Революция 1905 года. Разногласия в рабочем движении. Два съезда —две партии Революция с невиданной остротой поставила задачу сплочения рабочего класса и объединения его партии. Большевики взяли на себя инициативу созыва нового съезда, целью которого было преодоление имевшихся разногласий, выработка политической тактики пролетарской партии в революции, превращение партии в боевой штаб по руководству всенародной борьбой против самодержавия.
Бюро, избранное большинством комитетов РСДРП, работавших в России, и ЦК партии приняли энергичные меры для обесценения максимального представительства на съезде всех местных комитетов партии. Однако меньшевики, продолжая свою раскольническую политику, в последний момент не приняли участия в работе съезда. Съезд был созван в Лондоне 12—27 апреля (25 апреля — 10 мая) 1905 г. в составе 24 делегатов с правом решающего голоса и 14 — с правом совещательного. Делегаты с правом решающего голоса представляли 21 большевистский комитет крупнейших пролетарских центров.
Меньшевики в те же дни собрались сепаратно в Женеве. Ввиду недостаточности представительства меньшевистский съезд был конституирован как конференция партийных работников. И большевистский съезд, и меньшевистская конференция обсуждали один коренной во всякой революции вопрос — о власти.
Резолюции, принятые большевистским съездом и меньшевистской конференцией, выявили коренные разногласия по важнейшим вопросам политики и тактики, в том числе об отношении к Временному революционному правительству — органу революции — и вооруженному восстанию, вставшему уже в порядок дня. Раскол в партии углубился. Опасность его была тем более велика, что разногласия оказались перенесенными в область непосредственной практической политики партии, серьезно ослабляя позиции рабочего класса в борьбе с самодержавием.
Сразу же после съезда, в июне—июле 1905 г., Ленин написал книгу «Две тактики социал-демократии в демократической революции». В конце июля 1905 г. ленинский труд вышел в свет в Женеве, а затем по постановлению ЦК РСДРП был дважды переиздан в России. Работа Ленина, основанная на анализе резолюций III съезда РСДРП и меньшевистской конференции, а также выступлений меньшевистских теоретиков в новой «Искре», опиралась на опыт, накопленный революцией. Ленин раскрыл принципиальную основу разногласий между большевиками и меньшевиками и наметил пути их преодоления с целью объединения всей партии на большевистской тактической платформе.
Особенности российской революции. «Гвоздем» разногласий была оценка типа буржуазной революции, происходившей в России. Меньшевистские теоретики догматически переносили на Россию схему расстановки классовых сил прошлых буржуазных революций. Буржуазию они по-прежнему считали революционным классом, а крестьянство рассматривали как союзника буржуазии. Меньшевики не оценили тех изменений в расстановке классовых сил, которые внесло самостоятельное выступление пролетариата как класса.
На примере российской революции Лепин впервые раскрыл особенности расстановки классовых сил, типичной для буржуазной революции эпохи империализма. Теперь три политических лагеря отчетливо выступали на политической арене: правительственный (высшая бюрократия, правые черносотенцы, крепосгники-помещики), либерально-буржуазный (буржуазия, верхушка буржуазной интеллигенции, либеральные помещики-земцы) и демократический (рабочий класс как главная, руководящая сила, крестьянство, городская мелкая буржуазия и интеллигенция).
Пролетариат — передовой борец за демократию. Меньшевики выступили против активного руководящего участия пролетариата в буржуазно-демократической революции; их позиция закреплялась тактическими решениями меньшевистской конференции об отказе пролетарской партии участвовать во Временном революционном правительстве. Само это правительство рассматривалось меньшевиками как диктатура буржуазии, а роль пролетарской партии по отношению к нему сводилась к парламентской оппозиции.
Эта тактика заведомо отдавала буржуазии все завоевания народа и революции, подчиняя буржуазии пролетариат и политически. Вся тактика пролетарской партии строилась меньшевиками по принципу: лишь бы не отпугнуть либеральную буржуазию. Отсюда отказ от пролетарских средств борьбы, умаление роли вооруженного восстания, которое ставилось в один ряд с традиционно буржуазными парламентскими легальными формами, вроде упования на создание Временного революционного правительства мирным легальным актом Учредительного собрания. Меньшевистская тактика резко расходилась с требованиями жизни, но это не смущало меньшевиков, приносивших судьбу революции в жертву мертвой оппортунистической доктрине.
Величайшая заслуга Ленина состояла в том, что он раскрыл истоки и вред меньшевистского отрицания значения демократизма в борьбе пролетариата за социализм.
Вопреки сектантской политике меньшевиков, которые отводили на долю пролетариата только чисто социалистические задачи и воспитывали в нем равнодушие к задачам демократическим, Ленин раскрыл тесную взаимосвязь демократизма и социализма в буржуазно-демократических революциях империалистической эпохи.
В. И. Ленин доказал, что в таких странах, цак Россия, вступивших в эпоху империализма с неразрешенными бур-жуазно-двхмократическими задачами, «рабочий класс страдает не столько от капитализма, сколько от недостатка развития капитализма» Поэтому именно рабочий класс заинтересован в возможно более полной и последовательной ликвидации всех остатков крепостничества как в экономическом, так и в политическом строе страны. В буржуазно-демократической революции нового типа возникла новая проблема, проблема степени демократизма в результате победы революции. Пролетариат выступил как класс, заинтересованный в максимальной демократизации, максимальной «расчистке почвы» от пережитков отжившего феодального строя, максимально благоприятных условиях для развития капитализма именно с точки зрения подготовки условий для социалистической революции. Ленин считал российскую буржуазно-демократическую революцию двигателем мировой социалистической революции1 2.
Меньшевики ограничивали революцию задачами буржуазно-демократических преобразований и воздвигали стену между ней и социалистической революцией. Троцкий и Парвус, наоборот, игнорировали буржуазный характер происходившей революции и рассматривали ее как социалистическую. Они вели борьбу против ленинской идеи революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, считали, что в результате победы революции к власти непосредственно придет рабочий класс. Авантюристическая политика троцкистов была ещо и сектантской, обрекавшей пролетариат на одиночество. В конечном счете и их тактика вела революцию к поражению.
Разоблачая меньшевиков и троцкистов, большевики тем самым способствовали успешному решению национальных и интернациональных задач мирового пролетарского движения. На опыте борьбы российского пролетариата в 1905 г. Ленин установил, что буржуазно-демократическая революция в империалистическую эпоху была необходимым подготовительным этаном к революции социалистической. В силу зрелости классовых противоречий, свойственных империализму, победа буржуазнодемократической революции обеспечивала условия для быстрого перерастания в социалистическую революцию.
Контрреволюционность либеральной буржуазии. Игнорируя и принижая роль пролетариата в демократической революции, меньшевики не учитывали и изменений в политической позиции буржуазии. Между тем самостоятельные классовые выступления пролетариата неизбежно вызывали сдвиг буржуазии вправо, в сторону контрреволюции. Каждая победа пролетариата, усиливая его классовые позиции, была непосредственной угрозой буржуазии. Буржуазия оказалась не заинтересованной в полной и последовательной победе демократизма, поскольку она нуждалась в поддержке со стороны старой власти (в России — со стороны царского самодержавия) для борьбы с революционным пролетариатом. Все это обусловило отказ российской либеральной буржуазии и ее главного политического течения «освобожденцев», будущих кадетов, от использования традиций западного буржуазного республиканизма и утверждение либерального монархизма. Меньшевики, идеализировавшие роль либеральной буржуазии, затушевывали истинное значение политической эволюции этого класса, превращение его в класс контрреволюционный по отношению к революционному пролетариату.
Новая расстановка классовых сил породила «предательскую неустойчивость» буржуазного либерализма, колебания его между оппозицией царизму и изменой революции. Буржуазия боялась революционного народа и стремилась к мирной сделке с самодержавием.
Меньшевики выступили фактическими пособниками либеральной буржуазии, стремившейся перевести революцию на мирный конституционный путь.
Революционное крыло буржуазной демократии. Союз рабочего класса и крестьянства. Отказ либеральной буржуазии эпохи империализма от революционной борьбы определил тактику большевиков по отношению к ней. Большевики считали необходимым использование оппозиционных выступлений либеральной буржуазии, разоблачая вместе с тем узкоклассовый, своекорыстный их характер, предупреждая возможность предательства.
Главная задача большевистской тактики определялась ленинской формулой: «Парализовать неустойчивость буржуазию. Речь шла о политической изоляции либеральной буржуазии, о высвобождении из-под ее влияния радикальной мелкой буржуазии и прежде всего крестьянства.
Уже на опыте буржуазных революций XIX в. Марксом и Энгельсом было установлено принципиальное различие исторической роли различных слоев буржуазной демократии — либерально-консервативной крупной буржуазии и радикальной, революционной, мелкой буржуазии — крестьянства. Эго различие еще более четко определилось в эпоху империализма. Меньшевики же придерживались отжившей традиционной схемы революций XVIII в., где буржуазия выступала как вождь революции, а крестьянство было ее союзником.
Между тем выступление пролетариата в качестве наиболее передового и последовательного борца за демократию и соглашательские колебания либеральной буржуазии создали объективные возможности для перегруппировки классовых сил в освободительном движении.
При всем различии классовых позиций пролетариата и крестьянства на буржуазно-демократическом этапе революции у них была общая цель— наиболее полная и решительная победа революции в целях уничтожения помещичьего землевладения, передачи земли народу, ликвидации самодержавной монархии как политического оплота помещиков, установления демократической республики.
В. И. Ленин поставил перед большевиками задачу создания союза пролетариата и крестьянства в революции. Пролетариат выступал в качестве вождя в этом союзе, помогая преодолевать ошибки и присущие крестьянству либерально-монархические колебания, поднимая крестьянство до уровня политической сознательности основной массы рабочих. Крестьянство выступало союзником пролетариата, и его непосредственное активное участие в борьбе глубже всего раскрывало общенародный характер буржуазно-демократической революции. Союз рабочего класса и крестьянства был главной силой революции в борьбе с самодержавием; от его прочности зависела судьба революции.
Политической формой союза должна была явиться революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства.
Ленин открыл эту форму как высший тип буржуазной демократии. Такая власть могла быть только результатом победоносного вооруженного свержения царизма. Определяя роль пролетариата как гегемона в буржуазно-демократической и социалистической революциях, Ленин писал: «Пролетариат должен провести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии». Таким образом, революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства подготавливала переход к диктатуре пролетариата.
| |
Просмотров: 585 | |