического двигателя или 10 человек — без механического двигателя. Однако практически это постановление не было проведено в жизнь, так как после гражданской войны потребовалась иная политика.
Процесс национализации промышленности в центральных губерниях по времени не совпадал с национализацией ее на окраинах. В РСФСР национализация крупной промышленности в основном завершилась к началу 1919 г., а на Украине и в Белоруссии — к концу 1920 г. В республиках Закавказья национализация крупной промышленности была проведена после их освобождения от власти буржуазно-националистических правительств в 1920—1921 гг. Крупная и средняя буржуазия, лишенная своей важнейшей материальной базы — собственности на промышленные предприятия, магазины, банки, перестала существовать как класс.
Опираясь на национализированную промышленность, Советское государство использовало материальные ресурсы страны в интересах завоевания победы над интервентами и белогвардейцами.
Для мобилизации всего трудоспособного населения на выполнение работ, необходимых для фронта и тыла, была введена трудовая повинность. Буржуазия привлекалась к обязательному физическому труду. По всей стране создавались комитеты по проведению трудовой повинности (комтруды). Они брали на учет всех трудоспособных, выясняли их специальность и направляли на работу. Лодыри, тунеядцы, всякий, кто отлынивал от работы, объявлялись дезертирами и подлежали наказанию по законам военного времени.
5 октября 1918 г. Совнарком издал декрет о трудовых книжках для нетрудящихся. В них делались отметки о выполнении владельцами книжек возложенных на них общественных работ. 10 декабря 1918 г. был опубликован утвержденный ВЦИК «Кодекс законов о труде», устанавливавший трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Кроме выполнения основной работы, население мобилизовывалось на восстановление дорог, очистку их от снега, заготовку и доставку дров, перевозку грузов.
В результате сокращения производства сельскохозяйственных продуктов и товаров широкого потребления свертьхвался товарооборот и ослаблялись экономические связи между городом и деревней.
Война требовала огромных финансовых затрат. Расходы Совенского государства намного превышали доходы. В 1919 г. дефицит государственного бюджета составил 77,3% к сумме расходов. Недостающие суммы покрывались за счет непрерывной работы печатного станка. Деньги все время обесценивались. На свою заработную плату рабочие на рынке практически ничего не могли купить. Так, на московских рынках фунт хлеба стоил 170 рублей, фунт соли — 350 рублей, пищевой паек в 2700 калорий — 107,5 рублей, а средний дневной заработок рабочего весной 1919 г. в Москве составлял 26 рублей. Никакое повышение заработной платы рабочих и служащих не могло поспеть за ростом цен. Более того, всякое повышение заработной платы в конце концов приводило к еще большему подъему цен на рынках, куда крестьяне привозили ненормированные продукты и где мешочники, спекулянты «из-под полы» продавали хлеб и другие монополизированные государством предметы первой необходимости.
В условиях острой нехватки товаров, безостановочного и прогрессирующего обесценения бумажных денег рыночная торговля все больше принимала форму товарообмена. Крестьяне, продавая продовольствие, стремились получить за него не падающие в цене денежные знаки, а необходимые им товары широкого потребления.
Учитывая сложившуюся обстановку, Советское правительство организовало снабжение населения продовольствием и предметами широкого потребления по твердым, очень низким ценам или даже бесплатно. Наметилась тенденция к натурализации заработной платы рабочих и служащих. Основные продукты питания, являвшиеся государственной монополией, выдавались трудящимся по карточкам и в соответствии с нормами для каждой категории населения — по классовому признаку. Высшую норму получали рабочие оборонных предприятий. Величина пайка не была связана с производительностью труда. С 1 января 1921 г. было введено бесплатное снабжение и обслуживание рабочих и служащих государственных предприятий, членов их семей, членов семей красноармейцев и других категорий трудового населения.
Советское правительство делало все возможное, чтобы облегчить положение трудящихся. Особую заботу оно проявляло о детях. К лету 1919 г. было введено бесплатное снабжение детей продовольствием в городах и промышленных центрах потребляющих губерний. Выделялись товарные фонды для бесплатной выдачи детям белья, обуви и одежды. В крупнейших промышленных центрах — Москве, Петрограде, Иваново-Вознесенске и других городах — создавалась широкая сеть столовых и питательных пунктов, где население пользовалось общественным питанием.
| |
Просмотров: 642 | |