Цусимкое сражение в 1905 году

Цусимкое сражение в 1905 году

Еще 6 апреля 1904 г. было принято решение о посылке эскадры из Балтийского моря на Дальний Восток под командованием начальника Главного морского штаба контр-адмирала 3. П. Рожественского — человека с сильной волей и организаторскими способностями, но жестокого самодура, слабо разбиравшегося в морской тактике. В эскадру включили ряд недостроенных кораблей, поэтому подготовку этого мероприятия закончили лишь к осени 1904 г.

 

10 августа на особом совещании под председательством царя было решено, что эскадра идет для выполнения самостоятельной стратегической задачи — завоевания господства на море и взаимодействия с сухопутной армией, которая будет вести контрнаступление. 2 октября эскадра вышла из Либавы, а в середине октября, придя в Танжер, была разделена на два отряда: один направился через Суэцкий канал, другой, корабли которого не могли из-за своей осадки пройти через Суэц, следовал вокруг мыса Доброй Надежды. В середине декабря оба отряда соединились на Мадагаскаре в Носи-Бе. Здесь были получены сведения о сдаче Порт-Артура и потоплении кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры. Моральное состояние личного состава резко упало, дисциплина с каждым днем ухудшалась. Среди офицерского состава царили уныние и неверие в победу, матросы были охвачены недовольством, вызванным тяжелыми условиями тропического климата, плохим питанием, грубым обращением со стороны командного состава. Вспыхнули волнения на ряде кораблей: «Наварин», «Нахимов» и «Орел». Рожествен-ский беспощадно расправлялся с теми, кто проявлял недовольство, избивал матросов, отдавал их под суд. Эскадра усиленно занималась учениями, но наверстать упущенное было невозможно; проведенные стрельбы показали плохую боевую подготовку эскадры.

 

Рожественский, когда-то активно выступавший за отправку эскадры, теперь понял безнадежность предприятия; он неоднократно писал царю о необходимости отмены похода и невозможности разбить японцев. Николай II, однако, не отменил похода, приказав прорываться во Владивосток.

 

 

3 марта 1905 г. эскадра снялась с якоря и через месяц пришла в бухту Камранг (Индо-Китай). Здесь пришлось постоять более полутора месяцев в ожидании подхода вновь созданной из нескольких тихоходных устаревших кораблей 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. И. Небогагова. Всего кораблями, шедшими вокруг Африки, было сделано 16600 миль. Русские моряки показали себя способными преодолеть большие трудности этого невиданного в истории военно-морского искусства похода; ни один корабль не вышел из строя. 26 апреля подошла эскадра Небогатова, а 1 мая обе эскадры направились к берегам Японии.

 

Рожественский избрал для прорыва во Владивосток Цусимский пролив. Все решения он принимал лично, ни с кем не советуясь. Более того, начальникам отрядов перед боем даже не было дано никаких указаний.

 

Русские имели 12 броненосных кораблей против 13 японских, но обладали превосходством в крупнокалиберной артиллерии. Слабой стороной была разнотипность русских кораблей, часть которых были тихоходными, и недостаточная площадь бронирования. Японские броненосцы, кроме одного старого, представляли собой новые быстроходные корабли. В классе крейсеров японцы вдвое превосходили русских (15 крейсеров против 8); превосходство в миноносцах было подавляющим (63 против 9). Японский флот превосходил русский и по своей боевой подготовке. И все же, несмотря на многие слабые стороны русской эскадры, при искусном руководстве можно было надеяться на известный успех. Следовало компенсировать свою слабость смелостью и решительностью, но этого не случилось.

 

14 мая в районе острова Цусима началось сражение русского флота с японским. Рожественский избрал негибкий строй длинной кильватерной колонны, в которую входили и тихоходные корабли. Скорость русской эскадры была всего 9 узлов, тогда как противник шел со скоростью 16—18 узлов.

 

Японские главные силы шли на пересечение курса русской эскадры. Флагманский броненосец «Суворов» открыл огонь по японскому флагману «Микаса». В это время Того последовательным поворотом взял обратный курс и сдвоил свои корабли. Но Рожественский упустил возможность в момент поворота сблизиться с кораблями противника, которые не могли еще стрелять, нарушить их строй и заодно использовать преимущество своей артиллерии на ближних дистанциях. Японские корабли быстро повернули и открыли ответный огонь, сосредоточив его на броненосцах «Суворов» и «Ослябя». «Ослябя» скоро затонул, а горящий «Суворов» вышел из строя. Находящийся на нем раненый Рожественский и его штаб были переправлены на эсминец «Буйный». Эскадру вели командиры головных броненосцев. Японские корабли, ведя сосредоточенный огонь по головным кораблям, наносили им большой урон. Уклоняясь от охвата, русская эскадра производила сложные маневры; около 16 час. 30 мин. она потеряла соприкосновение с противником. Командование эскадрой принял Небогатой. Через час адмирал Того нагнал русскую эскадру, и бой возобновился. Обгоняя эскадру, японцы сосредоточили огонь на головных броненосцах. Горящий «Александр III» перевернулся; весь экипаж погиб. Затем опрокинулся объятый пожаром «Бородино», из экипажа спасся только один человек. Броненосец «Суворов» был окружен несколькими отрядами японских кораблей, но продолжал геройски отбиваться из единственной уцелевшей 75-мм пушки и пулеметов. После полуторачасового обстрела корабль был атакован эсминцами, которые потопили его со всем экипажем.

 

Того отошел к северу, чтобы утром занять позицию у острова Дажелет и преградить оставшимся русским кораблям путь во Владивосток. Русская эскадра, пытавшаяся идти на север, подверглась атакам японских миноносцев и распалась на отдельные группы и одиночные корабли, которых искали и топили японские миноносцы. Утром 15 мая остатки главных сил под флагом Небогатова были окружены японскими кораблями и сдались. Лишь быстроходный крейсер «Изумруд» не подчинился сигналу о сдаче и прорвался сквозь строй противника. Ночыо 16 мая он сел на мель уже у русских берегов и был взорван командиром из-за ложного опасения захвата корабля японцами. К вечеру японским эсминцам сдался также эсминец «Бедовый», на котором находился Рожественский, перешедший сюда с «Буйного». Во Владивосток удалось прорваться лишь одному легкому крейсеру и двум эсминцам. Три легких крейсера ушли в Манилу, где и были разоружены.

 

Трагическая гибель эскадры явилась в первую очередь результатом бездарного руководства. Ответственность за гибель флота целиком ложится на царизм и его представителей в лице Рожественского и Небогатова. Поражение при Цусиме не омрачает память героев, павших в бою.

 

Цусимская трагедия была последним актом русско-японской войны. Ленин в статье «Разгром» так оценил значение Цусимы: «Русский военный флот окончательно уничтожен. Война проиграна бесповоротно... Перед нами не только военное поражение, а полный военный крах самодержавия» Новое поражение всколыхнуло народные массы, явилось еще одним толчком к развитию революции. Теперь уже и царь, наконец, понял, что выиграть войну невозможно. 24 мая особое совещание в Царском Селе высказалось за немедленное прекращение войны.

 

Япония со своей стороны, несмотря на победу, добивалась мира, так как продолжение войны грозило ей не только финансовым крахом, но и внутренними волнениями. Через три дня после Цусимского сражения министр иностранных дел Японии Комура поручил японскому послу в США просить Рузвельта о посредничестве. 25 мая американский посол в Петербурге встретился с Николаем II, который дал согласие на начало мирных переговоров.

Категория: История | Добавил: fantast (23.10.2018)
Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0