Подъем крестьянской революции. Всероссийский крестьянский союз в 1905 году Осенью 1905 г. крестьянское движение достигло своего апогея: оно охватило 240 уездов Европейской части России, т. е. 7г их общего числа (без Прибалтики и Кавказа). Преобладали наступательные формы движения — открытые восстания сотен и тысяч крестьян против помещиков, охватывавшие целые районы страны. По приблизительным данным Министерства внутренних дел, крестьянами в этот период было разгромлено до 2 тыс. помещичьих усадеб; размеры убытков помещиков составили около 29 млн. руб. В некоторых районах, например в Балашовском уезде Саратовской губернии, были уничтожены буквально все помещичьи усадьбы, По так было не везде. Ленин писал: «К сожалению, крестьяне уничтожили тогда... только пятнадцатую часть того, что они должны были уничтожить, чтобы до конца стереть с лица русской земли позор феодального крупного землевладения» '.
В условиях революции быстро росла политическая сознательность миллионных масс народа, порывавших с традициями вековой покорности царю, церкви, земским начальникам. О крупных политических сдвигах в сознании крестьянства свидетельствовала первая и единственная в истории России попытка организации самостоятельной массовой крестьянской партии. Зародышевой формой такой партии был Всероссийский крестьянский союз. Созданный летом 1905 г. по инициативе мелкобуржуазной демократической интеллигенции, «Крестьянский союз рос со сказочной быстротой в период революционного вихря» 1 2. К концу 1905 г. Всероссийский крестьянский союз объединял не менее 200 тыс. членов, в составе его было, по неполным данным, 470 волостных и сельских организаций.
В ноябре 1905 г. в Москве состоялся съезд Крестьянского союза, в котором приняло участие 187 представителей от 27 губерний Европейской части России. Съезд потребовал ликвидации частной собственности и передачи всей земли, в первую очередь помещичьей, в «общую собственность» всего народа. Окончательное принятие закона о земле возлагалось как главная задача на всенародное Учредительное собрание. Съезд постановил передать всю землю в пользование тем, «кто будет ее обрабатывать силами своей семьи, без наемного труда». Мелкобуржуазный утопизм, типичные «крестьянские предрассудки» о возможности избежать ужасов капиталистической эксплуатации путем уравнительного распределения земли не могли заслонить революционной сути крестьянской программы. По существу крестьяне требовали национализации всей земли, означавшей, по оценке Ленина, «полный разрыв с крепостническими распорядками в деревне» 3.
Политическая платформа Крестьянского союза была расплывчата и неопределенна. Выдвинув лозунг созыва всенародного Учредительного собрания, съезд отклонил предложение представителя РСДРП большевика А. В. Шестакова о включении в резолюцию требования демократической республики.
В. И. Ленин учил большевиков «терпеливо и выдержанно» разъяснять крестьянам «их ошибки в понимании задач демократизма и социализма». Он писал о Всероссийском крестьянском союзе, что это была «безусловно „почвенная", реальная организация масс, безусловно революционная в своей основе, способная применять действительно революционные методы борьбы, не суживавшая, а расширявшая размах политического творчества крестьянства, выдвигавшая на сцену самих крестьян с их ненавистью к чиновникам и помещикам...» Особо отметил Ленин решение ноябрьского съезда Всероссийского крестьянского союза об организации совместно с городскими рабочими всеобщей стачки в поддержку требований народа, видя в этом одно из реальных проявлений союза рабочего класса с крестьянством '.
В местечке Сорочинцах (Миргородского у. Полтавской губ.), в с. Слободском (Вятского у. Вятской губ.) и в ряде других районов страны местные комитеты Крестьянского союза возглавили вооруженные крестьянские восстания. Там, где общий натиск революции парализовал царские власти, комитетам Крестьянского союза удавалось на короткий период захватывать в свои руки всю фактическую власть. Возникали своеобразные «крестьянские республики», и крестьянские комитеты действовали в них как зародышевые формы новой, революционной власти. В октябре — ноябре 1905 г. в Сумском уезде (Харьковской губ.) комитет Крестьянского союза под руководством А. Щербака создал народную милицию, сместил местные власти и установил контроль над всем районом. О проведенной под руководством комитета забастовке сельскохозяйственных рабочих свеклосахарных заводов Щербак в ноябре 1905 г. рассказывал на заседании Петербургского Совета рабочих депутатов: комитет возглавил бойкот помещиков, крестьяне организованно отказывались платить подати и т. п. В Сумах явочным порядком было издано два номера «Крестьянской газеты».
В Марковской волости (Волоколамского у. Московской губ.) возникла «Марковская республика». Выборная народная власть была установлена в середине ноября крестьянами сел Старый Буян и Царевщина (Самарского у. Самарской губ.). Кроме комитетов Крестьянского союза, в деревне действовали и другие массовые беспартийные революционные организации, созданные под идейным и организационным руководством революционных партий, влияние которых в тот период резко возросло.
Большевики входили в местные крестьянские организации; они разоблачали попытки либералов сеять иллюзии о возможности мирной сделки с царизмом и помещиками. С партиями революционно-демократического лагеря большевики заключали временные боевые соглашения, как это было, например, в Саратовской губернии, где социал-демократы и эсеры совместно вырабатывали тактику революционных крестьянских выступлений.
Если до революции эсеры были, по определению Ленина, только группой народничествующих интеллигентов, то революция уточнила характеристику этой партии. «Революция доказала, что эта группа народничествующих интеллигентов есть крайнее левое крыло чрезвычайно широкого и безусловно массового народнического или трудовического течения, выразившего интересы и точку зрения крестьянства в русской бур жуазной революции» '. Эсеры были тогда популярны среди значительной части крестьянства.
Вступая во временные боевые соглашения с эсерами, большевики критиковали их программный утопизм, либеральные колебания их правого крыла, тяготевшего к соглашательству.
Центральным звеном агитационной и организационной работы большевиков в деревне в тот период было создание крестьянских комитетов, от которых в конечном счете и зависела судьба крестьянского восстания. Эта работа дала свои результаты.
Революционные крестьянские комитеты под большевистским воздействием возникли в Нижегородском и Балахнинском уездах. Нижегородский комитет РСДРП выпустил «Крестьянскую газету». В с. Николаевский городок Саратовского уезда крестьянский комитет, руководимый аграрной группой Саратовского комитета РСДРЙ, поднял вооруженное восстание; помещичья земля была захвачена крестьянами. В район восстания прибыли войска, в бой с ними вступила вооруженная дружина из учеников местного земледельческого училища с участием крестьян. В других уездах Саратовской и Пензенской губерний вооруженное восстание крестьян возглавили эсеровские боевые дружины.
Особенно успешно действовали крестьянские комитеты в национальных районах. В Латвии власть в сельских районах захватили народные «распорядительные комитеты», состоявшие из крестьян и батраков. Только в течение ноября в Курляндской и Лифляндской губерниях, по неполным данным, было создано 346 крестьянских комитетов. Крестьянские революционные комитеты приняли непосредственное участие в охватившем Латвию вооруженном восстании. Вооруженные отряды народной милиции были его главной ударной силой.
В Эстонии революционные крестьянские комитеты были избраны в 35 волостях; здесь также была создана народная милиция, на которую опирались новые органы власти. Йод контролем восставших оказались целые уезды и даже уездные города. В Гуртти массовый характер приобрели нападения крестьянских отрядов на стражников и полицию. Крестьяне вступали в борьбу даже с казачьими частями; так было, например, в горной местности Нассакирали. В начале декабря «красные сотни» захватили уездный город Озургеты, где была установлена революционная власть. В дальнейшем крестьянские «красные сотни» явились активной боевой силой вооруженного восстания в Грузии.
Крестьянские восстания, начавшиеся с конца октября, были одним из проявлений высшего подъема революции. Они свидетельствовали о быстром назревании вооруженного восстания против самодержавия, решающим образом усиливали всенародный натиск на царизм.
Однако царскому правительству удалось предотвратить слияние рабочих и крестьянских восстаний в одновременное выступление. По инициативе Витте в районы массовых крестьянских восстаний были посланы специальные карательные воинские отряды во главе с гейерал-адъютантами царя, получившими чрезвычайные полномочия.
Латвия и Эстония были объявлены на военном положении. В конце ноября Витте добился учреждения временного генерал-губернаторства в Прибалтийском крае специально с целью борьбы с «возмутительной „иллюминацией11 помещичьей собственности». Действия кровавого палача латышских и эстонских крестьян капитан-лейтенанта Рихтера, казнившего без суда и следствия, Николай II приветствовал резолюцией на телеграфном донесении: «Ай да молодец» | |
Просмотров: 1821 | |