Героическая оборона Порт-Артура и попытки контрнаступления После неудачи первого штурма Порт-Артура японцы начали усиленные осадные работы. Защитники Порт-Артура проявили большую изобретательность в обороне. Оборона крепости была усилена орудиями, снятыми с кораблей. Лейтенант Н. Л. Подгурский (минный офицер с крейсера «Баян») предложил установить в укреплениях катерные минные аппараты, выбрасывавшие мину на 100 шагов. По его предложению по деревянным лоткам в японские траншеи 5 сентября впервые скатили шаровую мину заграждения.
В начале сентября японские траншеи вплотную подошли к Кумирненскому и Водопроводному редутам. 6 сентября начался второй штурм Порт-Артура. Направление главного удара было избрано японским командованием на горы Длинную и Высокую. Последняя представляла собой превосходный наблюдательный пункт, с ее потерей положение обороняющихся резко ухудшалось.
7 сентября японцы заняли Водопроводный и Кумирнен-ский редуты, овладели горой Длинной и атаковали Высокую. Два дня здесь шел ожесточенный бой, но русские войска, умело руководимые генералом Кондратенко, отстояли своп позиции. После неудачи под Высокой Ноги прекратил атаки. Второй штурм снова принес японцам огромные потерн без существенных успехов. Под Порт-Артуром наступило временное затишье.
В сентябре 1904 гнесмотря на отступление из-под Ляояна, сложилась обстановка, благоприятная для русской армии. Портартурский гарнизон отбил два сильных штурма и сковал крупные силы противника. Японские войска в Маньчжурии теперь уступали по численности усилившейся русской армии и почти не имели резервов. В этих условиях Куропаткин, желая реабилитировать себя перед царем и армией за постоянные отступления и неудачи, принял правильное решение о контрнаступлении. Но получилось так, что с самого начала командование стало делать все, чтобы заглушить наступательный порыв армии и сорвать наступление. Главный удар наносился лишь третью сил и к тому же в гористой местности, вспомогательный — четвертью, а около половины войск удерживалось в тылу и на охране флангов.
Русское наступление на правое крыло японцев застало их врасплох и имело шансы на успех, но развивалось крайне медленно и нерешительно. Японцы сумели подтянуть подкрепления и организовать оборону, а затем перешли в контрнаступление своим левым крылом. Их удалось остановить, но весьма дорогой ценой; свыше 40 тыс. человек потеряла русская армия в сражении на р. Шахэ, обе стороны были обессилены и перешли к обороне. Началась позиционная война.
Перед японским командованием встал вопрос, что делать дальше. Шансов на успех нового наступления в Маньчжурии не было, для этого не хватало сил. Поэтому японская Ставка отдала приказ генералу Ноги овладеть Порт-Артуром во что бы то ни стало. С 18 сентября японцы начали обстреливать крепость из 11-дюймовых гаубиц. Так как укрепления Порт-Артура были рассчитаны на огонь орудий калибром не свыше б дюймов, тяжелые японские снаряды пробивали насквозь бетонные стены фортов и батарей, производя большие разрушения. Японцы готовили штурм, надеясь взять Порт-Артур ко дню рождения микадо (21 октября).
Замысел Ноги, как и во время первого штурма, состоял в прорыве обороны на восточном участке. Здесь было сосредоточено около трех дивизий (свыше 30 тыс. штыков), которым противостояло не более 8 тыс. защитников крепости (из общего числа 20 тыс.). С утра 14 октября началась усиленная бомбардировка крепости, однако штурм снова провалился. Ноги решил продолжать осадные работы. Началась упорная борьба за форты. Подземная минная война приняла широкие размеры. К середине ноября японцам удалось утвердиться во рвах фортов II и III. Положение защитников крепости было трудным. Гарнизон постепенно редел от боевых потерь и болезней, среди участников обороны началась цинга.
В начале ноября под Порт-Артур прибыла свежая кадровая японская дивизия (7-я), и силы Ноги возросли; они втрое превышали по боевому составу гарнизон Порт-Артура.
13 ноября начался четвертый штурм. Японцы снова попытались прорвать оборону, но защитники Порт-Артура отбили все атаки противника. Тогда Ноги решил перенести главный удар на другой участок, поставив войскам задачу овладеть горами Высокой и Плоской. Здесь оборону держал 5-й стрелковый полк полковника Третьякова. 14 ноября после мощной артиллерийской подготовки начались ожесточенные и длительные бои за Высокую. Над Высокой круглые сутки стояло сплошное облако пыли и дыма, ее укрепления были разрушены. Но героические защитники Высокой держались. Лишь 22 ноября, пользуясь ослаблением русского гарнизона, понесшего большие потери, японцы захватили гору Высокую, а затем Плоскую, Дивизионную и другие высоты на западном участке обороны.
Падение Высокой повлекло за собой гибель остатков флота. Японцы установили на Высокой наблюдательный пункт и начали расстрел кораблей во внутреннем рейде. Из крупных кораблей уцелел только броненосец «Севастополь», командир которого капитан 1-го ранга Н. О. Эссен перевел корабль в бухту Белый Волк. Здесь «Севастополь» выдержал в течение ряда дней шесть атак японских миноносцев, был поврежден и сел на грунт, но до конца осады вел перекидной огонь из своих башенных орудий.
К началу декабря положение Порт-Артура стало тяжелым; его гарнизон вместе с больными и ранеными насчитывал около 14 тыс. штыков — в 4—5 раз меньше, чем противник. Японцы подошли вплотную к линии фортов, вторая и третья линии обороны были относительно слабы. Кондратенко стремился, насколько возможно, продлить сопротивление. 2 декабря его не стало: 11-дюймовый снаряд пробил каземат форта, Кондратенко, Рашевский и еще семь офицеров были убиты; начальником сухопутной обороны стал генерал А. В. Фок — противник упорной обороны с самого начала осады крепости. | |
Просмотров: 457 | |