Портсмутский мир. Итоги русско-японской войны Посредничество США было вовсе не бескорыстным. США, не скрывавшие своих симпатий к Японии в начале войны, теперь были обеспокоены ее успехами. В их расчеты не входило чрезмерное усиление Японии. Этим и объясняются энергичные усилия американского правительства поскорее примирить воюющие страны. Англия со своей стороны также не желала дальнейшего усиления Японии и стала постепенно закрывать для нее свой денежный рынок. Лишившейся помощи своих «друзей», Японии приходилось умерять свои аппетиты.
Мирная конференция началась 27 июля в Портсмуте (США) и продолжалась почти целый месяц. Японскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Комура, русскую — С. Ю. Витте. На переговорах Витте держал себя так, как будто с Россией «приключилось в Маньчжурии небольшое несчастье, и только» '. В заявлении для прессы Витте доволь-ио прозрачно намекнул, что на «непомерные требования» Россия не согласится. Требования крайних японских агрессивных кругов простирались на Квантуй, Сахалин, Камчатку, Приморье, не считая 3 млрд. руб. контрибуции. Понимая нереальность этих требований, японское правительство предъявило более умеренные условия мира, которые включали уступку аренды Квантуна и железной дороги Порт-Артур — Харбин, передачу Сахалина, уже занятого японскими войсками, признание Кореи сферой интересов Японии, установление в Маньчжурии принципа «открытых дверей», предоставление японцам рыболовных участков в русских водах, а также уплату крупной контрибуции. Витте принял условия, касающиеся Кореи и Маньчжурии, но категорически отверг требования уступки Сахалина и уплаты контрибуции. Переговоры зашли в тупик.' Тогда «честный маклер» Т. Рузвельт посоветовал царю пожертвовать Сахалином. 10 августа царь сообщил, что половину острова он готов отдать, но на другие уступки не согласен. Об атом Рузвельт сообщил микадо, советуя согласиться на русские предложения и подчеркнув, что в случае продолжения войны Япония не будет встречать прежней поддержки у США. Находясь в безвыходном положении, Япония уступила. 23 а&5 густа был подписан мирный договор, по которому, помимо вышеуказанных условий, Россия вынуждена была передать Японии южную часть Сахалина до 50-й параллели. Пункт о контрибуции был снят; Россия по особому соглашению заплатила лишь за содержание русских пленных.
Война закончилась «благопристойным», как выразился Витте, миром. Условия договора были ближе к русской программе мира, чем к японской, но никакие «приличные» условия мира не могли покрыть тяжесть и унизительность поражения, понесенного царской Россией. Авантюристическая дальневосточная политика царизма потерпела полный крах. «Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну старого и нового буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению» ’.
«Военное могущество самодержавной России оказалось мишурным,— отмечал Ленин.— Царизм оказался помехой современной, на высоте новейших требований стоящей, организации военного дела, — того самого дела, которому царизм отдавался всей душой, которым он всего более гордился... Гроб повапленный — вот чем оказалось самодержавие в области внешней защиты, наиболее родной и близкой ему, гак сказать, специальности» 1 2.
Война стоила народам России и Японии больших жертв. Русская армия потеряла около 270 тыс. человек, в том числе свыше 50 тыс. погибшими. Общие потери Японии составили 270 тыс. человек, в том числе свыше 86 тыс. погибшими. Так расплачивались русский и японский народы за преступную политику своих империалистических правительств. | |
Просмотров: 15812 | |