Восстание в армии и на флоте в 1905 году В столкновениях с регулярными войсками ярче всего обнаруживались слабость крестьянского движения, его стихийность, неорганизованность, разрозненность крестьянских выступлений, отсутствие прочных связей с городскими рабочими.
Октябрьская всероссийская политическая забастовка, растущее крестьянское движение поколебали самую прочную опору царизма — вооруженные силы. Началось массовое солдатское революционное движение. С октября 1905 г. до начала 1906 г. было 195 массовых солдатских выступлений, в то время как в первые месяцы революции их было всего 76. Со второй половины октября 1905 г. наблюдаются не единичные случаи, как прежде, а массовое участие солдат во всенародных митингах и демонстрациях. Под влиянием революционной борьбы пролетариата, вырвавшей у царя манифест о демократических свободах, у солдат зарождалась надежда на возможность улучшения своего положения. По примеру рабочих они поднимались на борьбу, организовывались, предъявляли начальству коллективно выработанные требования. Самой распространенной формой солдатского движения стала политическая стачка; ею руководили выборные солдатские организации. Случаи отказа солдат от несения полицейской службы и подавления революционных выступлений рабочих и крестьян стали более частыми. Солдаты вступались за своих товарищей, не допускали их ареста или силой оружия освобождали арестованных. Возбужденные солдаты нападали на особо ненавистных начальствующих лиц, покушались на их жизнь.
По новейшим подсчетам, только в конце октября и в ноябре 1905 г. имело место пять вооруженных солдатских митингов, шесть вооруженных демонстраций, пять случаев захвата власти в отдельных воинских частях и гарнизонах, два выступления казачьих частей и семь вооруженных солдатских выступлений, сопровождавшихся борьбой с верными правительству войсками
К осени 1905 г. развернули свою нелегальную работу в войсках революционные партии. Самыми активными были большевики. Число военных социал-демократических организаций достигло 27, тогда как до революции их было всего 3. В Москве, Одессе и ряде других городов до своего слияния (в связи с объединительным движением) в конце 1905 — начале 1906 г. действовали параллельно две военные социал-демократические организации: большевистская и меньшевистская. В Саратове и некоторых других городах, где организации не раскалывались после II съезда РСДРП, была единая социал-демократическая военная организация. Создали военные революционные организации и наиболее крупные национальные социал-демократические партии. Действовали и эсеровские военные организации. Среди солдат распространялись листовки, создавались нелегальные революционные ячейки. В литературе, предназначенной для солдат, большевики обычно избегали касаться сугубо партийных вопросов, идейных разногласий между революционными партиями различных направлений. Большевики стремились привлечь солдатскую массу выдвижением и популяризацией тех самых общенародных требований, которые стали платформой деятельности Советов рабочих депутатов. «Требования солдат-граждан,— писал Ленин,— суть требования социал-демократии, требования всех революционных партий, требования сознательных рабочих» 1 2.
Одним из наиболее крупных выступлений солдат и матросов было восстание в крепости Кронштадт. Всероссийская октябрьская политическая забастовка оказала сильное влияние на солдат и матросов и вызвала среди них брожение. Наиболее революционная часть матросов обсуждала вопрос о переходе к вооруженному восстанию. Кронштадтская большевистская организация, которую возглавлял член Петербургского комитета РСДРП К. С. Жарновецкий, еще не успела окрепнуть, но была значительно сильнее, чем недавно возникшая эсеровская.
Большевики считали нецелесообразным форсировать восстание и прилагали все усилия для возможно лучшей его подготовки. Большое значение для организации массы имел митинг, проведенный в воскресенье 23 октября, на котором присутствовало несколько тысяч солдат и матросов. Начались выборы делегатов от отдельных воинских частей, и на 30 октября готовилось предъявление общегарнизонной организацией депутатов требований солдат и матросов начальству.
Однако в атмосфере всеобщего возбуждения произошли неожиданные события. Утром 26 октября с криками «Ура, свобода!» выступили на улицу солдаты 2-го крепостного пехотного батальона; к ним присоединились матросы учебно-минного отряда и команда 7-го экипажа. Военные власти прибегли к репрессиям. Это привело к стихийному восстанию флотских экипажей и солдат крепостной артиллерии. Кронштадт оказался во власти восставших. Стремясь дискредитировать революционное выступление, дезорганизовать и ослабить его, военные власти совместно с полицией при участии мракобеса Иоанна Кронштадтского и нескольких других священников спровоцировали разгром казенных винных лавок и бесчинства хулиганов. Несмотря на двухдневное геройское сопротивление передовой части солдат и матросов, стянутым в Кронштадт правительственным войскам удалось подавить восстание.
30—31 октября, произошло стихийное восстание матросов и солдат в другом конце страны — во Владивостоке; оно было вызвано задержкой запасных после окончания войны с Японией. Восставшие разгромили квартиры офицеров, разбили помещение гауптвахты, освободили арестованных.
Но самым крупным революционным выступлением на флоте и в армии было вооруженное восстание в Севастополе в ноябре 1905 г. Стачечное движение севастопольских рабочих и служащих, начавшееся с первых дней ноября, слилось с волнениями флотских команд. Команда крейсера «Очаков» громко требовала: «Командира долой!». Команда броненосца «Пантелеймон» (так был переименован крамольный «Потемкин») враждебно встретила командующего флотом. На берегу происходили митинги рабочих, матросов и солдат.
11 ноября командование решило силой разогнать пятитысячный митинг. С этой целью были присланы боевые роты. Матрос К. Петров из их состава, случайно услышавший провокационное распоряжение начальства, на глазах у всех зарядил винтовку, тремя выстрелами смертельно ранил штабс-капитана Штейна и легко ранил контр-адмирала Писаревского. Петров был арестован, но боевые роты отказались стрелять в митингующих. Вскоре матросы освободили своего товарища.
Эти события явились началом стихийно вспыхнувшего восстания. Для руководства восстанием был избран Совет матросских, рабочих и солдатских депутатов. К нему фактически перешла в горЪде власть.
Незадолго до восстания севастопольская социал-демократическая военная организация была сильно ослаблена многочисленными арестами. Командированные в Севастополь партийные работники не успели за несколько дней наладить нарушенные связи. Среди нового пополнения выделялся меньшевик И. П. Во-роницын, которого избрали председателем Совета матросских, рабочих и солдатских депутатов.
В Севастополе действовало немало большевиков. В военной социал-демократической организации работали: И. Сиротенко (на броненосце «Пантелеймон»), А. И. Гладков, С. П. Частник, П. Г. Антоненко (на крейсере «Очаков») и др. Накануне восстания в Севастополь приехал агент большевистского ЦК РСДРП Г. И. Крамольников
В ноябрьском восстании участвовали большевики: Н. А. Кремлянский, И. Н. Криворуков (Иваненко), М. М. Ко-стеловская, С. Н. Макаров и В. И. Чекмарев (С. С. Клименко) 2.
Социал-демократическая организация стремилась внести в движение сознательность, придать ему организованность.
Совет матросских, рабочих и солдатских депутатов организовал охрану казарм и патрулирование по городу для поддержания революционного порядка. Революционные патрули разоружали офицеров. Совет выработал требования матросов и солдат. Присоединяясь к всероссийским требованиям созыва Учредительного собрания на широкой демократической основе и введения 8-часового рабочего дня, севастопольцы требовали немедленного освобождения всех военных политических заключенных, неприкосновенности личности депутатов, снятия военного положения, отмены смертной казни и удаления из города всех боевых рот и казаков. 12 п 13 ноября были для царских властей критическими. Безоружные офицеры вынуждены были покинуть крейсер «Очаков»; командные должности замещались выборными нз матросской среды. Забастовали железнодорожники станции Севастополь. В городе не прекращались митинги и демонстрации. Народ восторженно встретил призыв лейтенанта П. П. Шмидта продолжать начатую борьбу. Это был один из немногих офицеров царской армии и флота, перешедших тогда на сторону народа. Революционер-демократ Шмидт согласился командовать восставшими кораблями и установил связь с Советом матросских, рабочих и солдатских депутатов. Исполнительный орган Совета постановил перейти к решительным действиям.
Между том к восставшему «Очакову» присоединились «Пантелеймон» и несколько миноносцев. Вечером 14 ноября вооруженные матросы напали в порту на арсенал и завладели оружием, патронами, а также ударниками, которые офицеры сняли с орудий большинства броненосцев, чтобы не дать возможности революционным кораблям открыть огонь. Ночью удалось захватить еще несколько военных кораблей.
Утром 15 ноября на всех восставших кораблях взвились красные флаги. На «Очакове» был поднят сигнал: «Командую флотом. Шмидт». Царила атмосфера подъема. Шмидт направился вдоль всей эскадры на миноносце «Свирепый». Часть кораблей приветствовала ого, другая — отнеслась враждебно, находясь во власти офицеров, и готова была к подавлению восстания. Отряд восставших матросов во главе с командующим Шмидтом освободил арестованных матросов-потемкинцев из плавучей тюрьмы «Прут».'
И все же восставшие действовали медленно, недостаточно решительно перешли к вооруженной борьбе, страдали самоуспокоенностью и излишней доверчивостью к офицерам. Этим не преминули воспользоваться осмелевшие царские власти. Опираясь на большую часть флота, которую им удалось удержать в своих руках, и на вновь прибывшие в Севастополь войска, они перешли в наступление и жестоко подавили восстание. Лейтенант Шмидт и три его ближайших помощника — машинист А. И. Гладков, комендор Н. Г1. Антоненко и баталер С. П. Частник — были расстреляны на острове Березань в начале 1906 г.; сотни участников восстания были приговорены военным судом к разным срокам заключения в крепости и тюрьме, высланы на каторгу. «Восстание Крыма побеждено,— писал Ленин 18 ноября 1905 г.— Восстание России непобедимо» ’.
Отдельные восстания, с громадной быстротой прогрессировавшие, по широте, силе и упорству ярко свидетельствовали О том, что развитие событий вплотную подводило независимо от субъективных желаний отдельных групп и партий к всеобщему восстанию рабочих, крестьян, солдат и матросов. | |
Просмотров: 7161 | |