Стачки и демонстрации конца 1890-х годов в России В канун нового столетия в революционно-освободительном движении России, прежде всего в рабочем движении, намечались глубокие сдвиги и перемены. Промышленный подъем сменился глубоким затяжным кризисом. Связанная с ним массовая безработица невероятно затрудняла, а подчас и исключала возможность проведения экономических стачек, которые во второй половине 90-х годов были самой распространенной и наиболее массовой формой рабочего движения. Царское правительство наглело. Когда в мае 1899 г. началась забастовка на Джутовой мануфактуре в Риге (обещанной прибавки к заработной плате не последовало), против рабочих были двинуты войска и полиция. 93 человека были убиты и несколько сот ранено. В июле того же года были расстреляны забастовавшие рабочие приазовских заводов «Русский Провиданс» и Никополь-Мариуполь-ского общества. В обоих случаях рабочие не оказали сопротивления. Но такое положение не могло продолжаться долго. 14 декабря 1899 г. в ответ на снижение расценок началась забастовка рабочих фабрики Паля и Максвеля в Петербурге. В ночь на 17 декабря полиция ворвалась в рабочую казарму, чтобы арестовать «зачинщиков». В полицейских полетели дрова, бочки, ведра. Женщины лили им на голову кипяток, выбрасывали золу и мусор... Этот «бой за правду», как назвали схватку сами рабочие, шел несколько часов. Многие рабочие были высланы из Петербурга, 15 человек отданы под суд.
Выдающимся событием стало празднование майских дней 1900 г. в Харькове. До этого передовые рабочие отмечали свой праздник на загородных сходках и тайных собраниях. Особенностью харьковской маевки было соединение стачечной борьбы рабочих нескольких предприятий с политической демонстрацией, организованной Харьковским комитетом РСДРП. До 10 тыс. рабочих демонстрировали в центре города под красными знаменами. Казаки дважды нападали на демонстрантов и арестовали около 200 участников. На следующий день в железнодорожных мастерских началась забастовка с требованием освободить арестованных. Власти вынуждены были уступить.
Все это свидетельствует о том, что рабочие начинали понимать недостаточность одной только экономической борьбы; намечалось изменение характера и форм борьбы пролетариата.
Пока рабочее движепие не выходило за рамки чисто экономической борьбы, оно не могло привлечь союзников. Положение стало меняться, когда обозначился переход рабочего класса к борьбе с самодержавным правительством, т. е. к политической борьбе.
8 февраля 1899 г. в Петербургском университете должеп был состояться очередной годичный университетский акт. Ректор В. И. Сергеевич предусмотрительно вывесил объявление с перечнем взысканий в случае нарушения порядка во время акта. Студенты возмутились. На сходке было решено покинуть актовый зал, как только на кафедре появится ректор. Так и сделали. На улице студентов встретили казацкие нагайки. После этого возбуждение достигло предела. Три дня продолжались непрерывные сходки. 12 февраля в университете началась всеобщая забастовка. Вслед за тем прекратились занятия в Военно-медицинской академии, Технологическом, Горном, Лесном и Электротехническом институтах. К забастовке примкнули слушательницы Медицинского института и Высших женских курсов. Движение охватило ряд учебных заведений Киева, Харькова, Риги. Всего в конце февраля 1899 г. бастовало около 30 тыс. студентов, из них до !/з в Петербурге.
В мае 1899 г. царь поручил генерал-адъютанту П. С. Ваннов-скому произвести расследование причин и обстоятельств студенческих «беспорядков». Генерал решил дело по-военному. 29 июля, когда движение фактически сошло на нет, были введены так называемые «Временные правила» с рекомендацией об отдаче «бастующих студентов в солдатство». Попытка применить эти правила к участникам студенческих волпепий в Киеве в конце 1900 г. послужила, как мы увидим далее, непосредственным толчком для дальнейшего развития революционного движения. | |
Просмотров: 856 | |